Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:48, доклад

Описание

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Работа состоит из  1 файл

конкуренция.docx

— 56.98 Кб (Скачать документ)

  Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

  Рыночный  характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция  – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

  Конкуренция одновременно имеет и положительные  и отрицательные стороны:

  1) она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

  2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

  3) в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики. 

  К числу негативных сторон можно отнести:

  1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

  2) ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения; 

  Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы  экономика могла надлежащим образом  адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения  ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства.

  С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства.

  1. Основные теории конкуренции.  Четыре модели рынка.

  Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом - классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

  Свободная конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.

  Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

  В последние годы новая оценка конкуренции  была дана в работах современного американского экономиста, разработавшего теорию конкурентного преимущества, М.Портера. Он дал определение конкурентоспособности  товара с точки зрения «ценности  товара для потребителя». По его  мнению, ценность любого приобретаемого товара прямо зависит от той прибыли, которую принесет его использование. «Эта величина предельна конкретна и может быть точно подсчитана. Потребительская ценность товара – это максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за него» [4]. Конкурентоспособность товара пропорциональна неоплаченной (или доставшейся потребителю даром) части потребительской ценности товара (см. рис.1.). 

    

  Рис.1. Взаимосвязь ценности для потребителя, цены и конкуренции товара. 

  Портер  считает, что у каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской  ценности. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования  товара дополнительной прибыли. Для  поставщика она соответствует конкурентоспособности  его продукции.

  Если  поставщик монополист, он предпочитает завысить цену и «запас конкурентоспособности» становится равен нулю. На остроконкурентном рынке прибылью пожертвуют ради конкурентоспособности. 

  В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур.

  1. Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

1Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспособиться к ней.

  2. Каждый продавец производит однородный  продукт, который ни в каком  отношении не отличим от продукта  других продавцов. Например, наличие  торговой марки ставит продавца  в привилегированное, монопольное  положение, а это уже не свободный  рынок. Вследствие стандартизации  продукции отсутствует основание  для неценовой конкуренции.

  3. Барьеры для входа в рынок  (и ухода с него) отсутствуют:  нет ни законодательных, ни  технологических, ни финансовых  препятствий, которые могли бы  помешать возникновению новых  фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках.

  4. Никаких искусственных ограничений  спроса, предложения, или цены  не существует и ресурсы - переменные  факторы производства - мобильны.

  5. Каждый продавец и покупатель  владеет полной и правильной  информацией о цене, количествах  продукта, затратах, и спросе на  рынке. Без этого они не в  состоянии сделать правильный, наилучший  для себя выбор.

  По  типу продукции обычно различают  чистую олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия - производящая однородный продукт. В  этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и  т.п.

  Олигополия, производящая разнообразную продукцию  одного функционального назначения, является дифференцированной. Цены товаров  на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластера - группам цен  на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов.

  Причина существования олигополий: экономия издержек, барьеры для вступления и слияния.  

  Рынок услуг по заправки чернильных и 

  Существуют  и другие барьеры, например, владение патентами, контроль над стратегическими  сырьем (в электронике, химической и  алюминиевой промышленности), финансовые барьеры в виде огромных расходов на рекламу (в производстве сигарет). Пример олигополистической модели рынка г. Самары (Таблица №3) 

2. Виды  конкуренции.

Несмотря  на то, что каждый рынок имеет  свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как  осуществляется конкуренция на разных рынках, и следовательно суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. 

  Соперничество среди конкурирующих  продавцов. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.

  Сила, мощь, с которой продавцы товара борются за более сильную рыночную позицию в отрасли или в  конкурентном преимуществе является лучшим индикатором «пульса» конкуренции.

  Прибыль побуждает конкурирующие фирмы  развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

  Черты конкурентных взаимодействий фирм можно  охарактеризовать следующим образом:

  - Фирмы  борются за более выгодную  рыночную позицию, которая проявляется,  в конечном счёте, в стремлении  каждого завоевать свою клиентуру  (наиболее прибыльную рыночную  долю);

  - Конкурирующие  стратегии фирм и пути реализации  этих стратегий различны. Фирмы  ограничены, в основном, своими соображениями  о том, что и как будет  работать на этом рынке (реакция  покупателей и т.п.), и что вообще  юридически законно (антимонопольное  законодательство, разрешающее конкурентные  действия и т.д.).

  Время от времени фирмы обновляют свои стратегии (для улучшения позиции  или с целью защиты уже завоёванных  преимуществ). Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит, с одной стороны, от рыночного успеха (или неудачи), а с другой стороны, от действий фирм-соперников.

  Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.

  Межфирменное  соперничество может закончиться  успехом или проигрышем. Стратегический успех может дать фирме возможность "контролировать" направление  действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут  привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.

  Акции и контракции фирм-соперников, в  конечном счете, выливаются в создание новых условий спроса-предложения  или в реагирование на создавшиеся  условия рынка: маркетинговые стратегии  фирм-соперников в конкурентной борьбе воздействуют на рынок, а рынок, в  свою очередь, заставляет фирмы принимать  такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех  в сложившихся условиях.  

  Пример  конкуренции товарозаменителей.

  Продавцам мелкой бытовой техники  в последнее время  неожиданную конкуренцию  составили операторы  сотовой связи. По мнению продавцов, очень  часто электрический  чайник или кофеварку  покупают в подарок. После того как  сотовики в очередной раз снизили цены, подарком «что-нибудь на $ 40-50» стал сотовый телефон» [6]. 

  Угроза  появления новых  конкурентов. Конкурирующие  силы, возникшие вследствие угрозы появления  новых конкурентов.

  Серьезность угрозы возможного появления на рынке  новых конкурентов зависит от двух групп факторов:

  - барьеры  для входа; 

  - ожидаемая  реакция фирм на вновь входящих  в отрасль. 

Пример. Отмена в России в ближайшее время сезонных импортных пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар, изготавливаемый из него. Есть опасения, что российские производители сахара из сахарной свеклы не выдержат конкуренции со стороны сахара производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара из сахарной свеклы в России станет убыточным и в результате сойдет на нет. [7]. 

  Угроза  появления конкурентов возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Здесь  конкуренция ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение  наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем  технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его  оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли  на капитал в разных отраслях будет  неодинаков. Перелив капитала будет  происходить до тех пор, пока различные  нормы прибыли не выровняются  в какую-то общую или среднюю  прибыль.

Информация о работе Конкуренция