Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:17, реферат
Совершенная конкуренция , является скорее абстрактной моделью , удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко , как правило каждая фирма имеет “ своё лицо ” , и каждый потребитель , выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или , иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении
На конкурентном рынке , когда цена и предельный доход фирмы совпадают , было бы произведено 15 единиц продукции , причём цена этой продукции была бы ниже , чем в условиях монополии :
Конкуренция Монополия
Оптимальный объём производства ........... 15 14
Цена руб. ..............................
Графически процесс выбора фирмой - монополистом цены и объёма производства приведён на рис. 3.
Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах продукции , а точка А на графике лежит между 14 и 15 единицами , будет произведено 14 единиц продукции. Не произведённая монополистом пятнадцатая единица продукции ( а она была бы выпушена в условиях конкуренции ) означает потерю для потребителей , так как часть из них отказалась от покупки из - за высокой цены производителя - монополиста.
Любая фирма , спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным , будет сталкиваться с ситуацией , когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства , приносящие ей максимальную прибыль будут соответственно выше и ниже , чем в условиях совершенной конкуренции ( монополия , олигополия , монополистическая конкуренция ) каждая фирма обладает определённой монопольной властью , которая наиболее сильна при чистой монополии.
ТОЧКА МАКСИМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ
На графике 2 к кривым спроса и предельного дохода добавлены кривые издержек фирмы - монополиста. Приведённые данные можно использовать для выявления такой комбинации “ цена - количество ” , которая приносит максимальную прибыль. Это можно сделать , либо сравнивая совокупные издержки с совокупным доходом , либо воспользовавшись предельным подходом.
Данные о совокупных издержках фирмы при разных уровнях выпуска приведены в колонке 6 части (в) на рис. 4. Вычитание совокупных издержек из величены совокупного дохода ( колонка 3 ) даёт размер совокупной прибыли ( колонка 7 ). Из данных колонки 7 следует , что максимальная прибыль достигается при объёме выпуска равном 13 единицам продукции. Подход “ совокупный доход - совокупные издержки ” для анализа процесса максимизации прибыли графически представлен в части (а) рисунка. Совокупная прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми совокупных издержек и совокупного дохода. Этот разрыв максимален при выпуске , равном 13 единицам. Заметим , что максимизация прибыли и максимизации дохода - далеко не одно и тоже. Так в интервале выпуска между 13 и17 единицами совокупный доход продолжает расти. Но поскольку совокупные издержки растут ещё быстрее , то прибыль падает.
Предельный подход к максимизации прибыли представлен в колонках 4 и 5 таблицы части (в) рис. 4. Предельный подход равен приросту совокупного дохода при увеличении объёма выпуска продукции на единицу ; предельные издержки равны приросту совокупных издержек. Следовательно , до тех пор , пока предельный доход превышает предельные издержки , увеличение выпуска на единицу увеличивает совокупный доход в большей степени , чем совокупные издержки , и , тем самым , увеличивает совокупную прибыль. Когда выпуск превосходит 13 единиц , предельный доход становиться меньше предельных издержек ; поэтому любое дальнейшее увеличение выпуска продукции ведёт к уменьшению совокупной прибыли. Логика ситуации в данном случае та же , что и при совершенной конкуренции. Разница состоит лишь в том , что предельный доход - величина не постоянная , а переменная.
В части (б) рис. 4 приводится графическое сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Объём выпуска , дающего максимальную прибыль , находится в точке , где ветвь кривой предельных издержек , имеющая положительный наклон , пересекает кривую предельного дохода. Это происходит в точке , соответствующей объёму выпуска , равному 13 единицам. Прибыль приходящаяся на единицу выпуска при этом объёме , равна вертикальному разрыву между кривой спроса ( которая указывает на цену , по которой продаётся продукция ) и кривой средних совокупных издержек. Прибыль на единицу продукции , умноженная на объём выпуска , равна совокупной прибыли. Она показана на графике заштрихованным прямоугольником.
Пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода на рис. 4 даёт объём выпуска , при котором прибыль максимальна. Цена дающая максимум прибыли , равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска. Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек ( если прибыль максимальна ). В нашем примере предельные издержки при выпуске 13 единиц составляют 26 руб. на единицу. Однако с учётом проведения кривой с проса покупатели готовы готовы купить 13 единиц по цене 64 руб. за каждую. Поэтому именно 64 руб. , а не 26 руб. , представляют собой цену , которая будет которая будет реально назначена за 13 единиц продукции Прибыль при этой цене максимальна.
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ИЛИ МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ ?
Если рыночные условия неблагоприятны , то монополия , так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции , может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью монополиста будет минимизация убытков . Как нам известно , возможности получения прибыли зависят от того , как расположена кривая спроса относительно кривой средних совокупных издержек фирмы.
Обратимся к рис. 5. Кривая спроса лежит ниже кривой средних совокупных издержек на всём своём протяжении. Фирма - монополист вполне может оказаться в такой ситуации во время экономического спада , когда снижаются доходы потребителей , и кривая спроса временно смещается влево. Как обычно , уровень выпуска продукции , соответствующий максимуму прибыли ( или минимуму убытков ) находится в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода , что соответствует выпуску приблизительно 10 единиц продукции. Согласно кривой спроса , такое количество продукции может быть продано по цене 4 руб. за штуку , фирма будет терять по 0,6 руб. на каждой проданной единице. Совокупный убыток показан на рисунке прямоугольником.
Несмотря на то, что , выпуская 10 единиц продукции , фирма несёт убытки , они всё - таки минимальны. Цена , равная 4 руб. более чем достаточно для компенсации средних переменных издержек. Монополист ( как и фирма в условиях совершенной конкуренции ) будет продолжать выпуск до тех пор , пока цена продаваемой продукции будет превосходить средние переменные издержки. Если же кривая спроса сдвигается влево на столько , что кривая средних переменных издержек оказывается над ней на всём её протяжении , фирма - монополист будет минимизировать свои краткосрочные убытки , прибегая к полному прекращению выпуска.
Теперь мы видим , что у фирмы - монополиста нет абсолютных гарантий получения прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае , если условия спроса позволяют продавать продукцию по цене , превышающей издержки её производства. Ситуация , представленная на рис. 5 , носит по сделанному нами априорному предположению временный характер. Предполагается , что фирма сможет выбраться из неё , дождавшись лучших времён. Иногда тем не менее монополист сталкивается с непрекращающимся падением спроса. В такой обстановке единственным вариантом является выход из отрасли с последующей полной распродажей активов фирмы и прекращением всех заключенных договоров об аренде и т.д.
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА ДОЛГОСРОЧНОМ ВРЕМЕННОМ ИНТЕРВАЛЕ
На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера , причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий , причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы , связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии , представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть решены в терминах простой равновесной модели.
Долгосрочное равновесие при отсутствии угрозы появления конкурентов
Это - простейший случай. Для фирмы - монополиста , находящейся в такой ситуации , график , подобный представленному на рис. 4 , может адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном , так и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая отображающая изменение средних совокупных издержек на рис. 4 , теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы , причём возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска , когда долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее :
1. В условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать по крайне мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков представленная на рис. 5 , не может быть долгосрочном равновесием : фирма просто уйдёт с рынка , если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные предельные издержки.
2. В отличии от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии отнюдь не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек Оно может быть достигнута как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных средних издержек ( рис. 4 ) , так и при уровне выпуска , превосходящем минимум кривой долгосрочных средних издержек. Вне зависимости от конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда изберёт такой размер производственного предприятия , который в наибольшей степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает , что кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска продукции.
3. Цена , максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы , будет ниже , чем цена , максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем , что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах , чем на краткосрочных. Начиная с точки долгосрочного равновесия , фирма -монополист может временно увеличить прибыль , поднимая цены и сокращая выпуск продукции и сокращая выпуск продукции , смещаясь тем самым в верх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса. Однако , столкнувшись с более высокой ценой , потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления , уменьшая величину предъявляемого спроса до уровня кривой до уровня кривой долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше , чем при исходной цене долгосрочного равновесия.
ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ , ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЛИМИТИРУЮЩЕЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В только что описанном случае равновесное состояние легко идентифицировать. Однако эта простата вызвана исключением из анализа такого важного элемента экономической реальности как предпринимательство. В рассмотренном случае кривые долгосрочного и краткосрочного спроса расценивались как некая заданная реальность , в то время как на практике любая фирма , получающая чистую экономическую прибыль , наверняка привлечёт внимание предпринимателей , по желающих принять участие в столь выгодном деле. У них будет собственное представление о том что заданная реальность , а что можно и изменить. Рассмотрим долгосрочное равновесие в случае открытой монополии. Пока что фирма является единственным поставщиком продукции на рынок. Но она не защищена от конкурентов ни теми относящимися к издержкам преимуществами , которые есть у естественной монополии , не законодательными барьерами , делающими невозможным выход в отрасль - вотчину закрытой монополии. Как защищаться ей от возможных соперников ? Какие варианты оптимального ведения находятся в её распоряжении ?
Во - первых , она может взвинтить цены до уровня , обеспечивающего краткосрочные максимальной прибыли , и получать чистую экономическую прибыль до тех пор , пока цены вновь не упадут. Фирма должна примириться с тем , что рано или поздно на рынке появиться конкуренты и часть прибыли будет доставаться им. Очень часто фирмы так и поступают. Много примеров подобного рода можно найти в отраслях , производящих бытовую электронику. Фирма , впервые выбрасывающая на рынок компакт - диски , стереотелевизоры и т. д. , практически всегда устанавливают на них высокую стартовую цену. Вскоре на рынок выходят фирмы , предлагающие аналогичную продукцию. Рынок превращается в олигополию , где фирме - лидеру может принадлежать всё - таки весьма значительная роль. Однако рыночная цена будет уже существовать ниже начальной. В случае удачи , к моменту полного исчезновения чистой экономической прибыли исследовательский отдел предложит какой - нибудь новый вид продукции , который вновь продукт позволит фирме пожать плоды временной монопольной прибыли. Не редко надежда даже на краткосрочную монопольную прибыль становится инновационного процесса.
Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть и иной выбор. Вместо того , чтобы устанавливать цены на уровне , дающим возможность получения краткосрочной максимальной прибыли , фирма может установить несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам , но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования , поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов.