Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
Анализ понятия конкуренции и его содержания;
Анализ влияния конкуренции на рынок;
Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение……………………………………………………………...………...….3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание.
Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики…………...…………………………………………………...…….5
Виды конкуренции………………..…………………………………………..8
Естественная монополия…………………………………………………….17
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………………….20
2.2 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок…………………..…………………………………………….…………...22
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка………...…..24
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой
рыночной экономикой………………………………………………………….30
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной
России……………………………………………………………………….…....323.3 Антимонопольное законодательство России…………………...……….…34
3.4 Экономическая оценка современного состояния
конкуренции…………………………………………………………………….40
Заключение……………………………...………………………………………..45
Список использованной литературы…………………..……………………….47
Основные угрозы конкуренции на современном этапе
Следует
отметить, что в любой экономике существуют
значительные антиконкурентные тенденции:
с одной стороны, крупные компании в своем
стремлении к наращиванию прибыли всегда
будут стремиться к занятию и использованию
доминирующего положения на товарном
рынке; с другой - хозяйствующие субъекты
вместо развития добросовестной конкуренции
оказываются заинтересованы в получении
преимуществ и создании конкурентам барьеров
входа на рынок с помощью государства.
В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331
дел по признаку злоупотребления доминирующим
положением хозяйствующими субъектами
и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных
действий со стороны органов власти.
Федеральная
антимонопольная служба считает, что угрозы
конкуренции, связанные с формированием
государственных корпораций, деятельностью
естественных монополий, рисками возникновения
картелей и действиями органов власти
требуют незамедлительного реагирования
со стороны государства.
Угрозы
конкуренции, связанные с формированием
государственных корпораций связаны с
передачей им некоторых государственных
функций и полномочий проведения государственной
политики; созданием для них исключительных
условий хозяйственной деятельности,
делающих невозможным конкуренцию с ними
частных компаний; преследованием государственными
корпорациями целей по созданию горизонтально
или вертикально интегрированных структур
в интересах коллективного доминирования.
Госкорпорации, обладая политическим
и административным ресурсом и растущими
финансовыми возможностями, могут оказывать
решающее влияние на общие условия обращения
товара на смежных со сферами их деятельности
товарных рынках.
Федеральная
антимонопольная служба считает целесообразным
следующее: 1) Усиление антимонопольного
контроля за государственного корпорациями.
2) Возвращение властных функций от всех
созданных госкорпораций государству.
3) Расширение использования государственными
корпорациями конкурсных механизмов при
закупке товаров, работ, услуг у частных
российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного
функционирования госкорпораций. 5) Введение
моратория на создание новых государственных
корпораций. 6) Исключение возможности
постоянной государственной финансовой
поддержки госкорпораций.
На сегодняшний
день в Российской Федерации имеются два
крупнейших субъекта – естественных монополиста:
ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе
антимонопольного контроля за деятельностью
данных компаний был выявлен ряд проблем
и рисков, связанных с инфраструктурным
обеспечением страны в сферах электроэнергетики,
газоснабжения и железнодорожного транспорта,
в частности:
Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2000-2007 гг.
Заключение.
В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.
Стоит отметить, что «…отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия,
безусловно, снижает жизненный уровень населения».
Однако с другой стороны,
Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.
Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.
Список использованной литературы.
монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.
августа 1995 года №149-ФЗ. – 64 с.
Дело, 1994. – 178 с.
Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа,
1994. – 267 с.
М.: «ВЛАДОС», 1995. – 324 с.
Киров:, 1995. – 280 с.
– М.: Республика, 1992. – 562 с.
микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 1998. - 235 с.
Прогресс, 1992. – 256 с.
экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса»,
1996. – 189 с.
М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1998. - 208 с.
1991. – 256 с.
// Мировая экономика и международные отношения. 1999. №1. С. 25-31.
с. 12-15.
положение // Деньги и кредит 2000 №4. – с. 33-34.
№5. – с. 6-9.
экономических учений (лекционный цикл) // Российский экономический
журнал.2002.№ 1. – с. 40-42.
современной экономике Вопросы экономики №2. 2002. – с.23-26.
1 Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2000. С.20
2 Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» Мировая экономика и международные отношения. №1. 1999.
3 Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл) Российский экономический журнал. 1995. № 1. .34
4 Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике Вопросы экономики №2. 1998.