Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
Анализ понятия конкуренции и его содержания;
Анализ влияния конкуренции на рынок;
Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение……………………………………………………………...………...….3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание.
Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики…………...…………………………………………………...…….5
Виды конкуренции………………..…………………………………………..8
Естественная монополия…………………………………………………….17
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………………….20
2.2 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок…………………..…………………………………………….…………...22
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка………...…..24
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой
рыночной экономикой………………………………………………………….30
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной
России……………………………………………………………………….…....323.3 Антимонопольное законодательство России…………………...……….…34
3.4 Экономическая оценка современного состояния
конкуренции…………………………………………………………………….40
Заключение……………………………...………………………………………..45
Список использованной литературы…………………..……………………….47
стратегий развития отраслей ТЭК.
Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.
Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.
Не отличается в лучшую
Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.
3.3.Антимонопольное законодательство России.
Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1 (ред. от 26.07.2006г.)4.
Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту
- включение в договор
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного
- установление монопольно
Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение или
- раздел рынка по
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.
Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии. Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ (ред. от 06.12.2011г.) . Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.
Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты, определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.
Антимонопольное
Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой задачи
анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках России;
создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
создание правовых и
учет структуры рынка при
Антимонопольное
3.4. Экономическая оценка современного состояния
конкуренции
Оценки состояния конкуренции (макроэкономические оценки и оценки участников рынков).
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
Обзор
макроэкономических показателей, характеризующих
состояние конкурентной среды в российской
экономике, и опросы предпринимателей
об их оценках состояния конкуренции в
экономике позволяют сделать выводы, что
участники рынков в Российской Федерации
реально ощущают конкуренцию; причем оценка
конкуренции как значимого фактора для
деятельности предприятий со временем
увеличивается.
Высокая
степень открытости для импорта товаров
и услуг привели к формированию условий,
в которых с высокой вероятностью возникает
конкурентная борьба участников рынка;
в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное
усиление конкуренции с импортом, хотя
основным источником конкуренции для
российских производителей по-прежнему
являются отечественные компании.
Происходит
сближение показателей концентрации производства
в российской экономике со сравнимыми
показателями развитых зарубежных стран:
в высококонцентрированных отраслях промышленности
в рассматриваемый период концентрация
снижается, в то время как в низкоконцентрированных–растет.
Большинство
предпринимателей считает вектор изменений,
которые происходили в конкурентной среде
за 2007 год, положительным (42% «+» и 22%«–»);
Конкуренция
является важным фактором инноваций. Эмпирические
исследования показывают, что испытывающие
конкуренцию предприятия (особенно те,
которые уже давно существуют на рынке)
активно инвестируют в НИОКР и технологии.
Конкуренция (особенно с поставщиками
из дальнего зарубежья) повышает выпуск
и производительность труда.
В тоже время существуют и негативные тенденции: