Конкуренция и монополия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:17, реферат

Описание

Совершенная конкуренция , является скорее абстрактной моделью , удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко , как правило каждая фирма имеет “ своё лицо ” , и каждый потребитель , выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или , иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении

Работа состоит из  1 файл

monopoly.DOC

— 610.00 Кб (Скачать документ)

         Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом , привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией ( а большинство наших российских монополий таковыми не являются ) , то фирма - монополист в любой момент может ожидать появление неожиданного конкурента.

         Чем выше прибыль предприятия - монополиста , тем больше желающих проникнуть в отрасль , например путём расширения производства и продаж товаров - заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией , способной эффективно заменить продукцию монополиста , приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену , отказываться от части прибыли , что бы сохранить положение на рынке.

         Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных деятелей , выражающих их интересы , монополисты тратят значительные средства , которые включаются в издержки , увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм - монополистов не является таким уж “ безоблачным ” , как это кажется на первый взгляд.

 

7.ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

 

         Модель простой монополии построена исходя из допущения , что все единица продукции , продаваемые на протяжении определённого периода времени , реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации , когда возможна перепродажа продукции. Например , весьма маловероятно , чтобы книжный магазин , расположенный на территории университетского городка ( типичная монополия ) , стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене , а всем остальным - с 25 % - й скидкой. Если даже он и попытается так сделать , то какой - нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

         Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы , которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены , установлены для разных покупателей , отражает не различие в издержках фирмы , связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей , то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

         Так , театр устанавливающий цену на билет 5 руб. для взрослых и 3 руб. для детей осуществляет ценовую дискриминацию , поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело , например , на овоще - базе , где цена 1 тонны  картошки  на 4 %  ниже по оптовой цене. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.

 

УСЛОВИЯ , НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЦЕНОВОЙ        ДИСКРИМИНАЦИИ

 

Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию , рынок должен отвечать двум условиям. Во - первых , покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во - вторых , продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы , исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям , спрос которых обладает высокой не эластичностью , будет предложена высокая цена , а тем , чей спрос эластичен - более низкая.

         Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии , однако это - не единственная рыночная структура , в которой встречается такое явление. Любая фирма , способная назначить цену на свою продукцию , если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса , а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию , рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации. Электростанция , назначающая разные цены для населения и для промышленных предприятий , представляет собой монополию , осуществляющей ценовую дискриминацию. Авиационная компания , берущая с туристов и бизнесменов различную плату за билеты , делает то же самое. Наконец , ресторан , обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой , поступает аналогично.

        

МОДЕЛЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

 

На рис. 8 представлена простая модель ценовой дискриминации , осуществляемой фирмой - монополистом. Фирма продаёт свою продукцию на двух разных рынках. Это могут быть две разные местности , две возрастные группы , обычные потребители и клиенты - коммерсанты и т. д. Предполагается , что перепродажа продукции невозможна.

         У обоих графиков одна общая вертикальная ось , на которой нанесена рублёвая цена за единицу продукции. Объём продаж на первом рынке отражается на горизонтальной оси как обычно , слева направо. Продажа на втором рынке отражается справа налево.

         Кривые спроса на обоих рынках обозначены D1 и D2 , кривые предельного дохода - соответственно MR1 и MR2.

         Для простоты сделано предположение , что предельные издержки фирмы - монополиста постоянны. Поэтому кривая придельных издержек  представляет собой горизонтальную прямую, пересекающую графики обоих  рынков. На каждом из рынков  монополист добывается прибыли, устанавливая предельные издержки на уровне, равном придельному доходу. В соответствии с этим правилом ежедневная продажа на первом рынке составит 500 единиц продукции, на  втором - 373 единицы. Цена назначаемая на каждом из рынков, задаётся высотой соответствующей кривой спроса в точке, где выпуск продукции обеспечивает максимум прибыли. На первом рынке, где спрос более эластичен в окрестности равновесного уровня выпуска, ценой, обеспечивающей получение максимума прибыли, будет цена в 1,5 рубля за единицу. На втором рынке, где кривая спроса указывает на значительно меньшую эластичность в окрестности точки равновесия, цена, обеспечивающая получение максимума прибыли, будет выше. Она составляет 2,5 рубля за единицу. Представленная на рис. 8 модель - лишь одна из возможных моделей ценовой дискриминации. Более сложные модели рассматривают большее количество рынков, падающие или растущие предельные издержки и т. и д. Однако представленная здесь модель имеет важную общую черту со всеми более сложными.                                                                      В ситуации равновесия фирма-монополист, максимизирует прибыль и проводя стратегию ценовой дискриминацией, устанавливает более высокую цену в тех условиях, когда спрос на её продукцию менее эластичен.                                                                                                                                                                                                    СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЦЕНОВАЯ                       ДИСКРИМИНАЦИЯ

 

Ценовую дискриминация часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение , узнав , например , что человек , сидящий впереди впереди них в самолёте , заплатил за билет меньше ,чем они.

         Законы , запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации , были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Наиболее известны из них закон Робинсона - Патмэна.

         На примере университетских студенческих стипендий можно тем не менее убедится , что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред , но и пользу. Так , многие студенты из числа тех , кто не может платить за обучение , всё - таки посещают колледж. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билеты на самолёт , если эти билеты не были приобретены бизнесменами , не желающими ехать по делам в субботу или воскресенье.

         Все эти примеры показывают , что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны , что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо , нежели остальная публика , для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

 

ВЫВОД

 

1.               Чистая монополия предполагает , что одна фирма является единственным производителем данной продукции , не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.

2.               Причиной  монополии является : (а) эффект масштаба ; (б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль , патенты и лицензии ; (в) нечестное поведение и др.

3.               Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями , которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль , он определяет цену и объём производства , исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса , он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.

4.               Фактором , ограничивающим монопольную власть на рынке является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность ,  тем меньше монопольная власть , и наоборот. На степень монопольной власти влияет также количество фирм на рынке , концентрация , конкурентная стратегия.

5.               Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению власти монополий. Предметом государственного регулирования является естественные монополии. В отраслях естественные монополии многие предприятия являются государственной собственностью.

6.               В реальной жизни чистая монополия , также как и совершенная конкуренция , встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции , постепенно переходящей в олигополию

7.               При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию , вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объём выпуска , максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Лёгкое вхождение новых фирм приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде , когда экономическая прибыль стремится к нулю.

8.               Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм , каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено , а эффект масштаба делает неэффективным существования большого количества производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 . Динамика издержек и доходов

фирмы Х в условиях монополии (руб.)

 

Выпуск

издер

жки

цена

до

ход

прибыль

продукции шт.

 

Валовые

 

предель - ные 

 

 

валовый

 

предель ный

 

0

1000

-

-

-

-

-1000

1

1470

470

500

500

500

-970

2

1890

420

498

996

496

-894

3

2265

375

496

1488

492

-777

4

2600

335

494

1976

498

-624

5

2920

320

492

2460

484

-460

6

3230

310

490

2940

480

-290

7

3535

305

488

3416

476

-119

8

3850

315

486

3888

472

38

9

4180

330

484

4356

468

176

10

4535

355

482

4820

464

285

11

4900

365

480

5280

460

380

12

5280

380

478

5736

456

456

13

5680

400

476

6188

452

508

14

6105

425

474

6636

448

531

15

6560

455

472

7080

444

520

16

7040

480

470

7520

440

480

17

7550

510

468

7956

436

406

18

8090

540

466

8388

432

298

19

8665

575

464

8816

428

151

20

9275

610

462

9240

424

-35

 



Информация о работе Конкуренция и монополия.