Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание

Задача №1 На рынке действуют шесть фирм, имеющих доли: 10%, 20%, 25%, 15%, 10%, 20% соответственно. Определите как изменится индекс Херфиндаля-Хиршмана, если первая и шестая фирмы объединятся.
Задача №2 Определите цену и объем производства, максимизирующие прибыль фирмы, на основании данных таблицы:...

Содержание

Совершенная конкуренция и эффективность
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации
Ответы на вопросы
Задача №1
Задача №2
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

микро2.docx

— 59.85 Кб (Скачать документ)

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка  является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются: 

– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов; 

– предлагаемая ими продукция является однородной; 

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его; 

– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

 

 

 

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка труда и его  механизма: объектом купли-продажи  на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами.

Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывают на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

Эти отношения противоречивы в  силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Рынок труда зачастую является самым  точным детектором социального положения  населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано  со становлением рыночных отношений  и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

В настоящее время мобильность  трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.

Рынок труда имеет свои характерные  особенности. Это связано со спецификой товара, который продается и покупается на этом рынке. В отличие от других ресурсов (факторов производства) труд является функцией жизнедеятельности  человека и неотделим от личности. Поэтому сам труд не может быть продан, и на «рынке труда» продаются  и покупаются услуги труда. Важной особенностью рынка труда является большая  продолжительность взаимоотношений  продавца и покупателя. Если на рынке  товаров контакт продавца и покупателя в большинстве случаев ограничивается передачей прав собственности, то есть крайне непродолжителен во времени, то на рынке труда взаимоотношения  продавца и покупателя длятся все, то время, на которое заключен контракт. Надо также отметить, что большую роль на рынке труда играют не денежные факторы - престижность и сложность работы, условия труда и социальные гарантии и так далее.

Одной из важнейшей особенностей рынка  руда является преобладание на нем  различных форм несовершенной конкуренции. Это обусловлено присутствием на рынке таких институтов, как государство, профсоюзы, крупные корпорации. В  своей работе автор попытается, обобщив  имеющуюся информацию, проанализировать воздействие вышеуказанных институтов на рынок труда, а также оценить  конечные результаты их деятельности на рынке.

 

Преобладание  несовершенной конкуренции на рынке  труда

Конкурентные модели рынка труда

 

Надо сказать, что ситуация совершенной  конкуренции на рынке труда практически  не встречается. Однако мы попытаемся смоделировать её, чтобы проанализировать спрос и предложение на рынке  труда.

В условиях совершенной конкуренции  на рынке большое количество фирм конкурируют друг с другом при  найме конкретного вида труда. При  этом многочисленные рабочие, имеющие  одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид  услуг труда. И, что самое главное, ни рабочие, ни фирмы не осуществляют контроля над ценой.

В таком случае объем спроса на труд будет находиться в обратной зависимости от величины заработной платы. Так как при повышении  ставки заработной платы предприниматель, при прочих равных условиях, будет  вынужден сократить использование  труда.

Кривая предложения в условиях совершенной конкуренции будет  плавно повышаться, что объясняется  тем, что при отсутствии безработицы  нанимающие фирмы будут вынуждены  платить более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь рабочих. Дело в том, что заработная плата  должна компенсировать возможность  альтернативного использования  времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве.

 

Монопсония на рынке труда

 

Монопсонический рынок труда - рынок  с монополией одного покупателя - характеризуется следующими чертами:

- работники, занятые определённым видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме;

- данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив, т. е. при имеющейся специальности и квалификации работник не может найти другое место работы не сменив их;

- заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.

В малых городах и в отдалённых районах при наличии там крупного предприятия, которое обеспечивает занятость людей, оно становится практически полным монопсонистом по отношению к работникам.

Итак, при равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции. В реальности ситуация монопсонии может сложиться на рынке труда в небольшом городе, где имеется, например, только один завод, одна больница, одна школа и т.д.

Итак, очевидно, что на рынке труда  практически всегда преобладает  несовершенная конкуренция. Это  происходит из-за наличия многочисленных внеконкурентных факторов. Прежде всего, это такие институты, как крупные корпорации, профсоюзы, государство. Именно на рынке труда встречаются такие экзотические формы несовершенной конкуренции, как монопсония или двусторонняя монополия, что также свидетельствует об отсутствии на рынке труда совершенной конкуренции.

Государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишает заработную плату рыночной гибкости. Оно устанавливает минимальный  уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов, выплачивает субсидии и трансферты, вводит налоги тем  самым, оказывая непосредственное влияние  на спрос и предложение на рынке  труда.

Значительное воздействие на рынок  труда оказывают также крупные  корпорации. Они тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени  ставки заработной платы, отказываясь  часто пересматривать её в зависимости  от конкретного соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Профсоюзы, выступающие как монополисты  в предложении рабочей силы, оказывают  значительное влияние на уровень  заработной платы. Как правило, они  добиваются достаточно значительного  её повышения для своих членов. Это в свою очередь сильно влияет на ситуацию на всем рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации

 

 

 

При рассмотрении конкурентного  рынка мы создаем абстрактную  модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Однако в реальной жизни  модель совершенной конкуренции  нарушается и возникает асимметричность информации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях.

В экономической теории существуют различные точки зрения относительно явления неопределенности. Неоклассики  полагают, что она мешает экономическим  субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Однако существует и другая точка  зрения, согласно которой сила рынка  как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально  доступна не многим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А.Хайек, не смотря на его явные рыночные взгляды." По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому: 
предприниматель, обладающий информацией, получает возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.

Далее мы будем рассматривать  в основном неоклассический подход как наиболее распространенный при  анализе проблем неопределенности и асимметричности информации.

С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации - одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка. С чем это связано?

В результате асимметричной  информации возникают интерналии (ин-тернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки (сравните это с понятием экстерналий , когда выгоды или издержки падают на «третьих» лиц). Примеров интерналии множество: потребитель купил товар, а он оказался некачественным; одна из сторон безнаказанно нарушила договор (репетитор взял деньги вперед, обещая научить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); наниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования и т. д.

В чем же причина возникновения  интерналии? Дело в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией. Как заранее узнать о качестве приобретаемого товара? Попросить сертификат качества? А если этот сертификат приобретен незаконным путем или является фальшивым? Позвонить или направить запрос на фирму-изготовитель? Но расходы на такие мероприятия могут оказаться очень большими, и время, потраченное на эти действия, может иметь слишком высокую альтернативную стоимость.

Таким образом, в результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного  механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Классический пример, вошедший во многие учебники по экономике, изложен в статье американского экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей.

На рынке есть просто подержанные  автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии. За такой автомобиль покупатель согласен уплатить 6000 долл., а продавец согласен на любую цену выше 5000 долл. Но на этом же рынке другие продавцы пытаются сбыть так называемые «лимоны» - дефектные автомобили (на американском жаргоне), за которые они были бы согласны получить цену выше 2000 долл., а покупатели заплатили бы за такой автомобиль не больше 3000 долл. Если бы информация распределялась симметрично, существовали бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков — своя цена. Но в том-то и дело, что симметрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. Устанавливается средняя цена: 4500 долл. = ( 3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

Типичным примером отрицательной  селекции, или неблагоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асимметричности информации. Люди лучше любой страховой компании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрастает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здоровые люди перестанут страховаться, и доля больных будет увеличиваться. В конце концов может сложиться ситуация, когда страхуются только больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной. Мы наблюдаем уже известный нам случай: некачественный «товар» вытесняет с рынка качественный. Страховая деятельность становится невыгодной, но она необходима. Поэтому часто страховой деятельностью занимается государство. Помимо трансакционных издержек, еще и асимметричность информации заставляет государство включаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности. 
Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной информации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновение морального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам предосторожности.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"