Контрольная работа по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованны ми интересами работодателей и наемной рабочей силы.
Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

Содержание

Введение
1.Исследование рынка труда и занятости
1.1 Понятие рынка труда и занятости
2. Состояние рынка труда в современной России
2.1 Безработица, как негативное явление в структуре современного рынка труда
2.2 Государственная программа содействия занятости населения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономика труда.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Система финансирования государственной политики занятости  населения, принятая в 2001 году предполагала, что мероприятия по социальной поддержке безработных будут финансироваться и из региональных и местных бюджетов, пожертвований граждан, средств, получаемых службой занятости от оказания платных услуг работодателям. Однако на практике оказалось, что объемы финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов незначительны. Так, в 2003 году – 455 млн. рублей (19% от средств, затраченных на активную политику). Объемы затрат работодателей составляли в 2003 году – 498,6 млн. руб. (20,8%).

Финансирование активных программ из местного бюджета было крайне затруднено по ряду причин, главной из которых являлся недостаток средств у местных, как правило, дефицитных бюджетов. Показатели валового регионального продукта регионов позволяют сделать вывод о том, что почти половину ВВП страны обеспечивали всего 10 регионов России из 89. Анализ изменения бюджетной политики свидетельствует о том, что федеральный центр все больше доходов муниципальных образований забирал в Федеральный бюджет, перекладывая при этом социальные расходы на региональные бюджеты. В результате активные программы содействия занятости населения финансировались лишь на 30% от потребностей рынка труда. Складывается впечатление, что федеральные органы власти отстранились от проблем занятости населения, передавая их решение местным органам власти. Результатом такой политики государства стало отсутствие четкой концепции занятости, направленной на развитие трудовых ресурсов страны и повышение уровня жизни населения.

Новая модель занятости  заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

- уделять особое внимание  повышению качества рабочей силы  на рынке труда, совершенствовать  систему начального, среднего, высшего  и дополнительного образования,  ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

- снижать риск безработицы  среди выпускников учебных заведений,  корректировать объемы и профили  подготовки кадров в образовательных  учреждениях;

- обеспечить выделение  работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;

- обеспечить развитие  и совершенствование гибкой, ориентированной  на трудоустройство, системы профессионального  обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;

- развивать систему  непрерывного образования, включая  обучение на рабочем месте,  развитие возможностей самообучения;

- развивать систему  профориентации и психологической  поддержки населения;

- уделять особое внимание  сохранению эффективно используемых  и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение  и кредитование, поддержку конкурентоспособных  производств, поддержку малого  бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;

- в соответствии с  программой структурной перестройки  экономики предусмотреть меры  по переподготовке и трудоустройству  высвобожденных работников;

- содействовать трудоустройству  слабозащищенных слоев населения  (инвалиды, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

В заключении необходимо отметить, что забота государства о достижении в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

         Заключение

 

Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод, что в развитии рынка труда современной экономики России прослеживаются следующие тенденции:

1. Для современной  экономики характерен рост естественной  нормы безработицы. Экономический  спад которой, обостряет проблему  безработицы.

2. Сохранение перегруженности  рабочей силой большинства крупных  и средних предприятий является  важной особенностью российской  модели реформ

3. Усугубляется несоответствие  между быстро изменяющейся структурой  спроса на рынке труда и  сложившейся ранее профессионально - квалификационной составе рабочей силы.

Рынок труда в настоящее  время, несмотря на достаточно жесткое  регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной  отечественной экономики. Институциональные  преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

Современный российский рынок труда характеризуется  несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

На основе проделанного анализа в данной курсовой работе можно придти к заключению о том, что приоритетными направлениями  действий на рынке труда в перспективе  являются:

- обеспечение социальных  гарантий граждан, потерявших  работу, и усиление социальной  защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;

- повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

- поддержка малого  бизнеса и предпринимательства  в целях создания новых рабочих  мест и содействия занятости  населения;

- обеспечение регулирования  привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

- разработка прогноза  потребности в рабочих и специалистах  по укрупненным группам профессий  и специальностей, по видам экономической  деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда.

 

 

 

Список использованной литературы

 

Алиев,И.М. Экономика труда: учебник // 2009.

Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Занятость населения // Российское предпринимательство. – 2006. - №9. – С. 6 - 12.

Борисов Е.Ф. Экономическая  теория. / Е.Ф. Борисов - М.: Юрайт-Издат,2005. - 256 с.

Боровик В.С. Ермакова Е.Е. Занятость населения. / В.С. Боровик Е.Е. Ермакова. – М.: Инфра, 2008. - 46 с.

Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения. // Трудовое право. - 2004. №8. - с.71 - 79.

Гимпельсон В., Капелюшников. Нестандартная занятость и российский рынок труда. // Вопросы экономики. - 2008 №1. с. 65 – 71.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. –  М. 1994.

Концепция действий на рынке  труда на 2003-2005 годы. Распоряжение правительства  РФ от 6 мая 2003 г. № 568-р.

Кодекс Законов о  труде 1971г. – М. 1971.

Конституция Российской Федерации. - М : Юрид.лит. - 1993. - 64 С.

Рынок труда. Учебник  под общей редакцией Булгакова  В. С. / В.С. Булгаков. – М.: Экзамен, 2003. – 264 с.

Остапенко Ю.М., Экономика труда: учеб. Пособие // 2010.

Топилина М. А., Герций Ю. В. Рынок труда. Государственная  политика занятости и меры по ее регулированию: итоги и перспективы. – М.: Социономия, 2003.

Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Юринформ, 2002

Хантн В. Н. Вопросы занятости населения в РФ. Статистический обзор. / В. Н.Хантн. – Волгоград.: Волга, 2010. – 114 с.

Разме


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике труда"