Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа
В экономической науке видное место занимает теория капитала. Капитал (франц., англ. capital, от лат. capitalis - главный) в широком смысле это всё, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Термин “капитал”, понимаемый как капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, именуют также капиталовложениями или инвестициями.
Введение 3
1 Понятие капитала как экономического ресурса. Капитал как благо производстводственного значения 4
2 Спрос и предложение на рынке услуг капитала 10
3 Спрос и предложение на рынке ссудного капитала 14
4 Состояние и тенденции развития рынка капитала в Республике Беларусь 19
Заключение 24
Список использованных источников 25
В современных условиях все более активным поставщиком предметов труда выступает научно-технический прогресс. В качестве всеобщего предмета труда иногда выделяют землю и космос.
Еще одним важным аспектом является механизм формирования капитала предприятия. Обычно, выделяют собственный и заемный капитал (рис.1.2.)
В момент создания предприятия его собственный капитал равен уставному фонду и только позже дополняется разными фондами, формируемыми за счет прибыли, выручки от реализации ненужного имущества и т.п.
Уставный фонд предприятия может быть сформирован за счет денежных и неденежных (материальных) взносов учредителей.
При этом всегда существует так называемая минимальная граница вложения капитала, т.е. минимальная сумма капитала, при отсутствии которой создать новое предприятие и организовать выпуск продукции практически невозможно.
Минимальная граница вложения капитала непрерывно повышается в условиях научно-технического прогресса. Это ведет к возрастанию роли банков, акционерных обществ, финансово-промышленных групп и совместных предприятий.
Поэтому очень часто стартовый капитал предприятия включает не только уставный (собственный), но и заемный капитал. Такой ссудный капитал может привлекаться в виде денежных средств (банковский капитал), а также в виде имущества (оборудование, сырье, поставки энергоносителей и другие формы коммерческого кредита).
Уставный (собственный) капитал и заемные средства образуют совокупный капитал предприятия (рис. 1.2)
Рисунок 1.2 - Формирование капитала предприятия
Примечание - Источник: [3, с.263]
В заключение данного раздела отметим, что капитал и вещь отождествлять нельзя. Средства производства, состоящие из средств труда и предметов труда, являются лишь одной из вещных разновидностей капитала. Средства производства превращаются в капитал тогда, когда из заводского склада они поступают непосредственно в производство, и в заводских цехах получают свою постоянную прописку.
Кроме того, обратим внимание на то, что субстанцией капитала выступают не просто средства производства, а полезные для хозяйственной деятельности запасы. Поэтому капитал может проявиться, например, и в таких особых формах, как закупленная электроэнергия, сжатый пар и т. д.
Безусловно, множество определений капитала формально несколько затрудняет идентификацию данной сложной экономической категории, но не должно восприниматься как кризис экономической науки.
Дело в том, что не так уж и плохо иметь много определений капитала, каждое позволяет уловить ту или иную черту капитала. Поэтому если приступить хотя бы к простой их систематизации, двигаться от анализа к синтезу, то такой прием будет приближать к научной истине.
2 Спрос и предложение на рынке услуг капитала
Если принять во внимание различие между рынком капитальных благ и рынком услуг капитала, то станет понятными различия между субъектами спроса на капитал и его предложения на разных сегментах рынка капитала. В рыночной экономике предложение факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательских услуг) осуществляют домашние хозяйства, а спрос на факторы производства предъявляют фирмы (бизнес).
Значит, и на рынке капитальных благ спрос на них предъявляет бизнес, а предложение капитальных благ осуществляют домашние хозяйства. Эти субъекты рынка, являющиеся поставщиками капитальных благ, не предоставляют, как может показаться на первый взгляд, станки, машины, оборудование в их натуральном виде фирмам (бизнесу). Они предоставляют заемные средства (свои сбережения) для осуществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены капитальные блага. На рынке услуг капитала спрос и предложение осуществляют, как правило, фирмы (бизнес), сдающие в аренду принадлежащие им капитальные блага по определенной ставке, которая, как мы отмечали, называется арендной платой, или рентной оценкой. Так, например, фирма может сдать в аренду принадлежащие ей фотоаппараты, по определенной рентной оценке за 1 аппарат-час.
Физический капитал пользуется спросом, потому что он производителен. Но важно заметить, что, когда мы говорим о спросе на капитал как фактор производства, то не можем абстрагироваться от спроса на заемные средства, необходимые для приобретения капитала в физической его форме (машины, оборудование и т. п.).
Спрос на капитал - это спрос на заемные средства (ссудный капитал), а не просто на деньги. Чисто внешне спрос на ссудный капитал предстает как спрос на определенную сумму денег. Но спрос на деньги как деньги и спрос на ссудный капитал - это не одно и то же. Бизнес предъявляет спрос на заемные средства для осуществления инвестиций, т. е. ему требуется определенная денежная сумма для пополнения производственных фондов (капитала в физической форме). Конечно, домашний хозяйства (население) тоже предъявляют спрос на деньги, но природа этого спроса иная, так как не связана с предпринимательской деятельностью. Кроме того, спрос на физический капитал, так же, как и на другие факторы производства, является производным спросом, т. е. он зависит от спроса на те блага и услуги, в производстве которых используется физический капитал. [10, c. 270]
Рассмотрим последовательно вначале спрос и предложение на рынки услуг капитала, используя известные кривые спроса и предложения на ресурсы. Затем исследуем спрос и предложение на рынке заемных средств, а после этого - спрос и предложение на рынке капитальных активов.
Спрос на услуги капитала можно представить графически в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Спрос на услуги капитала как отражение предельной
доходности капитала
Примечание - Источник: [10, с.271]
Из графика видно, что по мере вовлечения в производственный процесс все большего количества услуг капитала (при прочих равных условиях) снижается предельный продукт капитала в денежном выражении (MRPK), или предельная доходность капитала. То же самое наблюдается и при увеличении услуг труда и снижении его предельного продукта. Следовательно, мы сталкиваемся с уже известным законом убывающей доходности. Эту закономерность давно заметили экономисты прошлого - А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, А. Маршалл и многие другие теоретики. Это знает и бизнес: чем больше капитальный запас в стране, тем меньше (при прочих равных условиях) отдача от него, или прибыльность. Вот почему в богатых капиталами промышленно развитых странах уровень дохода на капитал может оказаться ниже, чем в менее развитых, не так насыщенных капиталами странах.
Кроме понижательной тенденции уровня дохода на капитал важно подчеркнуть, что при миграции капитала между различными отраслями промышленности в условиях совершенной конкуренции этот уровень имеет тенденцию к выравниванию. И действительно, если не существует барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее, слишком высокие уровни дохода на капитал, например, в пищевой промышленности, привлекут сюда предпринимателей. По мере роста капиталовложений в эту отрасль, уровень их доходности начнет снижаться, а в тех отраслях, которые капитал покинул, доходность капиталовложений начнет повышаться.
Теперь обратимся к анализу предложения услуг капитала как фактора производства. Как правило, услуги капитала поставляются друг другу фирмами, сдающими в аренду принадлежащее им оборудование. Но не будем забывать, что значительная часть услуг капитала приобретается фирмами, использующими собственное оборудование (фирмы как бы арендуют сами у себя принадлежащее им оборудование). Предложение услуг капитала можно рассмотреть в краткосрочном и долгосрочном периоде. В первом случае оно является абсолютно неэластичным, так как за короткий промежуток времени нельзя увеличить количество услуг станков, машин, оборудования и т.п., используемых с неизменным уровнем интенсивности. Однако в долгосрочном периоде предложение услуг капитала становится эластичным, поскольку изменяется сама величина капитального запаса страны (станков, машин, оборудования), который и может поставить больше услуг капитала.[10, c.271-273]
Графически предложение услуг капитала в долгосрочном периоде можно представить в виде кривой, имеющей положительный наклон (рис.2.2).
Кривая предложения услуг капитала SK имеет положительный наклон, потому, что те субъекты, которые предлагают услуги капитала, отказываются от альтернативного его применения. Допустим, некая фирма приобрела велотренажер и сдает его в аренду коммерческому спортивному клубу. Цель подобной операции - получение арендной платы, или рентной оценки за услуги такого капитального блага, как велотренажер. Чем выше будет рентная оценка, сложившаяся на рынке проката данного капитального блага, тем больше капитальных услуг может быть поставлено. Какое же количество услуг капитала будет поставлять владелец капитального блага? Для этого нужно сравнить так называемую минимально приемлемую рентную оценку (Rmin) и предельные издержки упущенных возможностей (МОС - marginal opportunity cost), связанные с владением данным активом (например, Rmn= МОС при предложении услуг капитала Ко).
Рисунок 2.2 - Предложение услуг капитала как отражение
предельных издержек упущенных возможностей использования
капитала
Примечание - Источник: [10, с.273]
Не следует забывать, что фирма несет издержки упущенных возможностей, предоставляя капитальное благо в аренду. Ведь для покупки этого блага нужно было затратить определенные денежные средства, свои собственные или заемные. Если свои собственные, то фирма отказалась на определенный период времени от других, альтернативных способов использования этих денежных средств (можно было бы купить участок земли и получать арендную плату; положить деньги на срочный депозит под проценты и т. д.). Таким образом, мы видим, что рынок услуг капитала неразрывно связан с рынком заемных средств.
И, наконец, необходимо соединить два графика воедино, т. е спрос на услуги капитала и предложение услуг капитала (рис.2.3)
Рисунок 2. 3 - Равновесие на рынке услуг капитала
Примечание - Источник: [10, с.274]
Как видно из графика, спрос на услуги капитала уравновешивается с предложением услуг капитала при рентной оценке RE. Любые сдвиги кривых SK и DK под воздействием изменений в технологии, потребительских вкусов и предпочтений и т. д. изменят уровень равновесной рентной оценки на рынке услуг капитала.
3 Спрос и предложение на рынке ссудного
капитала
Рассмотрим механизм спроса и предложения на рынке заемных средств (ссудного капитала) и природу такого факторного дохода, как процент.
Субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, которые предлагают заемные средства, т. е. денежные суммы для приобретения производственных фондов в бизнесе. Для начала, предположим, что предложение инвестиционных средств происходит только при помощи финансовых посредников (инвестиционных фондов, коммерческих банков и т. п.).
Спрос на рынке заемных средств, как мы выяснили ранее, определятся потребностью бизнеса в приобретении физического капитала для осуществления инвестиционных проектов.
Рассмотрим график: по оси абсцисс (рис. 3.1) расположена величина заемных средств, а на оси ординат - доход от сделанных инвестиций. Кривая спроса DK (теперь этот же символ обозначает спрос не на услуги физического капитала, а спрос на заемные средства) будет иметь отрицательный наклон. И объясняется это убывающей предельной производительностью инвестиций по мере того, как увеличивается количество привлекаемого ссудного капитала.
Рисунок 3.1 - Спрос на рынке заемных средств (ссудного капитала)
Норма дохода от инвестиций рассчитывается как отношение дохода от инвестиций к объему инвестированных средств, выраженное в процентах. Если инвестирование 100 долл. приносит доход 10 долл., то норма дохода от инвестиций составит: 10 долл. / 100 долл. х 100% = 10%.
Кривая предложения заемных средств будет иметь положительный наклон (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 - Предложение на рынке заемных средств
Примечание - Источник: [10, с.276]
Эта кривая отражает не что иное, как предложение сбережений домашних хозяйств. И здесь так же, как и в случае с рынком услуг капитала, причиной именно такой ее конфигурации являются растущие предельные издержки упущенных возможностей. Речь идет об упущенной возможности потратить свои сбережения в настоящем периоде времени.
При исследовании рынка ссудного капитала и категории процента очень важно еще раз подчеркнуть роль фактора времени. Так, кривая SK свидетельствует о том, что домашнее хозяйство отказывается от текущего потребления своих сбережений, предлагая их в ссуду. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которую в экономической теории называют межвременным выбором. Выделенный термин означает выбор экономического субъекта во времени. В данном случае речь идет о выборе между текущим и будущим потреблением денежного дохода домашнего хозяйства. Каковы мотивы такого выбора в пользу отказа от текущего потребления?