Конституционные принципы экономического строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:31, реферат

Описание

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта – человека, семьи, группы, коллектива предприятия – выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали.

Работа состоит из  1 файл

Свобода эконом деятельности.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Н. БОРИСОВА,

 доктор юридических наук, профессор,  ведущий научный сотрудник Института  проблем эффективного государства  и гражданского общества Финансового  университета при Правительстве  РФ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ РОССИИ

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта – человека, семьи, группы, коллектива предприятия – выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали.

Ключевые слова: экономический строй, рыночный тип экономики, нормы морали, конституционное начало общественного устройства.

На современном этапе  развития Российского государства  идет становление качественно нового по содержанию, целям и задачам  экономического строя, основанного на конституционных принципах единого экономического пространства, поддержки добросовестной конкуренции, свободы экономической деятельности, равной защиты всех форм собственности. Научное осмысление юридической природы, понятия, содержания экономического строя представляет собой одну из насущных проблем современного развития науки конституционного права. Рыночная экономика представляет собой многозначное понятие, при этом ее главный признак все же можно выделить. Это принцип свободы экономической (хозяйственной) деятельности.

Принцип свободы экономической  деятельности содержится в статье 8 Конституции РФ, которая входит в  главу 1 Конституции «Основы конституционного строя». Как видно, данное конституционное  положение относится к наиболее важным принципам конституционного строя, на которых строится государство и общество. На конституционный принцип свободы экономической деятельности опирается целый ряд норм следующей главы Конституции, «Права и свободы человека и гражданина», закрепляющих основные экономические права. Причем эти экономические права имманентно присущи обществу, в котором функционирует рыночный тип экономики. Здесь существует строгая корреляция между конституционно-правовым регулированием и типом экономической системы: если Конституция не будет закреплять перечень этих прав, то в этом обществе не может существовать рыночная экономика (Г.А. Гаджиев).

Применительно к личности свобода  экономической деятельности означает свободу приложения ею своих сил  в материальной (экономической) сфере, в отличие от предшествующих конституций, закреплявших обязательность трудовой деятельности, общественно полезного труда на благо страны. Что касается Конституции РФ 1993 года, то в соответствии с ней человек и гражданин имеет право: быть предпринимателем, то есть стать организатором экономической деятельности (производства), работодателем; стать наемным работником (ограничиться продажей своего труда); заняться индивидуальной трудовой деятельностью и обеспечивать удовлетворение своих потребностей; не заниматься никакой деятельностью (жить в качестве иждивенца, рантье и т.п.).

Главный принцип рыночной экономики  декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия и т.д., выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике  действует следующий исходный принцип: каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности.

Принцип свободы экономической  деятельности является основой конституционного начала общественного устройства. Экономическую деятельность можно определить как участие людей в производстве, распределении, перераспределении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Важные элементы этой деятельности – ресурсы, труд, капитал, товарно-денежные отношения. Свобода экономической деятельности дает возможность каждому беспрепятственно вступать в нее, выбирать вид и характер, создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности, в том числе с целью извлечения прибыли. Закрепление данного принципа в Конституции – свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, выбор профессии, объединение по экономическим интересам, техническое творчество.

При обсуждении принципов экономического строя, послужившими исходными началами любой экономической деятельности, необходимо подчеркнуть их логическую, конституционно-правовую, нормативную, а также обусловленную экономическими процессами объективную взаимосвязь. Принципы, как и сами конституционные положения, не существуют независимо друг от друга, они взаимообусловлены, связаны друг с другом, один является продолжением другого, а иногда и раскрывает предыдущий. Так, можно сказать, что государство гарантирует свободу экономической деятельности путем обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, равной защиты прав субъектов экономической деятельности, единой валютой и принципами налогообложения и т.д.

Свобода труда невозможна без признания  и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и  иных форм собственности.

Принцип свободы экономической  деятельности от российской правовой системы требует оптимального соотношения публичных и частных начал. Речь идет об оптимальном государственном регулировании.

С одной стороны, свободная экономика  предполагает широкое саморегулирование  хозяйственных, имущественных отношений  их участниками, развитость договорной практики. Здесь роль государства – задать лишь общие рамки с помощью норм гражданского права, с другой стороны, ограничить их саморегулирование экономических отношений в целях обеспечения прав людей, равных условий участия в экономических отношениях граждан, организаций, преследуя иные общественные, общесоциальные интересы. Это можно сделать путем регулирования инвестиционной, инновационной деятельности, цен и ценообразования, введения антимонопольного законодательства; методами стандартизации, сертификации (работ и услуг), лицензирования, квотирования, государственных и муниципальных заказов; мерами принуждения, установленными административным, бюджетным, налоговым, предпринимательским, земельным и др. законодательством. Задача конституционного права в регулировании экономических отношений состоит в обеспечении согласованного действия норм отраслей частного (гражданского) и публичного права при приоритете первых.

Конституция нашей страны провозглашает  свободу экономической деятельности, то есть право каждого использовать свои способности и имущество любым не запрещенным законом способом. Обязательным для реализации указанного права является соблюдение принципа равных возможностей. На деле, однако, этот важнейший принцип не всегда находит должное отражение в действующем законодательстве.

В частности, в России, как и во многих других странах, существует институт специального права, обусловливающего владение какой-либо вещью или занятие  какой-либо деятельностью особым дозволением  со стороны государства. Например, для приобретения огнестрельного оружия в собственность необходимо получить разрешение в органах внутренних дел. Многими видами экономической деятельности нельзя заниматься без получения лицензии. Подобные ограничения допустимы и оправданны и, в силу этого, не могут рассматриваться как нарушающие свободу экономической деятельности.

Следующая группа принципов касается организации хозяйствования в государстве. В статье 8 Конституции, определяющей экономическую основу конституционного строя России, содержатся важнейшие принципы регулирования экономических отношений: гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Принцип единства экономического пространства. Установление единого экономического пространства рассматривается как один из элементов конституционно-правового регулирования экономической системы.

Отметим, что начало реформ в России совпало с распадом единого экономического пространства СССР, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.

Установление единого экономического пространства на всей территории современной  России (статья 74 Конституции Российской Федерации) представляется и как  одна из основ экономического строя, без которой невозможно вести  речь о создании единой экономической системы суверенного федеративного государства, коим является Российская Федерация. В качестве принципа регулирования экономических отношений и экономической деятельности данный принцип означает следующее.

Конституционное право запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного развития хозяйства, перемещения товаров, услуг, финансовых средств, о чем свидетельствуют и решения Конституционного Суда РФ. Подобные ограничения могут устанавливаться только федеральными законами в строго определенных законом условиях чрезвычайного и военного положения, введения карантина и других мер в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Режим единого экономического пространства включает в себя и систему налогообложения, и объявление рубля в качестве основной денежной единицы в РФ.

Одной из форм ограничения свободы  экономической деятельности является установление государством квот или запрета на конкретные виды продукции или виды предпринимательства. К сожалению, далеко не все подобные ограничения представляются оправданными. Например, принцип единства экономического пространства России предполагает равенство возможностей ведения предпринимательской деятельности на всей ее территории. Вполне очевидно, что при наличии достаточных оснований законодатель вправе установить в этой области ряд ограничений. Плохо, однако, когда основания устранены, а ограничения остаются.

В течение трех с лишним лет на контроле у Уполномоченного по правам человека в РФ находился необычный вопрос о таможенном регулировании внутри России, а именно на территории Чеченской Республики. Впервые в поле зрения Уполномоченного этот вопрос попал в связи с поступлением ряда жалоб на запрет ввоза в Чеченскую Республику товаров иностранного происхождения. Указанный запрет был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 5 ноября 1999 г. № 1223 в связи с проведением на территории этой республики контртеррористической операции. Конституционность указанного постановления была проверена Конституционным Судом, который Определением от 16 января 2007 г. № 22-О отказал в принятии к рассмотрению соответствующего запроса Народного Собрания Чеченской Республики. Конституционный Суд счел, что, вводя запрет на ввоз иностранных товаров, Правительство России преследовало законные цели и действовало в пределах своей компетенции, а запрет как форма ограничения свободы экономической деятельности был соразмерен обстановке, существовавшей в момент его введения. Вопрос же о том, насколько актуальными оставались мотивы и цели введения запрета, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не входил в его компетенцию.

Не вполне удовлетворившись таким исходом, Уполномоченный обратился  к Председателю Правительства России с просьбой поручить рассмотреть  вопрос о возможности отмены упомянутого  запрета. При этом Уполномоченный подчеркнул, что контртеррористическая операция почти завершена, положение в Чеченской Республике стабилизируется, в связи с чем права граждан на возвращение к месту прежнего проживания и на свободное занятие экономической и иной не запрещенной законом деятельностью не должны ограничиваться. Обращение Уполномоченного к Председателю Правительства было передано на рассмотрение в Федеральную таможенную службу. Федеральная таможенная служба предложение Уполномоченного об отмене запрета на ввоз иностранных товаров в Чеченскую Республику поддержала, но помочь в этом не смогла, сославшись на то, что отмена постановления Правительства Российской Федерации находится в компетенции Правительства. Получив такой ответ, Уполномоченный по правам человека в РФ повторно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с тем же предложением.

В начале 2010 г. запрет на ввоз товаров  иностранного производства на территорию Чеченской Республики был, наконец, отменен. Эта несколько припозднившаяся  мера, по мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, должна способствовать обеспечению свободы экономической деятельности на территории республики.

Информация о работе Конституционные принципы экономического строя России