- Тарифы
замедляют экономический рост.
Анализ на основе теории общего равновесия
показывает, что экономическое благосостояние
малой страны снижается от введения импортного
тарифа в любом случае. Экономическое
благосостояние большой страны также
снижается во всех случаях, кроме одного,
когда эффект улучшения условий торговли
перекрывает экономические потери, возникающие
от введения тарифа. Но поскольку импорт
большого государства является экспортом
других стран или группы стран, то условия
торговли большой страны могут улучшиться
только за счет ухудшения условий торговли,
а следовательно, и уровня благосостояния
в странах, являющихся ее торговыми партнерами.
Следовательно, в любом случае воздействие
тарифов на мировую экономику в целом
отрицательно, поскольку они ведут к снижению
объема международной торговли.
- Одностороннее
введение тарифов нередко приводит к торговым
войнам, которые подрывают стабильность
международной торговли и международной
экономики в целом. Торговые партнеры
страны, применившей в одностороннем порядке
импортный тариф для защиты своих производителей
от наплыва более дешевых товаров из-за
рубежа, рискуют испытать на себе ответные
тарифные санкции, которые чаще всего
затрагивают основные товары их экспорта.
События могут развиваться по схеме «действие—противодействие»
до тех пор, пока торговля не сократится
настолько и отрицательные экономические
последствия этого будут настолько велики,
что страны сядут за стол переговоров
и согласуют уровни тарифов, которые устраивают
каждую из них.
- Тариф
приводит к увеличению налогового бремени
на потребителей, которые из-за тарифа
вынуждены покупать как импортные, так
и аналогичные местные товары по более
высоким ценам. Тем самым часть доходов
потребителей перераспределяется в государственную
казну и их располагаемый доход снижается.
Такое скрытое перераспределение доходов
в пользу государства (особенно в небогатых
странах, где среднедушевой доход не очень
велик) может привести к возникновению
новых и усугублению существующих социальных
противоречий. Кроме того, импортный тариф
приводит к общему повышению уровня цен
и, как неизбежное следствие, стоимости
жизни в стране.
- Тариф
на импортные товары косвенно подрывает
экспорт страны, осложняя проблемы платежного
баланса. Во многих странах экспортные
товары включают в себя импортные детали
и компоненты, рост цен на которые приводит
к росту издержек на производство экспортной
продукции, которая становится менее конкурентоспособной
на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая
импорт, который является экспортом другой
страны, сокращает ее экспортные доходы
и, следовательно, возможность импортировать
из первой страны. Спрос на экспортные
товары уменьшается, что ведет к сворачиванию
производства и обострению проблем занятости.
Исследования влияния импортного тарифа
на экспорт семи латиноамериканских стран
в послевоенное время показали, что по
меньшей мере половина номинального размера
импортного тарифа оплачивается экспортерами,
которые страдают от его введения.
- Тариф
ведет к сокращению общего уровня занятости.
Защищая рабочие места на местных предприятиях,
производящих товары, конкурирующие с
импортом, импортный тариф в то же время
приводит к сокращению занятости в экспортном
и других связанных с ним секторах. Сокращение
экспорта из-за ограничения импорта может
оказаться настолько значительным, что
положительное влияние от введения тарифа
на уровень занятости в отраслях, конкурирующих
с импортом, может быть перекрыто отрицательным
влиянием на занятость в экспортных отраслях.
Более того, занятые в отраслях, конкурирующих
с импортом, из-за растущих издержек производства
будут требовать повышения своей зарплаты.
Чтобы не допустить оттока рабочей силы
в эти отрасли, экспортные секторы тоже
поднимут зарплату, что скажется на росте
издержек и сократит конкурентоспособность
производимых ими товаров и, следовательно,
экспорт в целом.
Аргументы
в защиту тарифов
Несмотря
на столь убедительную аргументацию
сторонников свободной торговли,
в реальном мире импортные тарифы используются
как главный способ государственного
регулирования внешней торговли практически
всеми странами мира. Набор аргументов
в защиту таможенных тарифов как средства
торговой политики государства весьма
широк, и каждая страна делает особый акцент
на те из них, которые больше подходят
к ее местным условиям. Судя по обсуждениям
в парламенте и дискуссии в средствах
массовой информации, для России наиболее
актуальны следующие аргументы в защиту
таможенных тарифов.
- Тариф
— защита молодых отраслей (infant industry
argument). Новые отрасли промышленности, которые
еще только нарождаются в одних странах,
но уже достаточно сильно развиты в других,
нуждаются во временной таможенной защите
со стороны государства. Без такой защиты,
хотя бы на период становления, наплыв
дешевых иностранных товаров погубит
новую отрасль, не дав ей развиться.
- Тариф
— средство стимулирования отечественного
производства. Этот аргумент, интенсивно
эксплуатировавшийся развивающимися
странами, был несколько позже подхвачен
и в России. Поскольку местная промышленность
не в состоянии конкурировать с более
дешевыми товарами, производимыми за рубежом
с помощью более совершенной технологии,
постольку она нуждается в защите с помощью
импортного тарифа. Более того, его отсутствие
может привести к потере рабочих мест
в результате сокращения производства,
что наложит дополнительное бремя на бюджет,
делая необходимыми выплаты пособий по
безработице. В результате растущей безработицы
упадет жизненный уровень, возникнут социальные
трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают
перераспределительным характером любого
тарифа, который может обеспечить одной
стране выгоду только за счет другой. Страны,
сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя
занятость в отраслях, конкурирующих с
импортом, косвенно сокращают и свой экспорт.
Из-за тарифа иностранные партнеры получают
за свой экспорт меньшую выручку, которую
можно было бы использовать на закупку
товаров, экспортируемых данной страной.
- Тариф
— важный источник бюджетных доходов.
Этот аргумент в пользу введения таможенных
тарифов также традиционно активно эксплуатируется
развивающимися странами и странами с
переходной экономикой, включая Россию.
В условиях низкой финансовой и налоговой
дисциплины многие из этих стран просто
не в состоянии собрать причитающиеся
государству налоги с населения и предприятий
и, следовательно, не могут поддерживать
на необходимом уровне социальные выплаты,
финансирование обороны, охрану общественного
порядка и пр. Налог на импорт или экспорт,
каковым являются таможенные пошлины,
организационно собрать гораздо легче,
чем многие другие виды налогов, поскольку
в большинстве стран он должен уплачиваться
в момент физического пересечения товаром
таможенной границы государства. Контроль
за ключевыми дорогами, пересекающими
границу, и портами с помощью небольшой
таможенной службы во многих случаях оказывается
намного дешевле, чем создание разветвленной
государственной системы сбора налогов,
которая была бы в состоянии обеспечить
их уплату всеми субъектами экономической
жизни.
- Тариф
— защита национальной безопасности,
международного престижа страны, ее культуры
и традиций. Эти аргументы относятся к
разряду внеэкономических аргументов,
периодически возникающих в защиту тарифа
у тех или иных заинтересованных политических
сил и групп. Аргументы такого типа обычно
высказываются группировками, лоббирующими
за те отрасли, которые либо неконкурентны
на мировом рынке, либо производят продукцию,
находящуюся на поздних стадиях своего
жизненного цикла. Очень часто подобные
аргументы выдвигаются политически весомыми
монопольными производителями неконкурентной
продукции, которые собираются получить
весь экономический выигрыш от введения
тарифа. Соображения национальной безопасности,
обязывающие каждую страну иметь на своей
территории минимум необходимого производства
на случай возникновения чрезвычайных
обстоятельств, исторически неоднократно
служили аргументом, обосновывающим введение
импортного тарифа во многих странах,
например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.
Однако после нефтяного кризиса выяснилось,
что куда разумнее и дешевле создать стратегические
запасы нефти по ценам мирного времени,
нежели поддерживать с помощью тарифа
менее эффективное по сравнению с зарубежным
национальное производство. Итак, существует
ряд специфических проблем, связанных
с тарифами. Ставка тарифа может оказаться
настолько высокой, что перекроет импорт
вообще. Поэтому возникает проблема нахождения
оптимального уровня тарифа, обеспечивающего
максимизацию уровня национального экономического
благосостояния. Страны могут использовать
тарифную квоту — разновидность переменных
таможенных пошлин, ставки которых зависят
от объема импорта товара: при импорте
в пределах определенных количеств он
облагается по базовой внутриквотной
ставке тарифа, при превышении определенного
объема импорт облагается по более высокой
сверхквотной ставке тарифа. Экспортный
тариф, существующий в некоторых странах,
играет в основном фискальную и балансировочную
функцию. Противники тарифов подчеркивают,
что они в большинстве случаев снижают
уровень экономического благосостояния
страны и во всех случаях — мира в целом,
ведут к торговым войнам, увеличивают
налоговое бремя на потребителей, подрывают
экспорт и сокращают занятость. Сторонники
тарифов обосновывают их введение необходимостью
защиты неокрепших отраслей национальной
промышленности, стимулирования отечественного
производства, увеличения доходов бюджета
и защиты национальной безопасности.
Вывод
Инструменты
государственного регулирования международной
торговли делятся на тарифные — те,
что основаны на использовании таможенного
тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства
могут придерживаться политики свободной
торговли, открывающей внутренний рынок
для иностранной конкуренции, торговой
политики протекционизма, защищающей
внутренний рынок от иностранной конкуренции,
или умеренной торговой политики, в каких-то
пропорциях сочетающей элементы свободы
торговли и протекционизма. В большинстве
стран основная задача правительства
в области международной торговли — помочь
экспортерам вывезти как можно больше
своей продукции, сделав их товары более
конкурентными на международном рынке,
и ограничить импорт, сделав иностранные
товары менее конкурентоспособными на
внутреннем рынке. Воздействие государственных
механизмов регулирования международной
торговли на экономическое положение
страны может быть описано через понятия
излишков потребителя и излишков производителя.
Таможенный
тариф — это инструмент торговой
политики и государственного регулирования
внутреннего рынка страны при
его взаимодействии с мировым рынком.
Действительная ставка тарифа показывает
реальный уровень таможенного обложения
конечных импортных товаров, вычисленный
с учетом пошлин, накладываемых на импорт
промежуточных товаров. Для защиты национальных
производителей готовой продукции и стимулирования
ввоза сырья и полуфабрикатов используется
тарифная эскалация — повышение уровня
таможенного обложения товаров по мере
роста степени их обработки.
В
результате введения тарифа любой страной
возникает несколько экономических
эффектов. Эффекты дохода и передела являются
перераспределительными эффектами импортного
тарифа и представляют собой перемещение
доходов от одних субъектов экономической
деятельности к другим и не ведут к потерям
для экономики в целом. Эффекты защиты
и потребления представляют в совокупности
эффекты потери экономики от введения
тарифа. В случае малой страны введение
импортного тарифа не может изменить мировые
цены и улучшить ее условия торговли настолько,
чтобы компенсировать негативное воздействие
тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет
доходы внутри экономики, либо ведет к
прямым экономическим потерям. Никакого
положительного экономического эффекта,
ведущего к экономическому росту в тех
или иных секторах, не возникает. Введение
импортного тарифа большой страной вызывает
экономические эффекты, близкие экономическим
эффектам, возникающим при введении такого
тарифа малой страной. Исключением является
эффект дохода, который в случае большой
страны распадается на две части — эффект
внутренних доходов, показывающий перераспределение
доходов от потребителей к государству
внутри страны, и эффект условий торговли,
показывающий перераспределение доходов
от иностранных производителей в бюджет
большой страны в результате улучшения
ее условий торговли. Импортный тариф
оказывает положительное воздействие
на экономику страны только в том случае,
если эффект условий торговли в стоимостном
выражении больше, чем сумма потерь, возникающих
в результате меньшей эффективности внутреннего
производства по сравнению с мировым и
сокращения внутреннего потребления товара.
Существует
ряд специфических проблем, связанных
с тарифами. Ставка тарифа может
оказаться настолько высокой, что
перекроет импорт вообще. Поэтому
возникает проблема нахождения оптимального
уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию
уровня национального экономического
благосостояния. Страны могут использовать
тарифную квоту — разновидность переменных
таможенных пошлин, ставки которых зависят
от объема импорта товара: при импорте
в пределах определенных количеств он
облагается по базовой внутриквотной
ставке тарифа, при превышении определенного
объема импорт облагается по более высокой,
сверхквотной ставке тарифа. Экспортный
тариф, существующий в некоторых странах,
играет в основном фискальную и балансировочную
функцию. Противники тарифов подчеркивают,
что они в большинстве случаев снижают
уровень экономического благосостояния
страны и во всех случаях — мира в целом,
ведут к торговым войнам, увеличивают
налоговое бремя на потребителей, подрывают
экспорт и сокращают занятость. Сторонники
тарифов обосновывают их введение необходимостью
защиты неокрепших отраслей национальной
промышленности, стимулирования отечественного
производства, увеличения доходов бюджета
и защиты национальной безопасности.
Задача
1.
Говядина стоит 5,2 долл. За 1 кг. По этой
цене российские фермеры продают 35 тыс.
т, когда как спрос на российском рынке
достигает 70 тыс. т. В странах ближнего
зарубежья, являющихся экспортёрами говядины
в Россию, её цена составляет 3,4 долл. За
1 кг. По такой цене российские фермеры
смогут продать только 20 тыс. т при спросе,
увеличивающемся до 80 тыс. т. Для защиты
внутреннего рынка Россия вводит импортную
квоту, лицензия на получение которой
стоит столько, сколько составляет разница
между внутренней ценой говядины и её
ценой в странах ближнего зарубежья, т.е.
1.8 долл. За 1 кг.
А)
Рассчитайте объём импорта говядины
при свободе торговли и при
защите внутреннего рынка импортной
квотой?
Б)
Как скажется введение квоты на потребителях
и на производителях?
С)
Рассчитайте доход импортёров, получивших
разрешение на импорт в рамках квоты,
от её введения?