Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:17, контрольная работа
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованны ми интересами работодателей и наемной рабочей силы.
Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.
Введение
1.Исследование рынка труда и занятости
1.1 Понятие рынка труда и занятости
2. Состояние рынка труда в современной России
2.1 Безработица, как негативное явление в структуре современного рынка труда
2.2 Государственная программа содействия занятости населения
Заключение
Список использованной литературы
Например:
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии Международной организации труда наблюдается в Агинском Бурятском автономном округе и составляет 0.9%. Не превышает 5% уровень безработицы в Москве (1.3%), Санкт-Петербурге (2%), в Республиках Карелия, Мордовия, в Тульской, Московской, Ярославской, Липецкой, Костромской областях, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (2.9-5.0%).
Состав безработных, имеющих опыт работы, по обстоятельствам незанятости в феврале 2010 г.
В общей численности безработных 30.4% не имели опыта работы. Среди безработных, имевших опыт трудовой деятельности – 29.65 составляют лица, уволившиеся по собственному желанию. 1.2 млн. человек (31.1%) – лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Среднее время поиска работы безработными в феврале 2007 года составило 9.2 месяца и по сравнению с февралем 2006 года увеличилось на 0.1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 42.6% безработных (в феврале 2009 года – 41.75). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 52%, и увеличилось за последний год на 2.3%. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы сократилась на 1.7% и составила 35.3%.
Самый высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет соответственно, 69.6% и 56.3%; в Республиках Тыва, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Болгкарской и Дагестан уровень безработицы составляет от 21% до 23%.
Безработица в России, впрочем, как и в других странах, обусловлена ходом социально-экономического развития государства и общества. Она – постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает, как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы развития экономического развития страны. Нельзя обратить внимание на то, что в концепциях, объясняющих причины возникновения безработицы, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики. Это обстоятельство учитывается очень редко.
Специфика ситуации в России обуславливается отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В России только происходит процесс перехода от «социализма» к рыночной экономике. Поэтому еще одной отличительной чертой Российской Федерации является формирование так называемого придерживаемого типа занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
Другой особенностью формирования безработицы можно считать, то обстоятельство, что в России в доперестроечный период фактически отсутствовала индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Такая деятельность признавалась малоэффективной и противоречащей принципам социализма. Недостаточно были развиты и малые предприятия. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в быстром развитии безработицы в России.
На сегодняшний день этап развития рынка труда характеризуется следующими особенностями: существенными различиями между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных; размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости; низкий уровень пособий по безработице также является отличительной чертой российского рынка труда; неполная занятость, обусловленная не гибкостью рынка, а простоями предприятий; появление беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве; изменение распределения рабочей силы по секторам экономики: значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования; трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. Из практики известно, что предложение рабочих рук растет быстрее, чем спрос на них. Поэтому цена труда наемного работника на рынке труда падает, а цена рабочего места возрастает, усиливая затруднения в поиске работы и конкуренцию безработных из-за рабочих мест; среди занятых возрастает страх потерять работу. Именно поэтому в странах с рыночной экономики безработица является центральной проблемой современного общества. Повышение ее уровня ведет к недоиспользованию ресурсов труда, снижает доходы населения, обостряет семейные отношения и повышает социальную напряженность в обществе.
К концу июня 2010 г. по сравнению с концом июня 2009 г. Во всех субъектах Российской Федерации число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось, кроме республик Ингушетия, Саха (Якутия) и Архангельской области.
Таблица 1
Июнь 2010 г. | ||||||
численность не занятых трудовой деятельностью граждан, тыс. человек |
безработных, всего |
безработных, которым назначено пособие по безработице | ||||
тыс. человек |
в % к июню 2009 г. |
в % к экономически активному населению (уровень зарегистрированной безработицы) |
тыс. человек |
в % к июню 2009 г. | ||
Российская Федерация |
1690.5 |
1491.6 |
86.1 |
2.0 |
1246.0 |
84.1 |
Центральный федеральный округ |
243.3 |
184.8 |
84.0 |
0.9 |
149.0 |
76.4 |
Северо-западный федеральный округ |
127.8 |
98.1 |
84.6 |
1.3 |
79.0 |
81.9 |
Южный федеральный округ |
599.0 |
568.8 |
94.0 |
5.5 |
501.7 |
98.4 |
Приволжский федеральный округ |
208.6 |
182.2 |
79.1 |
1.2 |
158.8 |
77.7 |
Уральский федеральный округ |
103.2 |
90.0 |
77.5 |
1.4 |
73.7 |
73.1 |
Сибирский федеральный округ |
296.5 |
264.3 |
82.1 |
2.6 |
211.6 |
77.7 |
Дальневосточный федеральный округ |
112.1 |
103.3 |
84.1 |
3.0 |
72.1 |
70.4 |
Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2010 г.
Анализируя вышеприведенную таблицу нужно отметить, что самое большое количество безработных наблюдается в Южном федеральном округе, в том числе в Чеченской республике, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарской республике и т.д. Самая низкая численность безработных в Уральском федеральном округе, в том числе в Челябинской области (24.3 тыс. чел.), Свердловской (28.6 тыс. чел.), Тюменской (25.7 тыс. чел.) областях и т.д. Безработных, которым назначено пособие по безработице значительно меньше, общего числа безработных. Высокий уровень безработицы также наблюдается в Сибирском федеральном округе, особенно в Алтайском (70 тыс. чел.).
Красноярском (41.2 тыс. чел.) краях, Кемеровской (41.6 тыс. чел.), Новосибирской (20.0 тыс. чел.) областях и.т.д.
Мы считаем, что для того чтобы сократить в нашей стране численность безработных нужно предпринимать какие-то серьезные шаги. Например, развитие самозанятости населения. Сущность самозанятости заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, и не противоречащий законам страны. В Российской Федерации согласно закону «О занятости» к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой являются: предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов. Самозанятость в условиях рыночной экономики – объективное явление. Причины ее появления весьма разнообразны. Мотивом для появления самозанятости может являться безработица. Есть определенная группа людей, которые не хотят подчиняться какому-либо лицу или обладают способностями к предпринимательской деятельности и хотят работать самостоятельно на свой страх и риск.
Однако развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности в нашей стране. Это всевозможные проверки различных организаций, огромные налоги и отсутствие федеральной поддержки малого бизнеса. До тех пор пока государство и его верховная власть не будут относиться к малому предпринимательству, как, например, к энергетике или сельскому хозяйству – малый бизнес будет стоять на месте.
Большое значение для решения проблемы безработица в России имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Их можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организаций и т.д.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. В России общественные работы пока не нашли своего места. В 2005 году лишь 18.7% получившим помощь в службах занятости населения была предложена общественная работа.
Другим направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы должны разработать соответствующие целевые программы.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
2.2 Государственная программа
В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Помимо определения самого понятия занятости, в Законе приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим. В соответствии со ст. 2 указанного закона, занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому
договору (контракту), в том числе
выполняющие работу за
- занимающиеся
- занятые в подсобных
промыслах и реализующие
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные
или утвержденные на
- проходящие военную
службу, а также службу в органах
внутренних дел
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
- временно отсутствующие
на рабочем месте в связи
с нетрудоспособностью,
- являющиеся учредителями
(участниками) организаций, за
исключением учредителей (
В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6).
Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда.
Обострение проблемы занятости в начале 90-х годов имело объективную основу: структурные сдвиги, технологическая перестройка, экономические реформы. В период радикальных преобразований, связанных с проведением рыночных реформ в экономике России произошла ломка традиционных структур занятости. Формирование новой государственной политики занятости осуществлялось методом проб и ошибок, с просчетами и провалами, которые искажали предложение труда и направляли его по неэффективному пути.
В 1991 году государство стало реализовывать свою политику в области занятости населения через службу занятости населения на основании Закона «О занятости населения». Финансирование мероприятий содействия занятости населения осуществлялось с помощью созданного Фонда занятости населения, средства в который поступали от работодателей и других источников.
Пореформенный период (1992 - 1998 гг.) характеризовался непрерывным нарастанием безработицы.
Главная цель государственной политики занятости сводилась к сдерживанию массовой безработицы. Таким проблемам эффективного использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовой мотивации, отраслевых и профессиональных структур, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности, уделялось недостаточно внимания.