Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:17, реферат
Совершенная конкуренция , является скорее абстрактной моделью , удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко , как правило каждая фирма имеет “ своё лицо ” , и каждый потребитель , выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или , иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении
Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом , привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией ( а большинство наших российских монополий таковыми не являются ) , то фирма - монополист в любой момент может ожидать появление неожиданного конкурента.
Чем выше прибыль предприятия - монополиста , тем больше желающих проникнуть в отрасль , например путём расширения производства и продаж товаров - заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией , способной эффективно заменить продукцию монополиста , приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену , отказываться от части прибыли , что бы сохранить положение на рынке.
Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных деятелей , выражающих их интересы , монополисты тратят значительные средства , которые включаются в издержки , увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм - монополистов не является таким уж “ безоблачным ” , как это кажется на первый взгляд.
7.ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Модель простой монополии построена исходя из допущения , что все единица продукции , продаваемые на протяжении определённого периода времени , реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации , когда возможна перепродажа продукции. Например , весьма маловероятно , чтобы книжный магазин , расположенный на территории университетского городка ( типичная монополия ) , стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене , а всем остальным - с 25 % - й скидкой. Если даже он и попытается так сделать , то какой - нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.
Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы , которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены , установлены для разных покупателей , отражает не различие в издержках фирмы , связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей , то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.
Так , театр устанавливающий цену на билет 5 руб. для взрослых и 3 руб. для детей осуществляет ценовую дискриминацию , поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело , например , на овоще - базе , где цена 1 тонны картошки на 4 % ниже по оптовой цене. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.
УСЛОВИЯ , НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию , рынок должен отвечать двум условиям. Во - первых , покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во - вторых , продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы , исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям , спрос которых обладает высокой не эластичностью , будет предложена высокая цена , а тем , чей спрос эластичен - более низкая.
Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии , однако это - не единственная рыночная структура , в которой встречается такое явление. Любая фирма , способная назначить цену на свою продукцию , если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса , а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию , рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации. Электростанция , назначающая разные цены для населения и для промышленных предприятий , представляет собой монополию , осуществляющей ценовую дискриминацию. Авиационная компания , берущая с туристов и бизнесменов различную плату за билеты , делает то же самое. Наконец , ресторан , обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой , поступает аналогично.
МОДЕЛЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
На рис. 8 представлена простая модель ценовой дискриминации , осуществляемой фирмой - монополистом. Фирма продаёт свою продукцию на двух разных рынках. Это могут быть две разные местности , две возрастные группы , обычные потребители и клиенты - коммерсанты и т. д. Предполагается , что перепродажа продукции невозможна.
У обоих графиков одна общая вертикальная ось , на которой нанесена рублёвая цена за единицу продукции. Объём продаж на первом рынке отражается на горизонтальной оси как обычно , слева направо. Продажа на втором рынке отражается справа налево.
Кривые спроса на обоих рынках обозначены D1 и D2 , кривые предельного дохода - соответственно MR1 и MR2.
Для простоты сделано предположение , что предельные издержки фирмы - монополиста постоянны. Поэтому кривая придельных издержек представляет собой горизонтальную прямую, пересекающую графики обоих рынков. На каждом из рынков монополист добывается прибыли, устанавливая предельные издержки на уровне, равном придельному доходу. В соответствии с этим правилом ежедневная продажа на первом рынке составит 500 единиц продукции, на втором - 373 единицы. Цена назначаемая на каждом из рынков, задаётся высотой соответствующей кривой спроса в точке, где выпуск продукции обеспечивает максимум прибыли. На первом рынке, где спрос более эластичен в окрестности равновесного уровня выпуска, ценой, обеспечивающей получение максимума прибыли, будет цена в 1,5 рубля за единицу. На втором рынке, где кривая спроса указывает на значительно меньшую эластичность в окрестности точки равновесия, цена, обеспечивающая получение максимума прибыли, будет выше. Она составляет 2,5 рубля за единицу. Представленная на рис. 8 модель - лишь одна из возможных моделей ценовой дискриминации. Более сложные модели рассматривают большее количество рынков, падающие или растущие предельные издержки и т. и д. Однако представленная здесь модель имеет важную общую черту со всеми более сложными. В ситуации равновесия фирма-монополист, максимизирует прибыль и проводя стратегию ценовой дискриминацией, устанавливает более высокую цену в тех условиях, когда спрос на её продукцию менее эластичен. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Ценовую дискриминация часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение , узнав , например , что человек , сидящий впереди впереди них в самолёте , заплатил за билет меньше ,чем они.
Законы , запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации , были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Наиболее известны из них закон Робинсона - Патмэна.
На примере университетских студенческих стипендий можно тем не менее убедится , что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред , но и пользу. Так , многие студенты из числа тех , кто не может платить за обучение , всё - таки посещают колледж. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билеты на самолёт , если эти билеты не были приобретены бизнесменами , не желающими ехать по делам в субботу или воскресенье.
Все эти примеры показывают , что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны , что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо , нежели остальная публика , для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.
ВЫВОД
1. Чистая монополия предполагает , что одна фирма является единственным производителем данной продукции , не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.
2. Причиной монополии является : (а) эффект масштаба ; (б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль , патенты и лицензии ; (в) нечестное поведение и др.
3. Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями , которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль , он определяет цену и объём производства , исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса , он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.
4. Фактором , ограничивающим монопольную власть на рынке является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность , тем меньше монопольная власть , и наоборот. На степень монопольной власти влияет также количество фирм на рынке , концентрация , конкурентная стратегия.
5. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению власти монополий. Предметом государственного регулирования является естественные монополии. В отраслях естественные монополии многие предприятия являются государственной собственностью.
6. В реальной жизни чистая монополия , также как и совершенная конкуренция , встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции , постепенно переходящей в олигополию
7. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию , вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объём выпуска , максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Лёгкое вхождение новых фирм приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде , когда экономическая прибыль стремится к нулю.
8. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм , каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено , а эффект масштаба делает неэффективным существования большого количества производителей.
Таблица 1 . Динамика издержек и доходов
фирмы Х в условиях монополии (руб.)
Выпуск | издер | жки | цена | до | ход | прибыль |
продукции шт. |
Валовые |
предель - ные |
|
валовый |
предель ный |
|
0 | 1000 | - | - | - | - | -1000 |
1 | 1470 | 470 | 500 | 500 | 500 | -970 |
2 | 1890 | 420 | 498 | 996 | 496 | -894 |
3 | 2265 | 375 | 496 | 1488 | 492 | -777 |
4 | 2600 | 335 | 494 | 1976 | 498 | -624 |
5 | 2920 | 320 | 492 | 2460 | 484 | -460 |
6 | 3230 | 310 | 490 | 2940 | 480 | -290 |
7 | 3535 | 305 | 488 | 3416 | 476 | -119 |
8 | 3850 | 315 | 486 | 3888 | 472 | 38 |
9 | 4180 | 330 | 484 | 4356 | 468 | 176 |
10 | 4535 | 355 | 482 | 4820 | 464 | 285 |
11 | 4900 | 365 | 480 | 5280 | 460 | 380 |
12 | 5280 | 380 | 478 | 5736 | 456 | 456 |
13 | 5680 | 400 | 476 | 6188 | 452 | 508 |
14 | 6105 | 425 | 474 | 6636 | 448 | 531 |
15 | 6560 | 455 | 472 | 7080 | 444 | 520 |
16 | 7040 | 480 | 470 | 7520 | 440 | 480 |
17 | 7550 | 510 | 468 | 7956 | 436 | 406 |
18 | 8090 | 540 | 466 | 8388 | 432 | 298 |
19 | 8665 | 575 | 464 | 8816 | 428 | 151 |
20 | 9275 | 610 | 462 | 9240 | 424 | -35 |