Конкуренция, виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:24, лекция

Описание

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 374.50 Кб (Скачать документ)

Разделение потребителей на две или больше групп с различными кривыми спроса для каждой группы называется диверсификацией цен  в зависимости от предложенного  качества товара (например, стоимость авиабилетов в разных классах, алкогольные напитки разных сортов).

Распространенной  формой стратегии ценообразования  является и диверсификация цен по времени, тесно связанная с диверсификацией  цен по категориям товаров. При этом распределение потребителей по различным категориям приводит к установлению различных цен в разных временных отрезках . Формой диверсификации цен по времени является ценообразование при максимальном спросе. Так, для некоторых товаров максимум спроса достигается в определенные периоды времени (для автотранспорта — в часы пик, для лыж, санок и аналогичных товаров — зимой). Поэтому цены на эти товары в такие периоды будут выше.

В современных  условиях чистая монополия, как и  чистая конкуренция, — теоретическая абстракция. В реальном мире преобладает монополистическая (несовершенная) конкуренция, т. е. такая, которая не является ни совершенно конкурентной , ни совершенно монополистической.

Теория монополистической  конкуренции, разработанная английским экономистом Дж. Робинсоном и американским ученым Э. Чемберлином , предполагает взаимодействие двух моделей — совершенной конкуренции и чистой монополии.

Монополистическая конкуренция возникает при наличии  многих продавцов, реализующих тесно  связанные, но не идентичные товары.

Монополистическая конкуренция аналогична совершенной  конкуренции: существует много продавцов  и покупателей; свободен вход и выход  фирм из отрасли; каждая отдельная фирма  непосредственно не влияет на цены других фирм. Отличие состоит в  том, что при монополистической конкуренции наблюдается дифференциация товаров, вследствие чего спрос на них понижается. Каждая фирма продает особый тип (или вариант) товара. Величина монопольной власти зависит от успешности дифференциации фирмой собственных товаров по сравнению с товарами других фирм. Дифференцированные товары имеют высокую норму взаимозамещения , но не абсолютно взаимозаменяемы. Другими словами, эластичность спроса по цене у этих товаров велика, но не бесконечна. Таким образом, монополистическая конкуренция предполагает, что фирмы на таком рынке вступают в своеобразное соперничество не столько посредством цен, сколько путем всемерной дифференциации выпускаемой ими продукции.

Уровень концентрации в отрасли характеризуется показателем "доля четырех крупнейших фирм", который вычисляется как процент от общего объема производства отрасли, приходящийся на четыре крупнейшие фирмы.

Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с  кривой рыночного спроса на данный товар и имеет "классический" нисходящий характер. Такая конфигурация кривой свидетельствует о том, что любые изменения объемов выпуска продукции будут влиять на цену товара (в соответствии с действием закона спроса). Это принципиальное положение, поскольку в условиях совершенной конкуренции, когда фирма не могла в рамках выпускаемого объема продукции воздействовать на цену товара, кривая ее спроса была горизонтальной.

Нисходящий характер кривой спроса фирмы-монополиста существенно  видоизменяет кривые среднего и предельного  доходов. Если фирма-монополист сама устанавливает цену для всех единиц товара, то средний доход и будет ценой товара. В этом случае кривые спроса и среднего дохода будут совпадать. Предельный доход фирмы-монополиста всегда будет меньше цены на товар (а значит, и среднего дохода), поэтому кривая предельного дохода всегда находится ниже кривой спроса.

Как указывалось  в теме 7, в условиях краткосрочного периода правило максимизации прибыли  требует равенства предельного  дохода и предельных издержек. Данное правило применимо и для деятельности фирмы в любых рыночных условиях, поэтому и для фирмы-монополиста, максимизирующей свою прибыль, необходимо совместить эти предельные величины. В данном случае спрос по цене для фирмы-монополиста будет эластичным: Ed > 1.

Таким образом, фирма, максимизирующая свою прибыль, никогда не будет расширять объемы продаж до такого уровня, при котором спрос по цене становится неэластичным.

Поскольку одному и тому же количеству товара могут  соответствовать разные цены, для  фирмы-монополиста нельзя найти  закономерной связи между рыночной ценой и предложением товара, т. е. построить кривую предложения.

Деятельность  фирмы-монополиста в долгосрочном периоде рассматривается с учетом того, что она является единственным представителем по производству данного  товара и сама является отраслью по его выпуску. Поэтому равновесие в краткосрочном периоде будет равновесием и в долгосрочном периоде. Следовательно, фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока будет оставаться монополистом. Этого она сможет достичь, если сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения других фирм в отрасль.

Таким образом, теория монополистической конкуренции  основывается на трех положениях:

Кривая спроса отдельной фирмы носит нисходящий характер; ее эластичность превышает  эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Нисходящий характер кривой спроса позволяет фирме получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде ее функционирования.

Возможность свободного входа и выхода из отрасли приводит к тому, что в долгосрочном периоде деятельности всех фирм отрасли их экономическая прибыль установится на нулевом уровне. Таким образом, вход новых фирм в отрасль прекратится, установится равновесие отдельных фирм в отрасли. Последнее предполагает, что цена продаваемого товара (т. е. средний доход) сравняется со средними суммарными издержками.

В условиях монополистической  конкуренции каждая отдельная фирма  проводит собственную ценовую политику, не принимая во внимание реакции конкурентов.

Как показывает практика развитых стран, последнее  условие часто не выполняется, что  связано с образованием новой  рыночной структуры, которая называется олигополией.

Олигополия —  рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен, контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случаев сговора) и на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция.

Олигополия подразделяется на два типа:

базовые отрасли  с совершенно однородной продукцией и большими размерами предприятий;

несколько продавцов  продают дифференцированные (неидентичные) товары; в одних олигопольных отраслях фирмы сотрудничают, в других —  агрессивно конкурируют.

Для олигополии характерны три признака:

в отрасли присутствуют две и более конкурирующих  фирм , поэтому она не является монополизированной;

кривая спроса каждой фирмы имеет нисходящий характер, поэтому в отрасли не действуют  правила свободной конкуренции;

• в отрасли  функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой  вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в  отрасли наблюдается монополистическая  конкуренция.

Главное отличие  совершенно конкурентного рынка от олигопо-листического состоит в особенностях изменения цен. Если в первом случае цены меняются непрерывно в связи с изменениями спроса и предложения, то во втором — цены меняются не так часто, но, как правило, существенно. Фирмы-олигополисты стремятся изменять объем выпуска продукции, а не цену, что возможно в краткосрочном периоде их деятельности. Способность удерживать цену в этот период заложена в структуре фирм-олигополистов : планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса.

Экономические решения на олигопольных рынках основаны на стратегических соображениях каждой фирмы : как ее действия повлияют на соперников и какую реакцию у  них вызовут.

Фирмы получали бы более высокие прибыли, если бы договорились поднять цены. Однако антитрастовые законы запрещают реализацию такого сговора. Сотрудничество без сговора связано с расчетом цены, максимизирующей прибыль. Однако конкурент может не принять установленную цену. Каждая отдельная фирма захочет перехитрить конкурентов, снижая цену на свой товар с целью захвата рынка. Теорию игр на олигополистических рынках называют дилеммой заключенных. Она отражает проблемы, с которыми сталкиваются олигопольные фирмы.

Дилемма заключенных  создает жесткость цен на олигопольных рынках. Лидерство в ценах является одной из форм скрытого сговора, которая позволяет обойти дилемму заключенных. Лидерство в ценах означает установление цены, за которой следуют другие.

Отметим, что  олигополия является преобладающей  формой на современном рынке.

Рыночная власть

Под понятием рыночной власти понимается способность фирмы (или групп фирм) повысить цену и  поддерживать ее на том же уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией. Применение рыночной (монопольной) власти приводит к уменьшению объема продукции и снижению экономического благосостояния общества.

Определить уровень  рыночной власти фирмы достаточно сложно, несмотря на то что существует целый набор способов ее определения. Наиболее приемлемым методом определения рыночной власти является вычисление индекса Лерпера (вычисление разницы между ценой и предельными затратами). В связи с тем что предельные затраты не всегда можно измерить, при расчете применяются средние переменные затраты.

Антимонопольная политика каждого государства имеет  своей целью создание условий  для развития конкуренции.

Конкуренция —  это рыночная ситуация, при которой  фирмы и продавцы независимо друг от друга борются за покупателей, необходимых для достижения хозяйственной цели (получение повышенной прибыли или увеличение собственной доли рынка).

Наиболее распространенным в рыночной экономике является понятие  совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция  определяется обязательным наличием четырех основных условий:

1)                  присутствие большого числа покупателей и продавцов, когда ни один из них, действуя в одиночку, не в состоянии повлиять на рыночные цены;

2)                  отсутствие преграды к выходу на рынок и уходу с него;

3)                  все субъекты хозяйствования, действующие на рынке, имеют свободный доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений;

продукция однородная.

 


Информация о работе Конкуренция, виды конкуренции