Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:11, реферат
Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
1. разработка
общих принципов кадровой
2. организационно-штатная
политика - планирование потребности
в трудовых ресурсах, формирование
структуры и штата, назначения,
создание резерва, перемещения;
3. информационная
политика - создание и поддержка
системы движения кадровой
4. финансовая
политика - формулирование принципов
распределения средств,
5. политика
развития персонала - обеспечение
программы развития, профориентация
и адаптация сотрудников,
6. оценка
результатов деятельности - анализ
соответствия кадровой
Формирования кадровой политики в организации.
Так, у
части уже давно
Этап 1. Нормирование.
Цель - согласование принципов и
целей работы с персоналом, с принципами
и целями организации в целом,
стратегией и этапом ее развития. Необходимо
провести анализ корпоративной культуры,
стратегии и этапа развития организации,
спрогнозировать возможные
Этап 2. Программирование. Цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух «единой семьи», нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.
Кадровые мероприятия и
Известно,
что в становлении системы
стратегического менеджмента
1. хаотическое
реагирование на постоянные
2. стратегическое
планирование в узком смысле -
предвидение новых осложнений
во внешних условиях
3. управление
стратегическими возможностями
- выявление внутреннего
4. управление
стратегическими задачами в
Кадровые
мероприятия - действия, направленные
на достижение соответствия персонала
задачам работы организации, проводящиеся
с учетом разработки кадровой политики.
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов: внешние по отношению к организации и внутренние.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы: нормативные ограничения; ситуация на рынке труда.
Например,
присутствие в нормах
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.
Важно получить
представление о
Факторы внутренней политики
Наиболее значимыми представляются следующие факторы:
1) цели
предприятия, их временная
2) стиль
управления, закрепленный в том
числе и в структуре
Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, организации, предпочитающей принцип децентрализации, показывает, что им требуется различный состав профессионалов;
3) условия
труда. Привлекают или
- степень
требуемых физических и
- степень вредности работы для здоровья;
- месторасположение рабочих мест;
- продолжительность и структурированность работы;
- взаимодействие с другими людьми во время раб
- степень свободы при решении задач;
- понимание и принятие цели организации.
4) качественные
характеристики трудового
5) стиль
руководства. Независимо от
- максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
- обеспечение
конструктивного
- получение
адекватной информации о
Таким образом, формирование кадровой политики основывается на этапах и мероприятиях разработки кадровой политики, и условиях для их формировании. Категории персонала
Персонал – совокупность физических лиц, обладающих общеобразовательными и профессиональными знаниями и состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
Обычно трудовой коллектив предприятия подразделяется на:
промышленно-производственный персонал ППП (иначе производственный персонал – ПП), включающий работников, занятых в производстве и его обслуживании и составляющих основную часть трудовых ресурсов;
прочий персонал, занятый в непроизводственных подразделениях.
Кадры – основной (штатный) состав работников организации – совокупность работников различных профессий и специальностей, занятых в организации и входящих в её списочный состав. В этот состав включаются все работники, принятые на работу, связанную и с основной и неосновной её деятельностью.
Независимо от сферы приложения труда персонал подразделяется на категории по характеру выполняемых функций, многообразие которых, требует классификации работников внутри каждой функциональной группы по профессиям, специальностям, уровню квалификации. Это необходимо для планирования потребности в кадрах и организации оплаты и отдыха. Работники организации делятся на следующие категории: рабочие, руководители, специалисты, служащие.
Рабочие – физические лица, непосредственно занятые изготовлением продукции, оказанием услуг, выполнением работ. Это самая многочисленная и основная категория производственного персонала. По участию в производственном процессе рабочие делятся на основных и вспомогательных.
Основные
(рабочие основного
Вспомогательные
рабочие обслуживают трудовые процессы,
выполняемые основными
Служащие – работники преимущественно умственного труда. В группе служащих чаще всего выделяются такие категории работников организации, как руководители, специалисты и собственно служащие.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей фирмы и её структурных подразделений, а также их заместители, кроме того, главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист, по-другому, это менеджеры высшего и среднего звена.
Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими видами деятельности.
Собственно служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание, делопроизводство (кассиры, контролёры, делопроизводители, учётчики, курьеры).
Категории – группы работающих, имеющих определенный статус в КО. Каждая категория предусматривает ряд профессий, которые, в свою очередь, представлены группами специальностей, подразделяемых по уровню квалификации.