Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 15:39, лекция

Описание

Противоречие и единство конкуренции и монополии. Типы рынков совершенной конкеуренции.

Работа состоит из  1 файл

оп.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

   Глава I

     Конкуренция

    1. Понятие конкуренции, ее функции и факторы

   Конкуренция – соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; экономическое  соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли. Конкуренция охватывает все сферы деятельности, ориентированные на рынок.

   Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика  решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить?

   Развитие  конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

   Функции конкуренции:

   Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

   Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

   - предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами получают  вознаграждение в виде прибыли  (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

   - предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка (негативные санкции).

   Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

   Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

   Политика  области конкуренции признана заботиться о том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции предполагает, что:

   - технический прогресс в отношении  изделий и прогрессов быстро  внедряется (инновация под давлением  конкуренции);

   - предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей, адаптация  под давлением конкуренции ).

   По  степени развития конкуренции выделяются следующие основные типы рынка:

   - рынок совершенной конкуренции

   - рынок несовершенной конкуренции,  который подразделяется на:

   - монополистическую конкуренцию,

   - олигополию,

   - монополию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2 Место конкуренции  в рыночной экономике

   Важным  составным компонентом рыночной экономики является конкуренция. Она  являет собой экономическую борьбу, соперничество между обособленными  производителями материальных благ и услуг с целью господства на рынке и получения постоянной прибыли.

   Конкуренция имеет отрицательные и позитивные черты. К негативным относятся: витиснення мелких производителей большим капиталом, разорение одних и обогащение других, усиление социальной несправедливости, значительный рост имущественной дифференциации населения, заострения безработицы, инфляции , и тому подобное.

   В то же время конкуренция имеет  позитивные черты. Она является движущей силой рыночной экономики, поскольку  стимулирует экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, принуждает постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство.

   Для возникновения конкуренции нужны  определенные условия. Среди них  важнейшие такие: наличие на рынке большого числа независимо действующих производителей одного и того же продукта или услуги, свобода выбора хозяйственной деятельности производителей, соответствие, между спросом и предложением, наличие рынка средств производства, который дает возможность свободного выбора хозяйственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3 Основные виды  конкуренции

   Принято различать такие формы конкуренции: межотраслевая, внутриотраслевая, чистая, олигополистична и монополистическая.

   Межотраслевая конкуренция являет собой соперничество производителей разных отраслей хозяйства за более прибыльное применение капитала. Она ведется путем переливания капитала из одной отрасли в другую, из менее прибыльной в более прибыльную. Межотраслевая конкуренция способствует образованию средней нормы прибыли, формированию пропорций общественного производства, развития новых отраслей, а также возникновению противоречия между производителями разных отраслей и возникновению экономических кризисов.

   Внутриотраслевая  конкуренция представляет собой соперничество производителей внутри каждой отрасли за получение прибыли. Она способствует формированию общественно необходимых затрат на производство товара, снижению затрат производства и увеличению прибыли, развития НТП, увеличению объемов производства и насыщению рынка товаров, образованию и снижению рыночной стоимости товара, дифференциации товаропроизводителей, возникновению экономических кризисов.

   Чистая (совершенная) конкуренция имеет  место тогда, галы на рынке большое  количество продавцов и покупателей, на этом рынке есть однородный товар, продавцы и покупатели, не имеют никаких персональных преимуществ, владеют полной информацией о рыночных ценах и объемах выпущенной продукции и имеют возможность свободного доступа к рынку и выходу из него. Примеров такого рынка в практике очень мало (валютная биржа, товарная биржа и другие биржи), потому преобладает несовершенная (ограниченная) конкуренция, шли далеко не все продавцы могут предложить определенный товар по действующей цене

   Олигополистична конкуренция имеет место тогда, когда на рынке господствует несколько больших фирм - не больше шести. Олигополия возникает потому, что конкурирующим фирмам очень трудно выйти на рынок через ограниченность ресурсов, насыщенность попившую на этот товар, защищенность товара патентом и тому подобное.

   Монополистическая конкуренция означает господство на рынке одной фирмы и возможность  последней влиять на установление цен.

   Следовательно, рыночный механизм как механизм уравниванию  спроса и предложения в определены исторические периоды приобретает разные формы. Его развитие определяется взаимодействием конкуренции и монополии.

   Конкуренция в рыночной экономике выполняет  целый ряд функций. Во-первых, она  осуществляет влияние на процесс  ценообразования. Причем это влияние  на процесс, как будет показано ниже, каждая форма конкуренции осуществляет по-разному.

   Вторая  экономическая функция конкуренции - стимулирование научно-технического прогресса. Эту функцию, опять же, по-разному выполняет каждая из вышеназванных  форм конкуренции. Большие предприятия, например, крайне противоречиво влияют на развитие науки и техники. Достигнув монопольного положения на рынке, большая хозяйственная единица медленно реагирует на смены научно-технического прогресса до той поры, пока не почувствует угрозы потери монопольного права на рынку сбыта.

   Третья  экономическая функция конкуренции  заключается в том, что в условиях рыночной экономики она является регулятором общественного процесса воссоздания.

   Современная конкуренция имеет несколько  уровней. На уровне больших корпораций характерная тенденция к олигополистичной конкуренции. В отношениях больших корпораций с мелкими и средними фирмами верх берет тенденция к монополистической конкуренции. В отношениях между мелкими и средними предприятиями конкуренция проявляется в значительной мере как совершенная.

   В современных условиях конкуренция  товарных форм капитала дополняется  или заменяется конкуренцией производительного  и денежного капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.4 Методы конкурентной  борьбы

   Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:

   1. ценовые;

   2. неценовые;

   3. недобросовестные методы конкуренции.

   Ценовые методы характеризуются тем, что  в конкурентной борьбе за потребителя  и завоевание рынка главным образом  используется такой прием как  снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли. Такой метод конкурентной борьбы имел широкое распространение в прошлом в странах Запада (ХIX – первая половина XX ст.).

   В конце ХХ – начале ХХI ст. этот метод  в США и странах Западной Европы практически не используется. Рынок  в развитых странах стабильный, давно мирно разделен и монополизирован. В силу этого предпочтение отдается консервативности, стабильности цен. При таком подходе рост прибыли достигается за счет снижения издержек производства и маркетинговых исследований и приёмов. Так, цена мужских рубашек в CШA остается стабильной уже второе десятилетие — 15-20 долларов за штуку.

   Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что в современных условиях использование  ценовых методов в конкурентной борьбе, как правило, заканчивается  конфузом. К примеру, в 80-е годы ХХ ст. одна из компаний США по производству алюминия в борьбе с отечественными конкурентами поэтапно снижала цены вплоть до крайнего предела — ниже уровня рентабельности. Понятно, что и конкурирующие компании вынуждены были поступать так же. В результате на американский рынок хлынул поток еще более дешевого алюминия из стран Западной Европы, что привело к банкротству инициатора ценовых методов конкурентной борьбы.

   В современных условиях помимо традиционного  снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.

   Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:

   1. высокому качеству товаров (услуг);

   2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент  в рекламе. 

   3. экономичности товаров (потребитель  анализирует, сколько нужно платить  за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров);

   4. удобству в эксплуатации и  обслуживании;

   5. большему гарантийному сроку  использования товаров;

   6. лучшим экологическим характеристикам;

   7. высокому качеству допродажного  и послепродажного обслуживания;

Информация о работе Конкуренция и монополия