Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 23:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые
в данной работе, имеют огромное значение для современной России: наиболее значимыми задачами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.
Цель написания работы: изучение вопроса качества жизни населения.
Из цели следуют задачи: определить, что такое качество жизни, какими показателями оно измеряется, дать картину качества жизни современной России и тенденции развития этой проблемы.
Введение…………………………………………………………………………….....................3
Глава 1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и показатели………........4 1.1 Понятие «уровень жизни населения»…………………………………...………….4 1.2 Задачи изучения уровня жизни……………………………………………...............6 1.3 Показатели качества жизни …………………………………………..……..………7
Глава 2. Качество жизни в Российской Федерации ……………………………...…..…15 2.1 Тенденции в социально – экономическом развитии России…........................….15
2.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью……………..………………...19
2.3 Политика правительства России по повышению качества жизни
населения………………………………………………………………………...…………...…20
Глава 3. Приложение. Показатели жизни населения России 2000-2004 год……………...….22
Заключение…………………………………………………………………...…...…………….25
Список использованной литературы…………………………………….……………………26
Крайне негативное влияние на область образования оказал финансовый кризис 1998 года. В результате этого ухудшилось состояние материально-технической базы, не проводилось обновление парка учебно-лабораторного оборудования, не пополнялись фонды библиотек образовательных учреждений.
В
силу демографических причин в 2001 году
по сравнению с 1999 годом сократился
контингент обучающихся в
Принята Федеральная программа развития образования и национальная доктрина развития образования, определившие долгосрочную перспективу и приоритеты в развитии отрасли. Проводилась большая работа по созданию и внедрению общеобразовательных стандартов, разработке новых учебников и учебно-методических материалов.
2.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью
Система
социальной защищенности населения
включает в себя обязательное медицинское
страхование, пенсионное обеспечение,
социальное страхование, минимальные
социальные гарантии, выплату пособий
(по нетрудоспособности, безработице,
малообеспеченным и многодетным семьям,
в связи с рождением ребенка, инвалидам,
беженцам, детям, оставшимся без попечения
родителей), дотации и льготы малообеспеченным
слоям населения.
Важную роль в программах повышения уровня жизни населения играют улучшение жилищных условий, формирование и развитие рынка жилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству населения улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтому необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наем государственного жилья, расширяя продажу жилья в кредит, развивая ипотеку.
По данным Госкомстата России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности (определяемой уровнем доходов, соответствующих бюджету прожиточного минимума), составляет около 24%. Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.
Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач демократического развития общества. Необходимо установить социальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первую очередь, пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными.
При разработке политики доходов и расходов необходимо учитывать два варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента их рождения и до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных.
2.3 Политика правительства России по обеспечению повышения качества жизни населения.
Правительство
определило чёткие задачи во всех областях
экономики
и социальной сферы, которые начали реализовываться
в 1999-2001 годах и будут оставаться важнейшими
направлениями деятельности Правительства
как
в краткосрочной, так и в среднесрочной
перспективе.
Важнейшим
приоритетом правительственной политики
в социальной сфере является увеличение
инвестиций в человеческий капитал, прежде
всего образование и здравоохранение.
Начиная с 2000 года, каждый год в рамках
федерального бюджета повышается объём
средств, выделяемых на эти сферы.
В связи с этим в образовании одной из
важнейших мер станет повышение эффективности
использования средств, выделяемых на
образование из бюджетов всех уровней,
продолжение эксперимента по внедрению
единого государственного экзамена, в
здравоохранении - разборка программы
обязательного медико-социального страхования.
Важными приоритетами политики Правительства в сфере трудовых отношений, занятости и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамично развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Главный шаг в этом уже сделан- принят Трудовой кодекс. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.
В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.
В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2000 и 2001 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей – многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии пенсионеров.
В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата.
Принятие
в 2001 году ряда поправок в корпоративное
законодательство, разработка законов
о банкротстве и о
В 2002 году предстоит продолжать реформу корпоративного законодательства. Другие важнейшие задачи – принятие мер по развитию фондового и денежного рынка, рынка страховых услуг. Их решение позволит привлечь в экономику значительные зарубежные финансовые ресурсы, а также в большинстве своём незадействованные в настоящее время сбережения российских граждан.
Продолжение начатой в 2000-2001 годах налоговой реформы, направленной на дальнейшее упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени, устранение налоговых льгот, станет важнейшим фактором улучшения инвестиционного климата. В ближайшей перспективе будут подвергнуты реформированию ряд налогов, в том числе введены упрощённая система налогообложения малого предпринимательства и налог на недвижимость.
Непосредственно влияющий на инвестиционный климат процесс – дебюрократизация экономики. Принятие в 2001 году пакета законов по дебюрократизации экономики стало реальным шагом на пути стимулирования развития малого бизнеса. Для прорыва в этом направлении Правительство будет реализовывать программы поддержки малого предпринимательства и оказывать правовое, информационно – техническое и финансовое содействие.
В 2001 году сделан главный шаг для решения земельного вопроса – разработан и принят Земельный Кодекс, который регулирует оборот несельскохозяйственных земель. Одной из важнейших задач 2002 года должно стать принятие закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, предстоит принять ряд нормативных актов, обеспечивающих выполнение этих двух базовых законов.
На сегодняшний день Правительством и Центральным Банком согласована стратегия развития банковского сектора Российской Федерации. Её реализация станет одним из приоритетов Правительства.
Глава 3. Показатели жизни населения России 2000-2004 год
Динамика среднемесячной заработной платы
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Среднемесячная
номинальная начисленная |
2223,4 | 3240,4 | 4360,3 | 5498,5 | 6739,5 |
Среднемесячная реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему г. | 120,9 | 119,9 | 116,2 | 110,9 | 110,6 |
Динамика численности постоянного населения
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Численность населения, всего, тыс. чел. | 146890 | 146304 | 145649 | 144964 | 144168 |
В том числе: городское, тыс. чел. | 107419 | 107072 | 106725 | 106321 | 105818 |
Сельское, тыс. чел. | 39471 | 39232 | 38924 | 38643 | 38350 |
Общий прирост (+), убыль (-) населения за год, всего, тыс. чел. | - | -586 | -655 | -685 | -796 |
Городское, тыс. чел. | - | -347 | -347 | -404 | -503 |
Сельское, тыс. чел. | - | -239 | -308 | -281 | -293 |
Показатели естественного движения жизни населения
Год | На 1000 чел. населения | ||
родившихся | умерших | Естественный прирост | |
2000 | 8,7 | 15,3 | -6,6 |
2001 | 9,0 | 15,6 | -6,6 |
2002 | 9,7 | 16,2 | -6,5 |
2003 | 10,2 | 16,4 | -6,2 |
2004 | 10,4 | 16,0 | -5,6 |
Информация о работе Качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России