Конъюнктура мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:45, доклад

Описание

Термин "конъюнктура" происходит от латинского слова "conjungo", что означает "соединяю", "связываю".
Конъюнктура мирового рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Работа состоит из  1 файл

Конъюнктура мирового рынка.1docx.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)

Конъюнктура мирового рынка

1. Понятие  конъюнктуры мирового рынка

Термин "конъюнктура" происходит от латинского слова "conjungo", что означает "соединяю", "связываю".

Конъюнктура мирового рынка - это совокупность условий, при  которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Изучение конъюнктуры  рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Под видами конъюнктуры  я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение  способствуют установлению равновесия на рынке.

Спрос - это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1. Цена данного  товара.

2. Цены на  исходные ресурсы.

3. Цены на  другие товары 

4. Наличие необходимых  ресурсов.

5. Характер применяемой  технологии.

6. Инфляционные  ожидания.

7. Налоги и дотации.

8. Природно-климатические  условия.

9. Количество  продавцов.

При изучении конъюнктуры  рынка ведутся систематические  наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых  показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.

2. Основные  факторы, влияющие на конъюнктуру  мирового рынка

Все конъюнктурообразующие  факторы, стимулирующие развитие мирового рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные;

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно  действующим факторам относится  государственное регулирование  экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные  бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера  определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие  различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

3. Развитие конъюнктуры  мировых рынков

Развитие конъюнктуры  мирового рынка определяется воздействием:

- экономических;

- политических;

- военных;

- научно-технических;

- природных;

- психологических (слухов, паники, ожиданий) и других факторов.

Научно-технический прогресс (НТП) влечет качественный бросок в  развитии производительных сил, что:

а) ускоряет процесс обновления основного капитала в традиционных отраслях экономики. Вследствие этого повышенным вниманием на рынке пользуются средства труда, характеризующиеся энерго- и материалосберегающим эффектом, малым сроком окупаемости;

б) стимулирует бурное развитие новых отраслей промышленности (аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти отрасли на рынке предъявляют растущий спрос на различные средства производства.

Заметим, что на конъюнктуру  товарных рынков НТП влияет по-разному: на рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающий (по сравнению с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением; конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается.

Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры товарных рынков прямо и опосредованно:

прямо - через прямое регулирование  производства и цен монополиями  вследствие недостаточной конкуренции;

опосредованно - путем связей монополистов со своими зарубежными  филиалами. Ведь, как правило, монопольным положением на рынке пользуются крупные компании, зачастую транснациональные (ТНК). А внутри каждой ТНК существует особый, искусственно созданный рынок. Искусственно сложившиеся пропорции цен, которые устанавливаются во взаимной торговле между филиалами одной корпорации, влияют на соответствующие пропорции в национальных масштабах. Конъюнктура мировых рынков находится под влиянием этих особым внутрифирменных рынков.

 

Государства вследствие использования  большей или меньшей степени  следующих инструментов регулирования экономических процессов в состоянии способствовать снижению издержек производства частных предприятий, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность на мировых товарных рынках: путем прямого или косвенного регулирования цен внутреннего рынка; или путем бюджетного субсидирования экспорта и импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта).

Наиболее распространен  первый вид регулирования, то есть поддержка  государством определенного гарантированного уровня цен. Это может быть, например, снижение цен на продукцию и услуги государственных предприятий, которые обслуживают частные предприятия. Кроме того, такое регулирование может осуществляться путем предоставления производителям субсидий из бюджета в случае снижения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Например, специальная правительственная корпорация по гарантированию цен в США принимает в залог у фермеров сельскохозяйственную продукцию. Если в период действия залога (обычно до 12 месяцев) цены на рынке превысят уровень залога, фермер может выкупить свой товар и продать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых ставок, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.

Влияние государства на цены промышленных изделий осуществляется и косвенно с помощью таких мер, как: финансирование научно-исследовательских работ; бюджетное финансирования экспорта; протекционистская таможенная политика.

Сезонность периодически влияет на конъюнктуру многих товарных рынков: на рынки продуктов сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, на рынки товаров некоторых сезонных отраслей промышленности - сахарной, консервной, строительной, винодельческой. Например, предложение сельскохозяйственной продукции будет больше после сбора урожая, объем строительных работ расширяется в летние месяцы и сокращается в зимние и т.д.

Так, под влиянием сезонности производства многих видов  сельхозпродукции происходят различные  колебания грузооборота железных дорог (увеличиваются в период уборки урожая и сокращаются в зимние месяцы).

Наибольший спрос  на автомобили наблюдается в весенне-летние месяцы в странах с континентальным  климатом. В США, например, на март-август приходится 2 / 3 продажи всех автомобилей за год. Соответственно наибольший спрос на горючее также приходится на летние месяцы.

В сельском хозяйстве  также объясняется периодическое  повышение и снижение спроса на рынке  сельскохозяйственных машин.

Примером сезонных колебаний может быть также увеличение оборота розничной торговли в праздничные дни.

Стихийные бедствия - снежные заносы, землетрясения, засухи, лесные пожары и т.д. приводят к ощутимых нарушениям деятельности общества или  отдельных отраслей экономики, уничтожению  материальных ценностей. Этот фактор также влияет на развитие конъюнктуры мирового рынка. Например, после землетрясений обычно происходит повышение спроса на строительные материалы. А после заморозков, от которых страдают сельскохозяйственные насаждения, повышаются цены на сельхозпродукцию.

Довольно значительные краткосрочные изменения цен  наблюдаются при вынужденных  продажах или вынужденных покупках, которые должны быть осуществлены в  кратчайшие сроки. К таким операциям  можно отнести, например, продажа  наплаву. Особенно значительным бывает снижение цен при вынужденных продажах товаров, которые быстро портятся, - винограда, цитрусовых и т.д.

Возможен и  другой случай - вынужденная закупка  по завышенным ценам. Например, покупатель, предполагая, что цены снизятся, резко  сократил закупку сырья. Но снижение цен не произошло, все имеющиеся запасы исчерпаны, и нужно, чтобы не остановилось производство, закупить партию сырья по любой цене, поскольку убытки от остановки предприятия будут еще выше, особенно в отраслях с непрерывным технологическим процессом.

 

. Состояние мировых товарных рынков характеризует конъюнктура.

Конъюнктура (нем. konjunktur - сочетание обстоятельств) - это  экономическая ситуация, которая  складывается в экономике или  на конкретном рынке в какой-либо определенный период. Конъюнктура мирового товарного рынка является результатом взаимодействия различных факторов, которые определяют в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливают направления коммерческой деятельности на этих рынках.

В зависимост от объекта исследования выделяют общехозяйственную (общеэкономическую) конъюнктуру и конъюктуру отдельных отраслевых рынков (рыночную).

По продолжительности  действия конъюнктуру подразделяют на текущую, краткосрочную, среднесрочную  и долгосрочную.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические  и внециклические. Циклические факторы  относятся к разряду постоянно  действующих, а внециклические могут  быть как постоянно действующими, так и непостоянными.

Важнейшим конъюнктурообразующим  фактором является цикличность развития экономики отдельных стран и, как следствие этого, всего мирового хозяйства. Несмотря на все усилия устранить кризисы и спады производства, они остаются, продолжают существовать такие фазы цикла, как оживление и бум.

Другим конъюнктурообразующим фактором является государственное вмешательство в экономику. Нередко оно связано с цикличностью. Государство использует экономические рычаги для вывода экономики из кризиса или для недопущения перегрева экономики. Оно пытается стимулировать развитие перспективных отраслей. Государство играет важную роль в сфере регулирования внешней торговли, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Регулирование экономического развития осуществляется как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

Наиболее быстро государственное и межгосудартсвенное регулирование проявляется в  конъюнктуре отдельных отраслей и товарных рынков. Чрезвычайно важна  роль государства и в стимулировании научно-технического прогресса. Типичным примером межгосударственного регулирования экономики, оказывающим непосредственное влияние на конъюнктуру, является сельскохозяйственная политика Европейского союза.

Следующий конъюнктурообразующий  фактор - степень монополизации рынка. На мировом рынке конкуренция, в том числе в неценовой форме, носит более острый характер, в частности потому, что конкурентами выступают мощные транснациональные компании. Чем выше степень  монополизации рынка, тем большее воздействие на него, а следовательно, и складывающуюся на нем конъюнктуру оказывают различные монополистические и олигополистические объединения.

В число конъюнктурообразующих  входят и природные факторы. Некоторые  из них носят долгосрочный характер, другие - краткосрочный. Особенно значительно  их воздействие на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции. Сюда также относятся стихийные бедствия.

К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру  рынка, относятся войны (локальные  и региональные), террористические акты, государственные перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или стране.

Экономические факторы формирования конъюнктуры  включают инфляционные процессы, уровень  процентных ставок, величину дефицитов  государственного бюджета, внутрений  инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов. Ряд факторов связан с процессами, происходящими в мировом хозяйстве, например, с величиной внешней задолженности развивающихся стран.

Конъюнктурообразующие факторы представляют собой реальные процессы и явления, которые происходят в отдельных отраслях материального производства, на соответствующих мировых товарных рынках, в конкретных странах.

Отраслевые конъюнктурообразующие  факторы отражают следующие процессы:  

Информация о работе Конъюнктура мирового рынка