Количественные методы количественного регулирования международной торговли

Автор работы: Евгений Ройтман, 07 Декабря 2010 в 23:04, контрольная работа

Описание

Контингентирование (квотирование) представляет собой ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика 36.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

   Количественные  методы количественного регулирования  международной торговли. 

   Количественные  ограничения экспорта и импорта  – прямая административная форма  государственного регулирования внешнеторгового  оборота. 

   Виды  количественных ограничений

   Контингентирование (квотирование) представляет собой ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.

   Глобальный  контингент (квота) устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного контингентирования.

   В этом случае величина допускаемого квотой импорта по странам не разбивается  по странам – глобальный контингент ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к ввозу и оставляет за импортером право выбора страны, в которой производятся закупки в счет контингента. То же самое относится и к контингентированию экспорта.

   Индивидуальный  представляет собой контингент, распределенный по странам. Существуют следующие виды индивидуальных квот: 

   
  1. индивидуальная  квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между  странами пропорционально их доле в  им порте в предыдущий период;
  2. часто предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двусторонних квот на договорной основе;
  3. иногда предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.
 

   Механизм  распределения контингентов по странам  часто превращает индивидуальную квоту  в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки данной страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе контингентируемого товара.

   В торгово-политической практике часто  встречаются также так называемые сезонные квоты. Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Их суть в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот – обеспечить рынками сбыта национальных производителей.

   Тарифный  контингент – это разрешение на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам или беспошлинно Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

   Иными словами - это сочетание количественных ограничений и таможенно-тарифной политики. Он открывается, как правило, по сырьевым товарам, в импорте которых по возможно более низким ценам заинтересованы национальные производители. При этом предполагается, что данный товар производится внутри страны, но в количествах недостаточных для покрытия внутреннего спроса. 
 
 
 
 
 
 
 

   Лицензионный  порядок – это запрещение свободного ввоза или вывоза товаров. Импорт (экспорт) может производиться только по специальному разрешению – лицензии.

   Лицензирование  является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами.

      Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

      На  практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.

      Индивидуальная  лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

      Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

      Автоматическая  лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

      Мировой опыт показывает, что распределение  лицензий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпочтений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

      Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот непосредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределения лицензий. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

      Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производители, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с местными производителями, либо представляющие крупные корпорации, которые способны влиять на политику данного государства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отразиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта товаров у заведомо неэффективных иностранных товаропроизводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.

      Распределение лицензий на внеценовой основе предполагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, разрабатывать специальные критерии оценки, которые обеспечивали бы объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий. Эффективность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экспертного совета, а также используемого механизма осуществления данной процедуры.

      Обострение  конкурентной борьбы на мировом рынке  вызвало появление нового вида количественных ограничений ставшего известным  под названием «добровольных  ограничений экспорта». Они появились  в Японии и в странах Западной Европы в форме контингентов на экспорт в США и некоторых товаров. Причиной явилось требование импортеров «добровольно»  снизить экспорт ряда товаров под угрозой введения количественных ограничений импорта, повышения существующих или введения дополнительных пошлин. В настоящее время «добровольное ограничение экспорта» получило довольно широкое распространение.

      Добровольные  ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.

      С точки зрения экономистов, рассматривающих  мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стоимости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли. Причем П. Кругман и М. Обстфельд вынуждены признать, что рента, присваиваемая иностранными производителями, составляет перекачку дохода, а не потери эффективности экономики.

      Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах. В качестве таких соглашений выступают урегулирования по поливолокну и экспорту текстиля.

      Эмбарго представляет собой запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия международных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ирану), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уровень, введенный странами ЕС) или отдельным государством по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова. 
 

      Цели  применения количественных ограничений: Главная, основная цель применения количественных ограничений – защита позиций национальных производителей в тех случаях, когда другие торгово-политические средства оказываются недостаточно эффективными.

      Не  менее важная задача – поддержание  цен на товары, а  следовательно, и прибылей производителей. Количественные ограничения импорта используются для вытеснения конкурентов с  внутреннего рынка.

      Так же  количественный ограничение  являются орудием экономического давления на другие станы с целью выторговывания уступок в конкурентной борьбе и на торговых переговорах. 
 
 
 
 

      Аргументы «за» и «против» использования тарифов  как средства экономической политики 

      Аргументы против тарифов

      Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Россию, и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения. 
 

Противники  тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Информация о работе Количественные методы количественного регулирования международной торговли