Конкуренция, виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:24, лекция

Описание

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 374.50 Кб (Скачать документ)

С выходом из экономического кризиса доходы естественных монополий должны возрастать, по мере решения проблемы неплатежей, а также  в силу появления возможности  получения дополнительных доходов  за счет использования положительного эффекта масштаба. (4 с. 198)

Российские предпринимательские  монополии в условиях либерализации  внешнеэкономической деятельности фактически утратили свою власть над  рынком. Российские предприятия оказались  в весьма невыгодных условиях. С  развалом Советского Союза произошел разрыв хозяйственных связей, поскольку предприятия-смежники оказались разделены государственными границами. Переход к рынку потребовал нового типа мышления менеджеров предприятий, но большинство предприятий не было готово к кардинальной перестройке управления. Многие отечественные предприятия-монополисты оказались неконкурентоспособными по сравнению с иностранными компаниями, и в конечном счете – убыточными, так как государство резко сократило заказы, а потребительский спрос населения переключился на импортные товары. (5 с. 290)

Решить проблему обновления производства и переориентации управления на новые условия хозяйствования предполагаюсь с помощью приватизации государственной собственности, итогом приватизации стал переход монополизма  административно-командной экономики в его рыночные формы. (4 с. 199)

Учитывая кризисное  состояние экономики, российское законодательство повысило допустимую долю продукции  предприятия в отрасли, что является свидетельством наличия монополизации  рынка. Эта доля поднялась с 35 до 65% (по сравнению с Западом – очень большая доля). Послабления антимонопольного законодательства в России связано с низкой конкурентоспособностью российских товаров по сравнению с товарами мирового рынка. В этих условиях жесткое антимонопольное давление государства может подорвать отечественное производство. Но в дальнейшем, по мере того, как российские предприятия адаптируются к условиям открытой рыночной экономики, меры государственного регулирования предпринимательских монополий в России будут ужесточаться.

3.3 Естественные  монополии и рынок

Под ключевым термином «естественные» скрывается природная (географическая, климатическая, геологическая) уникальность. Естественная монополия существует независимо от формы собственности. Норильская кладовая, в которой присутствует чуть ли не вся таблица Менделеева, теоретически может принадлежать кому угодно, но она останется естественной монополией. У нее не может быть конкурентов, кроме месторождений, где добываются аналогичные ископаемые. Но поскольку мощности этих месторождений давно известны и пересчитать их можно на пальцах одной руки, то классического конкурентного рынка в этой сфере быть просто не может. То же самое относится и к рынкам драгоценных камней и металлов, произведений живописи и скульптуры признанных мастеров. Естественный монополизм вторгается и в сферу торговли туристическими и рекреационными услугами.

«Бороться» с  такого рода монополизмом все равно, что сражаться с ветряными  мельницами. Естественная монополия  не может быть ликвидирована в силу объективной уникальности производимого ею товара или услуги. Бороться на самом деле надо не с монополией, а с теми злоупотреблениями, которые могут проистекать из монопольного положения продавца. Законодательно должна быть обеспечена информационная прозрачность экономической деятельности монополиста. (10 с. 71)

Центральная же проблема – это защита прав покупателя монопольного товара. Сюда в первую очередь относятся:

·  обеспечение равного доступа всех потенциальных покупателей на рынок монопольного товара;

·  запрет на любые формы сговора продавца с одним или группой покупателей;

·  запрет на выдачу эксклюзивной информации, способной поставить часть покупателей в привилегированное положение;

·  максимальная демократичность правил организации и проведения аукционных торгов;

·  законодательное закрепление системы гарантий и ответственности монополиста за качество предоставляемого покупателю товара и т.п.

Для России проблема контроля и регулирования монопольных  рынков чрезвычайно актуальна. Постсоветской  системе досталась экономика  с гипертрофированным сырьевым сектором. За годы реформ эта гипертрофия лишь усилилась.

Добывающая промышленность и энергетика, будучи довольно жестко привязанными к природным ресурсам, изначально несут на себе печать естественного  монополизма. Неразвитость и зачастую безальтернативность транспортных артерий России также обуславливают монопольное положение отдельных видов транспорта в регионах и межрегиональных связях (особенно это относится к железнодорожному транспорту).

Из этого следует, что производственная структура  российской экономики заставляет очень внимательно относиться к формированию самой концепции построения рыночного хозяйства в стране. Речь должна идти о гибком сочетании сегментов рынка, базирующихся на свободной, ничем не ограниченной, конкуренции, с зонами регулируемых рыночных отношений, где встраиваются механизмы, блокирующие возможные негативные последствия естественного монополизма. (9 с. 10–11)

К сожалению, все  лоббируемые ныне проекты реструктуризации естественных монополий не учитывают  объективного характера естественного монополизма. Философия этих проектов сводится:

1) к насильственному  расчленению единой хозяйственной  системы на самостоятельные блоки;

2) приватизации  части этих блоков;

3) внедрению  режима конкуренции внутри блоков  и между ними.

Таким образом, ставится задача трансформировать модель функционирования естественных монополий в модель классического рынка. Иными словами, вся проблема сводится к чисто организационной, при полном игнорировании производственно-технологической специфики. (10 с. 71)

Такой подход не учитывает как минимум три фундаментальных фактора.

1. Любое расчленение  технологической вертикали по  разным собственникам является  управленческим и экономическим  абсурдом.

Конкуренция между  промыслом, нефтеперерабатывающим  заводом и бензоколонкой бессмысленна, а главное неосуществима. Даже если такая форма конкуренции будет объявлена юридически путем передачи различным собственникам звеньев цепочки «производитель – потребитель», спустя некоторое время одно из звеньев превратится в реальный центр управления всей технологической вертикалью и будет диктовать свои экономические условия остальным контрагентам.

2. Основным аргументом  в пользу приватизации отдельных  блоков естественных монополий  служит тезис о необходимости  аккумуляции инвестиционных ресурсов  для сохранения и развития производственного потенциала этих отраслей.

Однако потребность  в инвестициях столь велика (по расчетам специалистов РАО ЕЭС порядка 25 млрд. долл. в течение пяти лет только в электростанции), что частных инвесторов, способных, а главное желающих, вложить сейчас такие суммы в российскую энергетику просто нет в природе. Сторонники реструктуризации, понимая это, делают ставку на рост тарифов.

Действительно, при искусственном расчленении  монополий и приватизации ее отдельных  блоков, антимонопольное законодательство перестанет распространяться на энергетику и железнодорожный транспорт в части контроля над уровнем тарифов. Но включение в тариф инвестиционной составляющей является и теоретически, и практически экономическим нонсенсом. (10 с. 72)

3. Естественные  монополии в России являются  каркасом жизнеобеспечения всего  общества, а не просто субъектом  хозяйствования. Отсутствие социальных  гарантий в обеспечении, например, электроэнергией, нарушает важнейшие  права человека, начиная от права  на получение информации и кончая правом на жизнь. Что же касается стремления к полной коммерсализации транспорта, то в условиях России мы можем получить полный распад экономического, а затем и социально-политического пространства.

Проблемы развития энергетики и транспорта можно решить с учетом объективного характера трех вышеперечисленных факторов.

Во-первых, нужно отказаться от политики «стерилизации» избыточных денег на банковских счетах, которой сейчас занимается Банк России.

Избыточные деньги следует привлечь в реальный сектор экономики через целевые инвестиционные займы (энергетический, железнодорожный, авиационный и т.п.). Такие займы могли бы стать источником финансирования федеральных инвестиционных программ. Они означали бы стратегический переход государства от политики «коротких» к «длинным» деньгам. Ведь облигации госзаймов можно конвертировать в акции новых предприятий, построенных на собранные средства. Это была бы качественно новая приватизация на инновационной основе: не дележ старой, а создание новой собственности.

Во-вторых, надо освободить энергетику и транспорт от налогов, если их доходы идут целевым образом на производственные инвестиции (а не на покупку телевизионных каналов и беспроцентные кредиты для чиновников).

В-третьих, необходимо создать реально функционирующий механизм долгосрочного кредито

Рыночная власть и принципы ценообразования

Рыночная власть заключается в способности продавцов  или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.

Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия  и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции.

Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех сре дств вл ияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии монопольной власти.

Монопольная власть определяется величиной, на которую  цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии  по их образованию можно классифицировать следующим образом:

Естественные  монополии. Образуются в результате технологических особенностей производственного  процесса, который требует определенного  уровня концентрации производства. Существование  естественных монополий объясняется "эффектом масштаба" производства, т. е. эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Естественные монополии — положительное явление для общества, хотя в силу монополистической природы их деятельность необходимо постоянно контролировать. К естественным монополиям относят предприятия, эксплуатирующие в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы).

Агломераты. Образуются в результате объединения малых по объему и аналогичных по характеру производства предприятий.

Государственные монополии. Образуются вследствие того, что государство создает привилегированные  условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).

В случае возникновения  монополии со стороны потребителя  говорят о наличии монопсонии.

Монопсония предполагает наличие одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.

Монопсонная власть определяется величиной, на которую  предельная оценка превышает цену товара.

Величина рыночной власти (монопольной и монопсонной ) является предметом научного анализа.

Рыночная власть одной фирмы (чистая монополия) зависит  от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем  большей монопольной властью  обладает фирма.

Рыночная власть нескольких фирм зависит не только от эластичности рыночного спроса, но и от взаимодействия фирм. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Рыночная власть одного покупателя (чистая монопсония) зависит от эластичности рыночного  предложения. Чем менее эластично  предложение, тем большей монопсонной властью обладает покупатель.

Рыночная власть нескольких покупателей зависит  не только от эластичности предложения, но и от конкуренции покупателей  за предложение.

Основная проблема фирм-монополистов и монопсонистов  — использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т. е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены.

Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью — захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен.

Диверсификация  цен может принять три формы  в зависимости от дохода покупателя, объема потребления, категории товара:

Практика назначения для каждого покупателя резервированной  цены (максимальной для данного покупателя) называется идеальной диверсификацией  цен в зависимости от дохода покупателя.

Практика назначения разных цен за разное количество одного и того же товара (услуги) называется диверсификацией цен в соответствии с потребляемым количеством.

Информация о работе Конкуренция, виды конкуренции