Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:15, курсовая работа
История человеческого познания мира политики, государства и экономики – важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и экономических явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится ясно, что без истории невозможны и научная прогностика, футурология в области современных социологических наук. Познавательный потенциал истории политической и экономической мысли весьма значим и в плане научной разработки глобальных проблем современности.
Введение 2
1. Кейнсианская концепция государственного регулирования. 4
1.1. Причины появления и популярности теории Дж. М. Кейнса 6
2. Основные положения кейнсианской теории 13
2.1. Уровень занятости и совокупный спрос 13
2.2. Склонность к потреблению и сбережению 15
2.3. Сбережения и инвестиции 17
2.4 Теория инвестиционного мультипликатора 21
2.5 Теория инфляции 26
2.6 Социальный идеал Кейнса 28
2.7 Рецепты макрорегулирования 29
3. Теория Кейнса в современных условиях 31
3.1. Кейнс и мировая экономика 31
3.2. Дальнейшее развитие кейнсианства. 32
Заключение 35
Список литературы 37
Равенство (3) показывает, что приращение дохода тем больше, чем выше склонность к потреблению . Кейнс придавал этому обстоятельству настолько большое значение, что в период «великой депрессии» 1929-32 гг. выступил против популярного тогда лозунга «мы не можем тратить больше, чем зарабатываем». «Вернее сказать, что мы не можем заработать больше, чем мы тратим».
Всякое правительство, говорит Кейнс, может существовать долгое время, печатая бумажные деньги. Это такая форма налогового обложения, уклониться от которой труднее всего. Кейнс приводит следующий пример. Допустим, что в обращении находится 9 млн. бумажных знаков, и что в своей совокупности они представляют ценность в 36 млн. золотых долларов. Пусть правительство выпустило 3 млн. бумажек, тогда их общая сумма равна 12 млн. В первом случае каждая бумажка имеет ценность 4 дол., во втором 3 дол. В результате 9 млн. первоначальных бумажек имеет ценность 27 млн. дол. вместо 36 млн. Таким путем правительство, отпечатав дополнительно бумажные деньги, приобрело от населения сумму, равную 9 млн. дол. точно так же, как если бы оно взыскало эту сумму налоговым путем. На кого же упал этот налог? Очевидно, на обладателей первоначальных 9 млн. бумажных денег, которые обесценились по сравнению с прежними на 25%. Инфляция свелась к налогу в 25% на всех обладателей бумажных денег в меру их наличия у каждого.
Этот процесс можно продолжать и дальше, но ценность денег соответственно падает. Это означает, что количество банкнот, которое должно выпускать правительство, чтобы достигнуть определенного результата, должно быть увеличено. Инфляция приходит государству на помощь и иным путем, облегчая тяжесть лежащих на нем обязательств в денежной форме (уменьшает реальную величину внутреннего государственного долга).
Население начинает защищаться от инфляционного налога. Свой денежный резерв оно переводит в драгоценности и пр. Сокращаются траты на домашние расходы. В сделках прибегают к иностранной валюте. Сведение денежных ресурсов до минимума приводит к тому, что ежедневная потребность в наличных деньгах начинает покрываться кредитом. Поэтому номинальные процентные ставки стремительно растут. При критическом уровне инфляции бумажные деньги остаются только в мелкой торговле, других функций они выполнять уже не могут. Степень обесценения денег начинает обгонять рост бумажного обращения (гиперинфляция). Инфляционный налог становится невозможным. Наступает развал фискальной системы и денежного обращения. Когда инфляция доведена до этого уровня, то неизбежной становится денежная реформа. Создание устойчивой денежной единицы – предпосылка восстановления нормальных источников дохода. «Лучший путь поэтому – это пользование еще в течение некоторого времени плохими деньгами как источником дохода, но вместе с тем немедленное создание стабильной счетной единицы... с ежедневным официальным установлением курса таковой по отношению к плохим деньгам». В качестве положительного примера он приводит денежную реформу в России в 20-х годах. «Россия дает поучительный пример параллельного существования здоровых денег и денег для повседневных нужд, прогрессирующее обесценение которых является лишь терпимым налогом на оборот».
Кейнс полагал, что значительная
безработица исключает
Кейнс считал исключительно важным поддержание устойчивости уровня цен. Для этого уровень денежной заработной платы должен поддерживаться стабильным настолько, насколько это возможно. Однако растущие цены предпочтительнее низкой денежной заработной платы. Дефляция хуже инфляции, так как предвидение понижения цен сокращает производство и ухудшает положение производителей.
Кейнса часто обвиняли в том, что он недооценил угрозы инфляции. Но в те годы, какие он жил, угроза безработицы была сильнее угрозы инфляции, чем и оправдывались его взгляды. Когда изменилась экономическая ситуация, стали меняться и его оценки. Так, уже в 1945 г. Кейнс высказался за повышение процентных ставок, опасаясь инфляционного воздействия на совокупный спрос погашения огромных военных займов.
Кейнс был решительным
противником государственной
Сам Кейнс мечтал о государстве всеобщего благосостояния, когда имеет место полная занятость, и социальные трансферты поддерживают жилищное строительство, сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Для этого не нужны ни государственная собственность, ни государственное управление экономикой; необходимы лишь значительные размеры государственных расходов (и налогов, соответственно). Частичное перераспределение доходов в пользу бедных могут стимулировать инвестиции благодаря росту потребления. Они играют также роль экономического стабилизатора.
Взгляды Кейнса в этом отношении стали частью современной экономической практики. Если в 1929 г. расходы и доходы правительства США составляли 2,5% ВНП, то во второй половине XX в. они никогда не опускались ниже 20% ВНП. Это сделало невозможным повторение Великой депрессии 1929 г.
Кейнс написал работу теоретического
характера. Однако его обоснования
и выводы представляют основу для
формирования важнейших
1. Денежная политика, регулирование процентной ставки. Предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложении, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Но снижение процентной ставки – это не главный путь. Кейнс предполагал, что не исключена ситуация, когда денежная масса продолжает расти, а понижение процентной ставки практически останавливается. Возникает «ловушка ликвидности»
2. Бюджетная политика. Чтобы
стимулировать эффективный
3. Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.
4. Политика полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы, на расширение системы социального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы долгосрочного кредита и т. д.
В качестве главного инструмента Кейнс рассматривал бюджетную политику, в том числе расширение расходов и инвестиционной деятельности самого государства. Косвенные методы регулирования, в частности снижение процентной ставки, считались малоэффективными.
Хотя Кейнс рассматривал
в основном проблемы замкнутой национальной
экономики, он разрабатывал и проблемы
открытой экономики, равно как и
мировой экономики в целом. В
качестве важного примера можно
отметить идею Кейнса 1943 года о принципах
организации международной
1. Создание между государствами клирингового союза, который должен «обеспечить, чтобы деньги, полученные от продажи товаров одной страны, могли быть направлены на закупку товаров любой другой стране».
2. Создание «банкора», или международной квазивалюты. Для того, чтобы члены клирингового союза могли покрывать внешний дефицит, не прибегая к ограничительной политике, Кейнс предложил открывать счета всем центральным банкам, на которых они могут иметь краткосрочные ссуды. Каждое государство – член союза имеет квоту, пропорциональную его внешней торговле и составляющую предел, сверх которого оно не могло бы иметь долгов по отношению к клиринговому союзу. В зависимости от своей квоты каждое государство получает определенное количество банкора. Банкор не должен конвертироваться в золото, доллар или другую мировую валюту, поэтому дебетовые сальдо не могут изыматься их владельцами в качестве самостоятельной денежной ценности.
3. Для выравнивания дисбалансов Кейнс полагал, что страна, дебетовое (отрицательное) сальдо которой превышает четверть ее квоты, должна провести девальвацию (примерно на 5%). Если дебетовое сальдо превышает половину квоты, клиринговый союз может потребовать от страны выплаты золотом (или долларами), а также более значительной девальвации ее валюты. Напротив, если положительное сальдо превышает определенный предел и определенную длительность, то соответствующая страна облагается налогом с отрицательным процентом (штрафом).
Создание Международного валютного фонда пошло по несколько иному пути, использовав вместо банкора доллар и золото. Это сделало неизбежными периодические валютные спекуляции против слабых валют и последующие резкие корректировки национальных обменных курсов, которые можно было бы избежать использованием предложенного Кейнсом механизма постепенного выравнивания курсов. План Кейнса, не принятый полностью в 1944 г., может оказаться полезным спустя полвека для стран с переходной рыночной экономикой.
Появление концепции Кейнса закономерно вызвало большой резонанс в капиталистическом свете и оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие экономической теории и экономической политики. Наиболее активные ее поклонники связывают эту модель с началом нового этапа в развития экономической науки. Кейнсианство заняло ведущее место в буржуазной политэкономии в ряде стран развитого капитализма, особенно в США, Англии, и долгое время сохраняло свои позиции. Последователи Кейнса выдвинули три проблемы, имеющие относительно самостоятельный характер: проблему динамического равновесия, проблему долговременных отклонений от состояния динамического равновесия и проблему кратковременных отклонений, либо циклических колебаний. Теории, которые появились как результат дальнейшего развития теории Кейнса, получили название неокейнсианство. Они стали развиваться, преодолевая слабые места теории Кейнса.
Разработанные в теории Кейнса и его последователей разнообразные практические рекомендации для буржуазной государства после второй мировой войны активно воплощаться в экономической политике западных стран. Это направление, испытав значительной эволюции, становится господствующим в западной экономической теории 50-60-х лет. Однако уже вторая половина 60-х лет и особенно 70-е годы характеризовались резким усилением критики кейнсианской концепции цикла и учрежденной на ней политики регулирования эффективного спроса. Последнюю все чаще стали рассматривать как дестабилизирующий фактор по причине несвоевременности применения мероприятий, ошибочности их выбора, чрезмерных масштабов государственного вмешательства и др. Рецепты неокейнсианской модели начали вступать в большие противоречия с объективными законами капитализма и даже способствовали обострению отдельных проблем. Наиболее острыми проблемами для капиталистической экономики становятся инфляция, дефицит государственного бюджета и особенно цикличность капиталистического развития.
Социально-экономическое
и политическое развитие западных стран
после второй мировой войны со
всей наглядностью доказало, что государственное
регулирование экономики
Состояние экономики этих
стран есть лучшим доводом того,
что на базе кейнсианских концепций
и моделей не удалось решить проблемы
реализации и бескризисного развития.
Все это вызвало критику