Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 06:43, контрольная работа

Описание

Работа содержит задания по дисциплине "Экономика" и ответы на них

Содержание

1. Осуществите сравнительную характеристику методов определения емкости рынка потребительских товаров в разрезе количественных и качественных методов (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика методов определения емкости рынка потребительских товаров
Сущность
Достоинства
Недостатки


2. Спрос как основная категория рынка и факторы его определяющие. Классификация спроса. Проблемы сбалансированности и удовлетворенности спроса на потребительские товары в современных условиях.
3.Задача
Осуществить прогноз объема спроса на душу населения по цельномолочной продукции на будущий год, если известно, что:
в отчетном году объем реализации на душу населения составил 2509 руб.;
коэффициент эластичности спроса на молоко на душу населения равен 0,25;
денежные доходы по региону возрастут в планируемом году на 13%, а численность населения увеличится на 2,0%.

Работа состоит из  1 файл

войда экон.товарного обращения1.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Вариант 2.

 

  1. Осуществите сравнительную характеристику методов определения емкости рынка потребительских товаров в разрезе количественных и качественных методов (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика методов определения емкости  рынка потребительских товаров

Сущность

Достоинства

Недостатки

     

 

  1. Спрос как основная категория рынка и факторы его определяющие. Классификация спроса. Проблемы сбалансированности и удовлетворенности спроса на потребительские товары в современных условиях.

3.Задача

Осуществить прогноз объема спроса на душу населения по цельномолочной продукции на будущий год, если известно, что:

  • в отчетном году объем реализации на душу населения составил 2509 руб.;
  • коэффициент эластичности спроса на молоко на душу населения равен 0,25;
  • денежные доходы по региону возрастут в планируемом году на 13%, а численность населения увеличится на 2,0%.

 

 

 

 

 

 

  1. Осуществите сравнительную характеристику методов определения емкости рынка потребительских товаров в разрезе количественных и качественных методов (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика методов определения емкости  рынка потребительских товаров.

Сущность

Достоинства

Недостатки

Сущность рынка потребительских  товаров полностью раскрывается через его функции.

Одна из важнейших  функций - это реализация части совокупного продукта, предназначенного для личного потребления, в результате которой возмещаются затраты труда на его производство и обращение.

Следующая функция заключается  в доведении товаров до конечных потребителей и удовлетворение их потребностей в необходимых благах. А это значит, что рынок способствует возмещению затрат рабочей силы, удовлетворяя платежеспособные физические, социальные, интеллектуальные потребности населения, личные и коллективные (питание, жилье, отдых, конкретные товары и тому подобное).

Третья функция заключается  в стимулировании экономической  деятельности в обеспечении материальных стимулов к труду. При несоответствии спроса и предложения товаров происходит торможение в реализации денежных доходов населения. В результате чего нарушается механизм распределения по труду, снижается эффективность мер по стимулированию работников за труд .

Рынок потребительских  товаров выполняет функцию регулятора производства. Через отношение спроса и предложения рыночный механизм перераспределяет капитал между отраслями в соответствии с потребностями общества. В сфере рынка через ценообразование осуществляется сведение затрат с общественно необходимыми и определяется степень их соответствия. На рынке возмещаются затраты производства и формируются условия для непрерывного воспроизводства.

Последняя функция - санирующая. Рынок является санитаром, который  удаляет с рынка недобросовестных поставщиков, производителей и потребителей.

Достоинства:

-Конкурентная рыночная  система направляет ограниченные ресурсы общества на производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий, методов организации процессов производства, общественного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда.

-Она способствует  соединению личной выгоды производителя  с интересами потребителя и  общества в целом, повышает  личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.

-Действие "невидимой  руки" во многом освобождает  государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование. 

-Рыночная система  обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.

Предприниматель, или  экономический субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.

-Конкурентная рыночная  система, как утверждают ее  сторонники, способствует повышению  эффективности экономики, обеспечивает  более высокие темпы экономического  роста, более высокий доход на душу населения страны.

Недостатки:

-Экономическая деятельность  в условиях рыночной системы  приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической  деятельности, угасанию конкуренции  и ее регулирующей роли.

-Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли.

-По мере ослабления  конкуренции подрывается суверенитет  потребителя, утверждается суверенитет  монополиста. 

-Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов.

-Создается неравенство  в распределении доходов и  полученного общественного продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.

-Потребительский спрос,  учитываемый рынком, выражает лишь  индивидуальные потребности потребителя.  Производитель, удовлетворяя этим  потребностям и ориентируясь  на личную выгоду, не заинтересован  в удовлетворении общественных  нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.

-Отсутствуют полная  занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии  безработицы, недогрузке предприятий  и неполном использовании производственных  возможностей.

-Рыночная экономическая система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации "чистого капитализма", его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем.

В действительность "чистой" рыночной экономической системы  не существует. Действуют смешанные системы с различной степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и повышению ее социальной направленности.


 

 

 

  1. Спрос как основная категория рынка и факторы его определяющие. Классификация спроса. Проблемы сбалансированности и удовлетворенности спроса на потребительские товары в современных условиях.

Важнейшей категорией рынка  и одним из основных показателей  рыночной конъюнктуры является покупательский спрос.

Соотношение потребности  как нужды, принявшей специфическую  форму, определяемую культурным уровнем  и личностью индивида, с одной  стороны, и потребления, как фактически удовлетворенной потребности, - с  другой, проявляется через объем спроса.

Спрос как экономическая  категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке.

Спрос как предмет  коммерческой деятельности - это объем  товаров (работ, услуг), который потребитель  хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени.

Главные составляющие спроса - наличие определенных потребностей в товарах (услугах) и обеспеченность данных потребностей денежными средствами; а основные факторы, способствующие удовлетворению спроса, - приемлемые для потребителей цены и соответствующее спросу по объему и структуре товарное предложение. Для раскрытия сущности спроса как экономической категории следует различать совокупный и индивидуальный спрос.

Каждый из этих видов имеет свои основные детерминанты (основные факторы, воздействующие на величину спроса).

На покупательский спрос  влияет большое количество факторов, его формирующих. Всю совокупность этих факторов условно подразделяют на шесть групп: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие.

К экономическим факторам относят, прежде всего, денежные доходы населения и их распределение  между отдельными группами (слоями) населения; уровень цен (и их соотношение) на отдельные виды товаров; объем и структуру отечественного производства; объем импорта; объем и состав нетоварного поступления товаров (за счет личного подсобного хозяйства и натуральной оплаты труда); структуру денежных доходов (покупательные фонды и нетоварные расходы); возможность получения кредита; соотношение товарного и нетоварного потребления; уровень обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, платными и бесплатными услугами; состояние коммуникационных и транспортных связей; размеры и состояние торговой сети и т.д.

В группу, объединяющую социально-демографические  факторы, входят социальная и профессиональная структуры общества и особенности  их изменения, численность и половозрастной состав населения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, форма распределения благ между членами общества, исторические и национальные традиции и обычаи, мода, место проживания и плотность населения и т.д.

В современных условиях возрастает значение технологических факторов, основными из которых являются: прогрессивные формы и системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, послепродажное обслуживание на основе современных технологий, использование современных компьютерных информационных систем и т.д.

Психологические факторы - это физиологические особенности  человеческого организма, реакция  на окружающую действительность, религию, рекламу, моду, отношение к престижу, потребительские мотивы.

Природно-климатические  факторы обусловлены воздействием географического положения, продолжительности времени года (сезонность), климата, температуры воздуха, количества атмосферных осадков, влажности, особенности рельефа местности.

Группа прочих факторов, влияющих на спрос, включает в себя такие важные факторы, как правовые, культурно-исторические, политические и т.п.

Спрос формируется под влиянием не одного, а нескольких факторов одновременно

В практике коммерческой деятельности особое значение имеет  возможность измерения воздействия факторов, поэтому их подразделяют на количественно измеримые (например, экономические) и такие, степень воздействия которых не поддается или практически не поддается количественной оценке (например, психологические), то есть косвенные факторы.

По характеру влияния  факторы подразделяют на общие, которые  непосредственно воздействуют на величину спроса по всем или большинству товаров, частные - оказывающие непосредственное влияние на спрос по узкому кругу  или отдельным товарам.

Спрос рассматривают по времени его предъявления: ретроспективный, текущий, перспективный.

Ретроспективный - спрос  прошлых периодов, данные о характере  и изменениях которого следует учитывать  в процессе текущей деятельности.

Текущий - спрос, обусловленный  состоянием рынка, торговой конъюнктурой и факторами, определяющими ее. Знание этого спроса необходимо для оперативного управления коммерческой деятельностью.

Перспективный - спрос, который  предполагается в ближайшем будущем, исходя из состояния и тенденций  развития экономики рынка, и на который следует ориентироваться в коммерческой работе.

По объему спрос подразделяют на макроспрос, характеризующий спрос  на потребительские товары в целом, и микроспрос - на отдельные товарные группы или товары.

По степени зрелости выделяют три основные вида спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся.

Потенциальный - спрос  на товары, которые только готовят  к выпуску и они еще не поступали  на рынок. Потенциальный спрос создают  благодаря широкой рекламе продукции, находящейся в стадии производства. Выбирая стратегию своего поведения при работе с этими товарами, так же как и с новыми товарами, коммерсант не упускает из виду весь жизненный цикл товара: разработку, выведение на рынок, рост, зрелость, упадок.

Формирующийся - спрос  на новые виды товаров, недавно появившихся на рынке и еще не прочно вошедших в сферу потребления.

Сложившийся - полностью  сформировавшийся спрос на товар. Для  того чтобы спрос принял форму  сложившегося, товар должен достаточно зарекомендовать себя, получить признание у потребителей. Задача коммерсанта в этом случае - поддерживать постоянное количественное удовлетворение и развитие качественных характеристик предложения.

По сроку реализации (характеру проявления) необходимо учитывать такие виды покупательского  спроса, как отложенный спрос, накапливаемый спрос, спрос на замену, спрос про запас.

Отложенный - спрос, реализация которого временно откладывается ввиду  отсутствия условий для потребления. Например, покупка товаров для  зимнего спорта может быть отложена до того времени года, когда их потребление станет возможным. Здесь деньги, предназначенные для покупки этих товаров, принимают форму отложенного спроса.

Накапливаемый - спрос, образующийся путем постепенного накапливания денег  для покупки дорогостоящих товаров, он требует от коммерсанта изучения наличного парка таких товаров, сроков эксплуатации (обновления), влияния моды, физического и морального износа и т.п.

Спрос про запас - «излишний  спрос», не вызванный рациональной потребностью в данном товаре. Он возникает при дефиците товаров, которые приобретают «впрок», на случай отсутствия их в продаже. Предвидение такого спроса позволяет коммерсанту создать условия для увеличения своих доходов.

Спрос на замену - спрос  на товары длительного пользования, обусловленный или техническими требованиями (физический износ), или факторами психологического характера (новые модели, новый дизайн, мода).

В зависимости от степени  удовлетворения выделяют следующие  виды спроса.

Действительный - спрос, который реально может быть предъявлен на рынке при условии достаточного предложения товаров и ассортиментно-качественного соответствия их требованиям покупателей.

Реализованный - спрос, который  фактически реализован при покупке  товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного только в тех случаях, когда предложение товаров и услуг по своим размерам, качеству и ассортименту не соответствует спросу населения.

Неудовлетворенный - спрос, оставшийся нереализованным ввиду  отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Явный (активный) неудовлетворенный спрос - реальный объем денежных средств, которые не могут быть реализованы на рынке по различным причинам и скапливаются на руках у населения и во вкладах.

По степени интенсивности  можно выделить такие виды, как интенсивный (растущий) спрос, стабилизировавшийся спрос, угасающий спрос. Эти виды спроса, и как виды спроса по степени зрелости (потенциальный, формирующийся, сложившийся, угасающий) тесно связаны с жизненными циклами товара,

Маркетинговая (рыночная) стратегия фирмы, предприятия на потребительском рынке строится на классификации спроса по состоянию рынка и возможности его удовлетворения, согласно которому выделяют следующие виды спроса:

  • негативный (отрицательный) спрос - состояние спроса, при котором часть потребителей испытывают предубеждение к товару, в связи с чем согласна избегать его потребления, или товар уже надоел покупателю;
  • отсутствие спроса - состояние, при котором потребители не заинтересованы в приобретении какого-либо товара или относятся безразлично к нему, то есть товар не признан покупателем и не приобретается им;
  • скрытый спрос представляет такое состояние, при котором имеющиеся потребности не могут быть удовлетворены имеющимися на рынке товарами и услугами вследствие их отсутствия (не производятся);
  • полноценный спрос - это такой спрос, при котором продавец вполне удовлетворен своим оборотом;
  • чрезмерный спрос - это спрос, значительно превышающий возможность его удовлетворения.

По намерениям покупателей  выделяют четыре основных вида покупательского спроса: жесткий, мягкий, импульсивный и ажиотажный спрос.

Жесткий спрос - это твердо сформулированный спрос, при котором  покупатель требует только определенный конкретный вид товара и не согласен на какую-либо его замену.

Мягкий спрос - это альтернативный (компромиссный) спрос, при котором покупатель согласен при отсутствии необходимого товара заменить его на аналогичный товар или не имеет достаточно четкого представления о виде необходимого ему товара.

Импульсивный спрос - это спонтанный спрос, проявляющийся неожиданно для самого покупателя при обнаружении товара в реализации, то есть спрос, вызванный эмоциональным фактором.

 

Ажиотажный спрос представляет собой панический спрос, связанный  с ожиданиями потребителем повышения  цен, дефицита товаров и т.п. и не отражающий реальных потребностей в данных товарах.

Скрытый (пассивный) неудовлетворенный - спрос, реализующийся при покупке  товаров и услуг, не являющихся полноценными заменителями отсутствующих или  обладающих другими потребительскими свойствами.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"