Калькуляция себестоимости в туристической фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:24, реферат

Описание

В настоящее время туризм является одной из перспективных отраслей народного хозяйства. Многие организации, работающие в этой отрасли, уверенно и прочно занимают свое место на рынке туристских услуг, имеют собственную сеть агентов и постоянную клиентуру.
Туристические организации по характеру своей деятельности подразделяются на туроператоров и турагентов.
Туроператор - это туристическая оптовая фирма, выступающая посредником между предприятиями туристической индустрии и турагентами. Она организует туры и реализует их от своего имени через турагентства либо непосредственно клиентам. В процессе организации туров туроператор устанавливает связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, а также, в зависимости от характера тура, с культурно-просветительными учреждениями и экскурсионными бюро, выступая как оптовый покупатель туристских услуг. Довольно часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы или другие средства размещения, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая от производителей туристских услуг значительные скидки.

Работа состоит из  1 файл

Реферат(Цыганова).doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

 В настоящее  время туризм является одной  из перспективных отраслей народного  хозяйства. Многие организации,  работающие в этой отрасли,  уверенно и прочно занимают  свое место на рынке туристских  услуг, имеют собственную сеть  агентов и постоянную клиентуру. 

 Туристические  организации по характеру своей  деятельности подразделяются на  туроператоров и турагентов.

Туроператор - это туристическая оптовая фирма, выступающая посредником между предприятиями туристической индустрии и турагентами. Она организует туры и реализует их от своего имени через турагентства либо непосредственно клиентам. В процессе организации туров туроператор устанавливает связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, а также, в зависимости от характера тура, с культурно-просветительными учреждениями и экскурсионными бюро, выступая как оптовый покупатель туристских услуг. Довольно часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы или другие средства размещения, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая от производителей туристских услуг значительные скидки.

Турагент - это розничная фирма - посредник между обслуживающими предприятиями или туроператорскими фирмами, с одной стороны, и клиентами-туристами - с другой. Турагентство либо реализует туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимается предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или их группам, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро.

 Туристические  фирмы (агентства) могут осуществлять  производственную деятельность (установление  непосредственных связей с производителями  туристских услуг), торговую деятельность (реализация продукции (услуг)  туроператорских и других фирм  с торговой наценкой), а также посредническую деятельность (реализация туристских путевок на правах комиссионера). На практике редко можно встретить фирму, осуществляющую лишь один вид деятельности. Наиболее эффективно для них совмещение всех видов туристской деятельности.

В работе туристических  фирм можно выделить следующие основные этапы:

  • предложение туристу или группе туристов определенного набора туристско-экскурсионных услуг;
  • получение от клиентов денежных средств за путевку (тур);
  • перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание и т.д., раздельно или в целом за "пакет" услуг.

 Совокупность указанных действий можно квалифицировать по-разному, в зависимости от предмета (содержания) договора между:

  • туристической фирмой и туристом;
  • туристической фирмой и другими контактирующими с ней организациями.

 Договорные  отношения туриста и туристической  фирмы складываются как отношения  покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует  подчеркнуть особый характер "продукта", приобретаемого у туристической фирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает получить необходимый ему набор услуг. Фирма, в свою очередь, предоставляет клиенту еще не сами услуги, а права на них. Туристу гарантируется получение в определенное время и в определенном месте услуг, осуществляемых контрагентами туристической фирмы, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом (например, гарантия проживания в отеле определенного класса, двухразовое питание, трансфер, экскурсионное обслуживание в соответствии с программой и т.д.).

 Приобретаемая  туристом совокупность прав, как  правило, оформляется в виде  путевки. Таким образом, путевка  является конечным "продуктом"  деятельности туристической фирмы  и, соответственно, предметом ее реализации. В связи с этим оборот от реализации "продукции" у туристической фирмы отражается в момент продажи путевки, а не тогда, когда турист совершит поездку по данной путевке.

 Получение  туристом самих услуг представляет  собой процесс потребления приобретенной "продукции". Естественно, что за туристом остается право предъявления претензий к туристической фирме в случае неполучения или получения не в полном объеме услуг, гарантии, предоставления которых он приобрел у туристической фирмы.

 С точки  зрения предмета договора в  деятельности туристических фирм  возможны разные варианты. Они  различаются, в первую очередь,  тем, что именно турфирма приобретает  у других организаций. В связи  с этим можно выделить три основных варианта в деятельности турфирм:

Вариант первый: туристическая фирма приобретает у организаций права (гарантии) на получение различных услуг (в местах пребывания и транспортных услуг) и, исходя из стоимости приобретенных гарантий, формирует стоимость собственной путевки и продает ее.

Вариант второй: туристическая фирма приобретает готовую путевку у другой туристической фирмы и перепродает ее.

Вариант третий: туристическая фирма продает туристскую путевку другой фирмы, не являясь владельцем путевки, и получает свою прибыль в виде комиссионного вознаграждения.

 Следует  отметить, что процессы формирования, приобретения и последующей продажи  путевок могут быть растянуты во времени. Соответственно, на практике складываются ситуации, когда формирование путевки начинается в одном отчетном периоде, а ее приобретение и перепродажа - в другом отчетном периоде. Из этого следует, что в деятельности туристической фирмы должно быть четко определено, каким образом (какими первичными документами) фиксируются основные хозяйственные операции, а именно:

  • получение предоплаты от других организаций за оказание услуг;
  • получение предоплаты от других организаций за готовую путевку;
  • получение предоплаты от туриста за путевку;
  • оказание услуг другой организации;
  • передача путевки другой организации;
  • передача путевки туристу;
  • выдача предоплаты другим организациям;
  • получение от других организаций гарантий оказания отдельных услуг;
  • получение от других организаций путевок и т.д.

 На практике, как правило, четко фиксируются  моменты уплаты и получения  денег и образование задолженностей (что в бухгалтерском учете  отражается по счетам расчетов  с поставщиками, с другими дебиторами  и кредиторами и т.д.). Сложности, в основном, возникают в связи с отражением приобретения прав (гарантий) на получение отдельных услуг или получение самих путевок. Это, в свою очередь, влияет на состояние расчетов между фирмами, поскольку в учете не отражается или не полностью отражается то, что приобретено фирмой (например, по счетам учета товаров, незавершенного производства) и представляет собой имущество фирмы. Такое положение в дальнейшем не дает возможности ответить на вопросы о том, что именно реализовано туристической фирмой и какие затраты имеют отношение к данному объему реализации.

 Разнообразие  видов деятельности, которыми занимается  туристская фирма, требует применения  различных методов учета хозяйственных  операций, ведения четкой системы  производственного учета.

 Важнейшим  участком производственного учета  в туристических организациях  является учет затрат на формирование  турпродукции и определение ее себестоимости.

 Для исчисления  себестоимости отдельных видов  турпродукции туристические фирмы,  с учетом особенностей своей деятельности, самостоятельно устанавливают группировку затрат по статьям калькуляции. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции может выглядеть следующим образом:

  1. Расходы на оплату труда.
  2. Отчисления на социальные нужды.
  3. Амортизация основных фондов.
  4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря.
  5. Расходы на ремонт основных средств.
  6. Амортизация нематериальных активов.
  7. Расходы на рекламу.
  8. Представительские расходы.
  9. Транспортные расходы: услуги перевозчика (авиа, железнодорожной организации, морского, речного транспорта и т.п.).
  10. Платежи сторонним организациям (лицам) за оказание услуг по осуществлению туров (гостиничное обслуживание, питание, трансфер, экскурсии, предоставление гидов-переводчиков, аренда автомобиля, мобильного телефона, страховка и т.д.).
  11. Затраты на подготовку и освоение нового турпродукта.
  12. Комиссионное вознаграждение контрагентам.
  13. Прочие затраты и платежи.

 Фактическая  себестоимость по видам турпродукции, а внутри видов - по статьям  калькуляции, отражается на счете 20 "Основное производство". По дебету этого счета в течение месяца собираются все основные расходы. В первичных документах указываются места возникновения затрат, наименование турпродукции и соответствующие статьи расходов.

  В туристских фирмах основные затраты включают:

  • расходы на оплату труда работников, формирующих турпродукцию;
  • отчисления на социальные нужды;
  • транспортные расходы: услуги перевозчика (авиа, железнодорожной организации, морского, речного транспорта и т.п.);
  • платежи сторонним организациям (лицам) за оказание услуг по осуществлению туров (гостиничное обслуживание, питание, трансфер, экскурсии, предоставление гидов-переводчиков, аренда автомобиля, мобильного телефона, страховка и т.д.);
  • затраты на подготовку и освоение нового турпродукта;
  • комиссионное вознаграждение контрагентам;
  • прочие затраты и платежи.

 Накладные  расходы предварительно учитываются  на счете 26 "Общехозяйственные  расходы" по статьям аналитического  учета. По окончании месяца  эти расходы с кредита данного счета в соответствии с выбранной учетной политикой списываются на счет 20 "Основное производство", либо 90 "Расходы на продажу".

Информация о работе Калькуляция себестоимости в туристической фирме