Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 15:39, лекция
Противоречие и единство конкуренции и монополии. Типы рынков совершенной конкеуренции.
Глава I
Конкуренция
Конкуренция
– соперничество между
Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Функции конкуренции:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-
предприятия, которые
-
предприятия, которые не
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика области конкуренции признана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
-
технический прогресс в
-
предприятия гибко
По степени развития конкуренции выделяются следующие основные типы рынка:
- рынок совершенной конкуренции
-
рынок несовершенной
- монополистическую конкуренцию,
- олигополию,
-
монополию.
1.2 Место конкуренции в рыночной экономике
Важным
составным компонентом рыночной
экономики является конкуренция. Она
являет собой экономическую борьбу,
соперничество между
Конкуренция
имеет отрицательные и
В то же время конкуренция имеет позитивные черты. Она является движущей силой рыночной экономики, поскольку стимулирует экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, принуждает постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство.
Для
возникновения конкуренции
1.3 Основные виды конкуренции
Принято
различать такие формы
Межотраслевая конкуренция являет собой соперничество производителей разных отраслей хозяйства за более прибыльное применение капитала. Она ведется путем переливания капитала из одной отрасли в другую, из менее прибыльной в более прибыльную. Межотраслевая конкуренция способствует образованию средней нормы прибыли, формированию пропорций общественного производства, развития новых отраслей, а также возникновению противоречия между производителями разных отраслей и возникновению экономических кризисов.
Внутриотраслевая конкуренция представляет собой соперничество производителей внутри каждой отрасли за получение прибыли. Она способствует формированию общественно необходимых затрат на производство товара, снижению затрат производства и увеличению прибыли, развития НТП, увеличению объемов производства и насыщению рынка товаров, образованию и снижению рыночной стоимости товара, дифференциации товаропроизводителей, возникновению экономических кризисов.
Чистая (совершенная) конкуренция имеет место тогда, галы на рынке большое количество продавцов и покупателей, на этом рынке есть однородный товар, продавцы и покупатели, не имеют никаких персональных преимуществ, владеют полной информацией о рыночных ценах и объемах выпущенной продукции и имеют возможность свободного доступа к рынку и выходу из него. Примеров такого рынка в практике очень мало (валютная биржа, товарная биржа и другие биржи), потому преобладает несовершенная (ограниченная) конкуренция, шли далеко не все продавцы могут предложить определенный товар по действующей цене
Олигополистична конкуренция имеет место тогда, когда на рынке господствует несколько больших фирм - не больше шести. Олигополия возникает потому, что конкурирующим фирмам очень трудно выйти на рынок через ограниченность ресурсов, насыщенность попившую на этот товар, защищенность товара патентом и тому подобное.
Монополистическая
конкуренция означает господство на
рынке одной фирмы и
Следовательно, рыночный механизм как механизм уравниванию спроса и предложения в определены исторические периоды приобретает разные формы. Его развитие определяется взаимодействием конкуренции и монополии.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет целый ряд функций. Во-первых, она осуществляет влияние на процесс ценообразования. Причем это влияние на процесс, как будет показано ниже, каждая форма конкуренции осуществляет по-разному.
Вторая
экономическая функция
Третья
экономическая функция
Современная конкуренция имеет несколько уровней. На уровне больших корпораций характерная тенденция к олигополистичной конкуренции. В отношениях больших корпораций с мелкими и средними фирмами верх берет тенденция к монополистической конкуренции. В отношениях между мелкими и средними предприятиями конкуренция проявляется в значительной мере как совершенная.
В
современных условиях конкуренция
товарных форм капитала дополняется
или заменяется конкуренцией производительного
и денежного капитала.
1.4 Методы конкурентной борьбы
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
1. ценовые;
2. неценовые;
3.
недобросовестные методы
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли. Такой метод конкурентной борьбы имел широкое распространение в прошлом в странах Запада (ХIX – первая половина XX ст.).
В конце ХХ – начале ХХI ст. этот метод в США и странах Западной Европы практически не используется. Рынок в развитых странах стабильный, давно мирно разделен и монополизирован. В силу этого предпочтение отдается консервативности, стабильности цен. При таком подходе рост прибыли достигается за счет снижения издержек производства и маркетинговых исследований и приёмов. Так, цена мужских рубашек в CШA остается стабильной уже второе десятилетие — 15-20 долларов за штуку.
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что в современных условиях использование ценовых методов в конкурентной борьбе, как правило, заканчивается конфузом. К примеру, в 80-е годы ХХ ст. одна из компаний США по производству алюминия в борьбе с отечественными конкурентами поэтапно снижала цены вплоть до крайнего предела — ниже уровня рентабельности. Понятно, что и конкурирующие компании вынуждены были поступать так же. В результате на американский рынок хлынул поток еще более дешевого алюминия из стран Западной Европы, что привело к банкротству инициатора ценовых методов конкурентной борьбы.
В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.
Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:
1.
высокому качеству товаров (
2.
надежности товаров, их
3.
экономичности товаров (
4. удобству в эксплуатации и обслуживании;
5. большему гарантийному сроку использования товаров;
6.
лучшим экологическим
7.
высокому качеству