Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание

Задача №1 На рынке действуют шесть фирм, имеющих доли: 10%, 20%, 25%, 15%, 10%, 20% соответственно. Определите как изменится индекс Херфиндаля-Хиршмана, если первая и шестая фирмы объединятся.
Задача №2 Определите цену и объем производства, максимизирующие прибыль фирмы, на основании данных таблицы:...

Содержание

Совершенная конкуренция и эффективность
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации
Ответы на вопросы
Задача №1
Задача №2
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

микро2.docx

— 59.85 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

 

    1. Совершенная конкуренция и эффективность
    2. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
    3. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации

 

Ответы на вопросы

 

Задача №1

 

Задача №2

 

Список литературы

 

    1. Совершенная конкуренция и эффективность

 

 

 

 

  Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной речи, и на первых порах  оно употреблялось весьма вольно, с не устоявшимся смыслом. Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более  определенным. Конкуренция вошла  в круг основных понятий экономической  теории. 

О конкуренции  написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения  этого понятия. Для литературы советского периода характерно отрицательное  отношение к конкуренции в  целом. Конкуренция определяется как  «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей». В более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось на диаметрально противоположное  – вместо отрицательных определений  появились определения в превосходных степенях. «Конкуренция оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие предпринимательства. При ней в  более полной мере используются рассеянные в обществе знания, и осуществляется их рыночный отбор для развития производства –  в конкуренции выживают и  реализуются те из них, которые дают наибольшую эффективность».  В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала.   

Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже  выпускаемых, рекламировании своих  продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может  наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут  быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где  явное соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции  и соперничества возникло лишь с  развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной  конкуренции, они, прежде всего, имели  ввиду соперничество. Рынок - продажи  однородного товара и его ближайших  субститутов (заменителей).

Изучая  деятельность фирм, экономическая наука  обнаружила, что наиболее последовательно  фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности  лишь в ситуации «совершенной конкуренции».

Основоположником  основ теории совершенной конкуренции  считается А. Маршалл: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается  в том, что один человек состязается  с другим, особенно при продаже  или покупке чего-либо». А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкурентного потребителя, но и  любой другой субъект рынка. Этот термин нередко использовался как синоним свободной конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагаеттакой уровень организации экономики, при котором общество извлекает  максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере потребления. Фирмы  выпускают такой набор продукции, который является наиболее предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся минимальными.  

 

 

Совершенная (чистая) конкуренция.   

 Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. 

 

 

Механизм функционирования совершенной  конкуренции

 

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых  странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции  является дача взяток, в явном и неявном виде различным представителям государства, в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной  игрой спроса и предложения  в соответствии с рыночными  законами их функционирования. Этот  тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».

Совершенный не означает  «лучший», это означает лишь,  то что  данная структура является абстрактной,  т.е.  моделью.  Но это не абсолютная  абстракция,  похожие рынки действительно  имеют место и функционируют  в реальной экономике. Классический  пример –  рынок пшеницы,  на котором множество контрагентов  покупает и продает однородный  товар.

 

 

 

Условия возникновения  совершенной конкуренции

 

Каковы  условия возникновения такой  конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической  эффективности?   

Идеальный «храм» совершенной конкуренции  может быть устойчив лишь в том  случае, если в его фундаменте присутствуют все необходимые «кирпичики» - условия:  

1)   Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.  

Теоретически  описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет  изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы  обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.  

Фирма, имеющая  свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти  фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).  

2)   Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.  

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для  каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице.   

    В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие  товары, как книги, авиабилеты, игрушки.   

3)   Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

- Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

- Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

- Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

- Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

- Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда). 

Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении  цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может  привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

4)   Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

5)   Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.  

6)   Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.   

7)   Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).  

8)   Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).  

9)   Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

- Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

- Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

-  Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.     

Разумеется, рынок с  совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"