Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:47, реферат
Ситуация усложнялась вступлением в силу новой Конституции республики Крым, в которой русский язык не получил ожидаемого статуса. Кроме того, «большой» российско-украинский договор ратифицировался в условиях незавершенной димилитации границ, неразрешенной проблемы Керченского пролива и восемнадцати соглашений по Черноморскому флоту, которые по сути должны определить условия его военно-практической деятельности на территории украинского независимого государства.
Права России на Севастополь, даже внешне не нарушенные в 1954 г., опираются и на такой международный правовой обычай, как длительное и не нарушаемое пользование этой военно-морской базой. Ближайшими правовыми источниками, позволяющими определить передачу государственного суверенитета на территорию Севастополя (как и Крыма) в соответствии с международными нормами того времени, являются Кучук-Кайнарджийский договор от 10 июля 1774 г., Акт о присоединении Крыма и Кубани к России 1783 г. и Ясский мирный договор между Россией и Турцией от 29 декабря 1791 г.
Признание Украины после 1991 г. в качестве нового, суверенного, независимого государства вовсе не означает признания ее прав на оспариваемые территории. Франция, предоставляя независимость Коморским Островам, государству, расположенному на одноименных островах в Мозамбикском проливе, сделала изъятие для острова Маоре (Майотта, общая площадь 374 кв. км), который и ныне имеет статус территориальной единицы Франции.
Примеров защиты государствами своих анклавов, важных с исторической или военно-политической точки зрения, предостаточно. Ставший британским в 1704 г. в результате войны за испанское наследство, Гибралтар до сих пор остается одним из главных опорных пунктов морского могущества Великобритании. Все усилия испанцев вернуть город оказались безрезультатными. Эта военно-морская база Великобритании на Пиренейском полуострове, отдаленная от Африки всего на 21 км, имеет территорию площадью только 5 кв. км. И тем не менее она существует, статус Гибралтара общепризнан.
По результатам проведенного 26 июня 1994 г. опроса жителей Севастополя Севастопольский городской совет народных депутатов 23 августа 1994 г. в очередной раз обратился к президентам Б.Н. Ельцину и Л.Д. Кучме, руководителям парламентов В.Ф. Шумейко, И.П. Рыбкину и А.А. Морозу с предложением принять «государственно выверенное решение о российском федеральном статусе Севастополя и окончательно решить проблемы Черноморского флота». В подписанном руководителями Совета В. Семеновым, К. Павленко, В. Романенко и И. Куликовым обращении были указаны и основания для рассмотрения данных проблем:
«1. Воля жителей
г. Севастополя и моряков-
2. Отсутствие конкретных решений по статусу города и флота;
3. Продолжающаяся
финансово-экономическая
4. Принципиально
невозможное совместное
5. Введение в город подразделений национальной гвардии Украины без согласования с городским Советом народных депутатов».
Просьба вновь осталась без разрешения. Руководство России или не было способно, или не хотело защищать своих сограждан и государственные интересы России. Продолжалась подготовка «широкомасштабного» двустороннего договора России и Украины.
5 декабря 1996 г. по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова Совет Федерации России выступил с заявлением «О статусе города Севастополя». Опираясь на постановление Верховного Совета России от 9 июля 1993 г., Верхняя палата российского парламента выразила сожаление о том, что «украинская сторона вопреки объективным реальностям не желает обсуждать на переговорах вопрос о российском статусе города Севастополя. Это порождает сложную ситуацию, которой могут воспользоваться силы, заинтересованные в разжигании очага напряженности на постсоветском пространстве».
Как обоснованно подчеркнул в своем докладе Ю.М. Лужков, «отказ от Севастополя, являющегося главной базой Черноморского флота, исторически возникшего как южная крепость России, приведет к резкому ослаблению геополитических позиций нашей страны и предопределит доминирование в черноморском бассейне вооруженных сил других государств».
Постановлением Совета Федерации России № 404-СФ от 5 декабря 1996 г. была создана парламентская комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя. Весной 1997 г. по рекомендации комиссий Совет Федерации России принял рекомендации в адрес Президента, но события развивались вопреки позиции обеих палат российского парламента. 28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны межправительственные соглашения, по которым Севастополь как главная база Черноморского флота перестал существовать. Глава Правительства России В.С. Черномырдин поставил свою подпись под признанием Севастополя арендованной у Украины территорией. Похоронным звоном звучат слова Совместного заявления Российской Федерации и Украины, подписанного президентами Б.Н. Ельциным и Л.М. Кучмой 31 мая 1997 г.: «Отныне четко определены статус, условия и сроки пребывания Черноморского флота России на гостеприимной земле Украины... Севастополь был и навсегда останется в нашей памяти городом военной славы, воинской доблести, символом нашего братства по оружию, олицетворением дружбы русского и украинского народов».
Отчет о комплексном социологическом опросе по теме: «Проблемы российско-украинских взаимоотношений в оценке населения Крыма» (фрагменты)
Представленный
материал является результатом социологического
опроса, проведенного в Крыму
в октябре 1999 г. Исследование проводилось
в большинстве городов и районов полуострова
по репрезентативной выборке. Всего опрошено
2570 человек. Расчеты выборки проводились
комплексно с применением квотного метода
как основного, рейтинг проблем, которые
отражены в отчете устанавливался путем
контент-анализа местной периодической
печати, а также на основе пилотажного
исследования. Сбор информации осуществлялся
путем анкетирования, телефонных опросов
и путем анализа информации, полученной
методом включенного наблюдения.
Работа выполнялась научным коллективом
под руководством доктора социологических
наук, профессора Хриенко П.А. Симферополь,
1999 г.
1. Как
Вам кажется, русские и
Таблица 1
Это один народ |
Это два разных народа |
Затрудняюсь ответить |
Другое | |
Русские |
57 |
23 |
10 |
10 |
Украинцы |
51 |
29 |
6 |
14 |
Татары |
27 |
40 |
21 |
12 |
Другие |
54 |
25 |
11 |
10 |
По позиции «другое» чаще всего встречаются записи «в Крыму русские и украинцы один народ»; «украинцы и русские один народ за исключением жителей Западной Украины» и т.п.
2. Как
бы Вы оценили нынешние
Таблица 2
Дружеские |
9 |
Добрососедские |
7 |
Довольно теплые |
6 |
Нейтральные |
26 |
Прохладные |
27 |
Напряженные |
11 |
Враждебные |
4 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
3. Какие
взаимоотношения между
Таблица 3
Дружеские |
70,6 |
Добрососедские |
11,0 |
Довольно теплые |
7,0 |
Нейтральные |
5,0 |
Прохладные |
1,0 |
Напряженные |
0,3 |
Враждебные |
0,1 |
Затрудняюсь ответить |
5,0 |
4. Как бы Вы проголосовали бы в случае проведения референдума о присоединении Украины к союзу России и Белоруссии? (в % к общей сумме опрошенных)
Таблица 4
За |
69 |
Против |
15 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
5. Как
Вы относитесь к идее
Идею поддерживаю |
79 |
Идею не поддерживаю |
5 |
Другое |
1 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
Среди выпускников школ и вузов Крыма поддержка идеи установления единого экономического пространства с Россией составляет 91%.
6. Рядом властных структур России, мэром Москвы Ю. Лужковым делаются заявления о исторической принадлежности г.Севастополя России. Как Вы к этому относитесь? (в % к общей сумме опрошенных)
Таблица 6
Да, я поддерживаю позицию Ю. Лужкова |
59 |
Севастополь – неотъемлемая часть Украины |
21 |
Другое |
11 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
Среди молодых севастопольцев поддержка позиции Ю.Лужкова превышает 90 %. По позиции «другое» указывалось, «что Севастополь принадлежит всем народам бывшего Советского Союза», «это гордость русских и советских моряков» и т.
7. Какой из языков для Вас является родным? (в % к общей сумме опрошенных)
Русский |
82 |
Украинский |
7 |
Крымскотатарский |
8 |
Другие |
3 |
Из приведенных выше таблиц видно, что большинство населения считают Крым исконно русским. И передача его Украине была неправомочной. Есть несколько аспектов в их поддержку.
Международно-правовой аспект
1. С момента
своего основания в 1784 г. суверенитет
над городом осуществляла Российская империя.
После распада империи, образования РСФСР
и СССР суверенитет над всей территорией
федерации осуществлял бывший СССР, но
в рамках федерации город находился в
административно-
2. Россия является
преемником СССР в отношении
права на пользование портом военно-морской
базы Севастополя, основанного на правовом
обычае, то есть на длительном и ненарушаемом
пользовании, что признается всеми странами.
Однако это не означает, что постановка
этого вопроса перед Украиной будет означать
предъявление к ней территориальных претензий,
права России ясно определены международными
соглашениями по этому вопросу (ближайшими
правовыми источниками, позволяющими
определить передачу государственного
суверенитета на территории Крыма в соответствии
с международными нормами того времени,
являются Кучюк-Кайнарджийский договор
1774 года, акт о присоединении Крыма и Кубани
к России 1783 года и Ясский мирный договор
между Россией и Турцией 1791 г.) В данном
случае речь идет не о претензии на территорию,
относившуюся к Украине в рамках существовавших
в СССР административно-
С учетом Указа РСФСР 1948 г. государственный суверенитет над Севастополем в соответствии с нормами международного права никому и никогда не передавался. Следовательно, Украина незаконно пытается распространить свой суверенитет на часть территории России.
3. Признание
нового государства, в
Административное управление территориями Крымской области, которое осуществляла Украина, и суверенитет России над Крымом, который никому не передавался, - абсолютно не равнозначные понятия.