Классификация видов экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:37, реферат

Описание

Виды экономического анализа классифицируют, по:
субъектам, т.е. кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы);
периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);
содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);
методам изучения объекта (комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный анализ);
степени механизации и автоматизации вычислительный работ (анализ в условиях электронной обработки данных с применением счетно-перфорационной техники, счетно-клавишных машин).

Работа состоит из  1 файл

Классификация видов экономического анализа.docx

— 101.85 Кб (Скачать документ)

показателем эффективности  работы цехов служат не прибыль и  рентабельность,

а затраты на производство продукции или выполнение, работ, и только  анализ

этого  показателя  в  цехах  позволяет  сделать   правильные   выводы.   Во

внутризаводском  экономическом  анализе  имеется  больше  возможностей  для

использования  натуральных  показателей  для  оценки  объема  производства,

производительности  труда, качества выпускаемой продукции.

      Внутризаводской   экономический  анализ  имеет   и  свои   специфические

субъекты анализа. Если деятельность предприятия главным  образом  проверяют

экономические   службы    предприятия,    производственного    объединения,

вышестоящие  организации,  то  экономику  внутризаводских  производственных

подразделений изучают  в основном специалисты предприятия  и  соответствующие

службы цехов.

   Отраслевой  анализ. Это вид  анализа   в  широком   смысле  охватывает  все

уровни управления отраслью –  от  основного  звена  предприятия  до  высшего

звена, охватывающего, как правило, отрасль народного  хозяйства.

   Отраслевой  анализ в узком смысле охватывает  отраслевые  объединения,  При

проведении  экономического  анализа  деятельности   отраслевых   объединений

используется   сводная   бухгалтерская,   статистическая,   оперативная    и

специальная отчетность.

   Большинство  показателей сводной отчетности  получают сложением показателей

сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности  образуются  путем

исчисления средних  и  относительных  величин  на  основании  сводных  данных

(средняя выработка  на одного работающего; показатели  использования  средств

труда, предметов  труда и самого труда; затраты  на рубль товарной  продукции;

показатели, характеризующие  выполнение плана и темпы роста  по  сравнению  с

предшествующим  периодом и др.). Анализ сводной отчетности не  ограничивается

оценкой выполнения только плановых показателей. Сводная  отчетность  отражает

совокупные   итоги   работы   подведомственных    объединений,    а    также

непосредственно  подчиненных'?  предприятий  и  организаций.  Кроме  сводных

годовых  отчетов  по  отдельным  видам  своей  деятельности—основной  и   не

основной (промышленности,  капитальным  вложениям,  научно-исследовательским

'институтам),  они   представляют   ряд   дополнительных   форм   отчетности,

обобщающих итоги  работы.

  Сводные отчеты  составляются в основном заводским   методом,  т.  е.  путем

 суммирования  показателей отчетов  подведомственных  предприятий.  Однако  в

 ряде отраслей  промышленности, вырабатывающих однородную  продукцию  (нефть,

 газ, уголь,  электроэнергию, цемент и др.), используется  отраслевой  метод.

 Сводные показатели  изменения  себестоимости,  исчисленные   по  отраслевому

 методу,  отражают  не  только  качество  работы  отдельных  предприятий   и

 объединений,  но и изменение удельного веса  продукции  с  различным   уровнем

 затрат, а также  влияние изменения, вызванного  размещением производства.

  При проведении  экономического анализа  работы  .отрасли,  помимо  сводных

 отчетов, необходимо  привлекать специальную  отчетность  о  внедрении  новой

 техники,  качестве  продукции,  подготовке  кадров,   нормирования   труда,

 материальных  ресурсах,  электровооруженности  труда,  научной  организации

 труда, совершенствовании   управления,  социальном  развитии,  экономическом

 образовании  трудящихся и др.

 

 

  Важное  место   в  экономическом  анализе   занимают  сравнительный  анализ

 деятельности  предприятий  и  функционально-экономический   анализ,  которые

 выделились в  самостоятельные виды анализа  по признаку применяемых  приемов,

 методов.

   Совершенствование   коммерческого  расчета   в   промышленности   повышает

заинтересованность  одних предприятий в  изучении  передового  опыта  других.

Назначение межзаводского  сравнительного  анализа  состоит  в  сопоставлении

достигнутых результатов  хозяйственной  деятельности  с  результатами  других

предприятии или  объединений, в  изучении  причин  различий  в  использовании

производственных  ресурсов,  в  выявлении  резервов  дальнейшего   повышения

эффективности  производства.  В   .отличие   от   внутризаводского   анализа

межзаводский  анализ  позволяет  обобщить   опыт   нескольких   предприятий,

распространить    передовой    опыт     на     сравниваемые     предприятия.

 

   На  основе  его  данных  объективно  оцениваются   как  плановые   задания

предприятий, так  и достигнутые ими результаты.

   Содержание  сравнительного анализа работы  предприятий определяется целью  и

объектами  исследования.  Объектами  анализа  являются   результаты   работы

производственных  объединений,  предприятий,  производств,  цехов,  участков,

рабочих  мест,  сравниваются  явления,  процессы,  объекты   одного   уровня

(предприятия,  цехи,   продукция),   одного   содержания   (труд,   техника,

технология,  организация),  одной  размерности  (крупное,  среднее,   мелкое

производство), одни и те  же   параметры  и  показатели  (производительность

труда, производственная мощность, себестоимость продукции).

   В  зависимости   от   характеристики   объектов   сравнений,   выпускаемой

продукции, размера  и типа производства может быть проведен  полный  анализ,

охватывающий все  стороны работы, или локальный  анализ.

   Основными  условиями сопоставимости данных  являются:

   соблюдение  качественной однородности сравниваемых  показателей ,  единство

методики расчета  показателей (например,  обеспечение  однородности  затрат,

включаемых в  себестоимость продукции);

   применение  единых измерителей продукции   (использование  единых  цен   на

материалы и  продукцию  и  т.  д.),  одинаковые  географические  условия  и

расположение по отношению к поставщикам материалов и техники и потребителям

готовой продукции;

   одинаковое  количество рабочих дней в  сравниваемых периодах.

   В процессе  сравнительного анализа выявляются  причины различий одних и тех

же показателей, факторы, зависящие и не зависящие  от  предприятий,  с  тем,

чтобы повысить объективность  условий  сравнения.  Проведение  межзаводского

экономического  анализа включает такие основные этапы:

   выбор предприятий  и объектов сравнения;

   определение  степени сопоставимости и круга  сравниваемых показателей;

   сбор  и   обработка  экономической   информации  об  объектах,   приведение

показателей в сопоставимый вид:

   сравнение  и анализ показателей, оценка  достигнутых результатов, выявление

причин расхождения  по ним, и факторов, определивших величину показателей;

     обобщение   результатов  анализа,  выводы  и  предложения  по  повышению

эффективности   производства   на    сравниваемых    объектах,    исчисление

экономического  эффекта от реализации предложений  и  степени  влияния  их  на

обобщающие показатели.

   Выбор    базы    сравнения    целесообразно    осуществлять    в    такой

последовательности. В первую очередь устанавливают  сопоставимые  показатели.

К ним относятся  производственная мощность, энерговооруженность,  техническая

вооруженность, уровень  специализации,  металлоемкость  или  материалоемкость

продукции и  т.  п.  Во  вторую  очередь  определяют  показатели,  требующие

приведения их в  сопоставимый вид:  производительность  труда,  себестоимость

продукции, фонд заработной платы и др.

   С учетом  изложенных выше условий и  принципов выбора  базы  сравнения   при

полном   анализе   сравниваются   важнейшие   показатели,    характеризующие

организационно-технический  уровень  производства,   степень   использования

производственных  ресурсов,   объем,   структуру   и   качество   продукции,

себестоимость и  рентабельность  ее  производства,  финансовые  показатели  и

финансовое   состояние.   Уровень,   достигнутый   предприятиями,   отражает

результаты их хозяйственной  деятельности.

Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией


Финансовый и  управленческий экономический анализ

Экономический анализ может  быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными  признаками.

Прежде всего экономический  анализ принято подразделять на два  основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализируетобъем выпуска продукции, ее себестоимость.

Виды экономического анализа в зависимости от функций  и задач анализа

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический  анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной  анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости  от аспектов исследования различают  два основных вида (направления) анализа  хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа  изучает влияние экономических  факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические  показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты  охвата деятельности организации можно  выделить два вида анализа хозяйственной  деятельности:полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может  быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики  или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику  отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики  в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Информация о работе Классификация видов экономического анализа