Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:47, контрольная работа

Описание

Валютная монополия - монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами валютная монополия представляет собой исключительное право государства: а) совершать операции с валютными ценностями: б) разрешать ведение таких операций определенным органам, ведомствам, организациям, объединениям и фирмам: в) устанавливать порядок использования валютных средств. Валютная монополия предполагает регламентацию валютных операций, контроль за использованием валютных средств, осуществление мер по повышению эффективности их применения.

Содержание

Валютная монополия 3
Каковы особенности участия РФ в валютных правоотношениях? 6
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Вариант 7 (дисц. Валютное законодательство) (1).doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

     В мае 2002 г. МБРР одобрил новую «Стратегию содействия России» на 2002/2003-2004/2005 финансовые годы. В ней определены три приоритетных направления российской экономической политики, которые Банк намерен поддерживать своими кредитами:

     • улучшение условий для предпринимательства, развитие конкуренции, модернизация инфраструктуры и реструктурирование естественных монополий;

     • совершенствование управления государственным сектором в целях реализации реформ и борьба с коррупцией;

     • снижение социальных и экологических  рисков путем повышения качества здравоохранения, образования и  защиты окружающей среды.

     С 1992 по март 2004 г. Банк предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд долл. Однако в силу разных причин (противоречивость нормативно-правовой базы, непоследовательность и несогласованность действий ведомств, недостаточная квалификация некоторых специалистов, высокие страновые риски, изменение ситуации и смена целевых приоритетов и т.п.) не все кредиты используются в полном объеме. В 1992-2002 гг. (май) из суммы кредитов

     12,3 млрд долл. (без гарантий) были аннулированы 22,6% обязательств МБРР (2,8 млрд долл.), включая два займа, которые были отменены полностью до их использования. Из остальной суммы (9,5 млрд долл.) реально использованы 8,0 млрд долл., в том числе 63,7%) (5,1 млрд долл.) составили бюджетозамещающие кредиты, которые расходуются на текущие бюджетные нужды и непосредственно не способствуют развитию экономики, а инвестиционные кредиты - только 36,3% (2,9 млрд долл.). Однако в объеме средств, освоенных в течение 20002003 гг., доля инвестиционных кредитов была выше - 58%.

     30 июня 2003 г., или 5,53% суммы долга всех стран-членов Банка. Россия занимает шестое место среди должников МБРР после Китая, Мексики, Индонезии, Бразилии и Аргентины . Остальные страны СНГ и Балтии получили кредиты Всемирного банка (МБРР и МАР) на сумму 10,9 млрд долл. на 30 июня 2003 г. и имеют задолженность по займам МБРР в размере 4,6 млрд долл. (3,98% общей суммы) .

     Помимо  процентов на использованные кредиты, Банк через 60 дней после подписания кредитного соглашения взимает 0,75% за неиспользованный остаток кредитной  линии. Предоставляемые России кредиты имеют, как правило, срок 17 лет, льготный период - 5 лет.

     МБРР  оказывает разнообразную техническую  помощь. При его содействии в России формируется правовая основа рыночной экономики, внедряются принципы ценообразования  на основе затрат в естественных монополиях в энергетике, газовой промышленности и на железнодорожном транспорте. Он помогает введению международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках и на предприятиях. МБРР и Россия совместно организуют проведение анализа и мониторинга кредитуемых проектов, а также обучение российских специалистов.

     МБРР  обычно связывает предоставление кредитов (в особенности на структурную  перестройку) с выполнением страной-заемщицей  тех же условий, которые выдвигает  и МВФ. Однако если Фонд делает акцент на меры, обеспечивающие макроэкономическую и финансовую стабильность, то Банк - на детали структурных преобразований - как то: развитие приватизации; утверждение частной собственности на землю; стимулирование конкуренции среди естественных монополий; либерализация цен; реформирование банковской системы; совершенствование налогового регулирования; укрепление механизма администрирования при сборе налогов и т.п. В некоторых случаях Банк предъявлял чрезмерно жесткие требования поспешной реорганизации отдельных отраслей экономики (например, угольной) без учета российской специфики. В начале 1990-х гг. условия его кредитов фактически включали ряд требований политического характера - создание многопартийности, развитие демократии, обеспечение независимости средств массовой информации и т.д.

     Сотрудничество  России с другими подразделениями  группы Всемирного банка началось позже, чем с МБРР, и его масштабы значительно  меньше. Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России в 1993 г. с оказания технической помощи. Она сыграла определенную роль в реализации программы приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха (Якутия). И в последующие годы основные усилия МФК направляла на предоставление технической помощи, внеся существенный вклад в процесс формирования рыночной экономики в России.

     Что касается предоставления кредитов и  участия в инвестициях, то МФК  реализовала такие проекты в 63 частных предприятиях (данные на середину 2003 г.) на сумму около 1,3 млрд долл., включая 160,5 млн долл. привлеченных (синдицированных) средств других организаций . Инвестиционный портфель МФК в России (за вычетом погашенных и аннулированных обязательств) составил на 30 июня 2003 г. 734,5 млн долл., в том числе кредиты на 662,3 млн долл. и инвестиции в акционерные капиталы - 72,2 млн долл. 57,4% этой суммы приходятся на вложения в финансовый сектор, страхование и инвестиционные фонды .

     МФК приняла участие в кредитовании нефтяных компаний, телекоммуникаций, пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса и некоторых отраслей обрабатывающей промышленности. Однако вследствие кризиса 1998 г. и крупных убытков частных предприятий, особенно финансовых, в 1993-2001 гг. только 35% инвестиционных проектов Корпорации оказались эффективными.

     Что касается Международной ассоциации развития (МАР), то в 2003/2004 финансовом году доступ к ее кредитам имели только бедные страны, у которых национальный доход на душу населения в 2002 г. не превышал 865 долл. (в России - 2140 долл.). Страны СНГ получили льготные кредиты МАР (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан) на 3,3 млрд долл. (на 30 июня 2003 г.). Их текущая задолженность по использованным кредитам составила 2,3 млрд долл. (2,19% задолженности всех стран-заемщиц МАР).

     Россия  сотрудничает и с Многосторонним агентством гарантирования инвестиций (МАГИ), которое занимается страхованием политических рисков в развивающихся  странах и государствах с переходной экономикой. Россия имеет около 3% акций МАГИ. К концу 2002 г. Агентство гарантировало в России 25 инвестиционных проектов на общую сумму 600 млн долл., главным образом в области агро-бизнеса, производства продуктов питания и напитков, финансов и до-бывающих отраслей. В числе клиентов МАГИ Россия занимает четвертое место. Во время кризиса 1998 г. застрахованные в МАГИ иностранные инвесторы не подверглись действию моратория на платежи и смогли вывезти свои капиталы из России.

     В 2002 г. МАГИ предоставило гарантии многим действующим в России крупным иностранным банкам (австрийский Райффайзенбанк, французский BNP - Paribas и др.), а также золотодобывающим компаниям. Оно намерено предоставлять гарантии от политических рис-ков и российским компаниям и банкам, которые участвуют в инвестиционных проектах за рубежом, например в странах СНГ.

     Несмотря  на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой  Всемирного банка, особенно в целях  развития национальной экономики - промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.

     Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Россия. СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составила 6% (720 млн долл.). После распада СССР Россия унаследовала большую часть его акций (4% капитала Банка). На 31 декабря 2002 г. доля России в капитале ЕБРР - 800 млн евро, или 1008 млн долл. , из которых оплаченная часть - 26,25%.

     Россия - крупнейший заемщик ЕБРР. Ее доля в  общей сумме кредитов Банка составила 22,8% (за весь период до конца 2003 г., в  одном 2003 г. - 30%) . Ключевыми элементами стратегии ЕБРР в России, как и в других странах, являются: кредитование банков и предприятий различных отраслей экономики (минимальная сумма кредита - 5 млн долл.); инвестирование в акционерный капитал банков и компаний преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% совокупной стоимости инвестиционного проекта); предоставление гарантий от всех или отдельных конкретных рисков.

     Банк  предоставляет кредиты и приобретает  акции непосредственно или через  посредников - главным образом коммерческие банки, в акционерных капиталах которых он участвует или которым он выдал кредиты. Для формирования сети таких посредников ЕБРР совместно с МБРР и Правительством России осуществил специальный проект развития финансовых учреждений (ПРФУ) и предоставил кредит (100 млн долл.) в целях развития и укрепления ведущих коммерческих банков.

     ЕБРР  постоянно расширяет диапазон используемых в России финансовых инструментов (кредиты  под складские свидетельства, рублевые дисконтные векселя, лицензионные операции). Кредиты ЕБРР направляются на содействие приватизации и структурной перестройке экономики. Банк обычно не требует гарантий Правительства.

     За  весь период до конца 2003 г. ЕБРР обеспечил  кредитование (или финансирование) 171 инвестиционного проекта для  России на общую сумму 14,5 млрд евро, или 18,2 млрд долл. При этом доля самого Банка составила 35,7% (соответственно 5,2 млрд евро и 6,5 млрд долл.). Из общей суммы подписанных обязательств ЕБРР, его вложения в акционерные капиталы предприятий составляют 14,1%'. Фактически Россией освоено на конец 2003 г. 62,4% выделенных ей Банком кредитных ресурсов.

     После кризиса 1998 г. ЕБРР резко сократил кредитование России. Однако с 2000 г. вновь возрос объем кредитов ЕБРР России, (с 804 млн  евро в 2001 г. до 1,3 млрд в 2002 г., в 2003 г. - 1,1 млрд евро). В 2002 г. Банк предоставил рекордный по величине кредит (234 млн евро) на осуществление проекта защиты Санкт-Петербурга от наводнений сроком на 18 лет, а также кредит Правительству на ремонт Останкинской телевизионной башни в Москве. В 2003 г. самым крупным из подписанных проектов стал кредит в сумме 230 млн евро на строительство объездной дороги вокруг Санкт-Петербурга и трассы Чита-Хабаровск на Дальнем Востоке.

     На  современном этапе ЕБРР оказывает  содействие России в обеспечении  разработки и применении Кодекса корпоративного управления, привлечении ведущих зарубежных стратегических инвесторов и реструктурировании естественных монополий.

     Еще одним направлением деятельности ЕБРР в России является его участие  в фондах акционерного капитала, финансируемых частным сектором. Их основная деятельность сосредоточена на покупке акций российских предприятий. ЕБРР выделил этим фондам 400 млн долл. на конец 2002 г.

     В ноябре 2002 г. начало функционировать  Природоохранное партнерство Северного  измерения (ППСИ). Целью его является кредитование инвестиционных муниципальных проектов, направленных на решение экологических проблем Северо-Запада России, особенно на ликвидацию ядерных отходов, обеспечение устойчивого водоснабжения и очистки стоков, повышение уровня энергоэффективности. В состав руководства Партнерства входят ЕБРР, Евросоюз, Европейский инвестиционный банк, Северный инвестиционный банк, Всемирный банк и Россия. Донорами ППСИ являются Дания, Евросоюз, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция. Они выделили на эти цели 110 млн евро (на конец 2002 г.). ЕБРР выступает в качестве распорядителя фонда поддержки Партнерства, осуществляет надзор за использованием взносов доноров и обеспечивает привлечение международной помощи.

     За  счет стран-доноров ЕБРР оказывает России разностороннюю техническую помощь в форме беспроцентных ссуд по линии программы фондов технического сотрудничества (ПФТС). Техническая помощь предназначена для проведения правовой реформы, совершенствования корпоративного управления, обеспечения функционирования финансового рынка, организации концессий, регулирования телекоммуникационного сектора и подготовки кадров.

     Новая стратегия деятельности ЕБРР в России (с октября 2002 г.) направлена на осуществление  следующих приоритетов: содействие в проведении структурных реформ в области инфраструктуры; привлечение стратегических инвесторов в российские предприятия; развитие малого бизнеса; поддержка реформ в финансовом секторе. При выборе своих проектов ЕБРР намерен учитывать такие факторы, как создание благоприятных условий для развития частного сектора, улучшение природоохранных показателей, увеличение объема инвестиций на цели энергосбережения и приоритеты российского правительства. Особое внимание уделяется проектам, обеспечивающим ослабление чрезмерной зависимости российской экономики от нефтегазового сектора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
    1. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Российская газета", N 253, 17.12.2003.
    2. Кучеров И.И. К вопросу о предмете и источниках международного валютного права // Финансовое право. 2011. N 1. С. 9 - 14.
    3. Мамбеталиева А.Н. Валютное регулирование и валютный контроль в государствах - членах ЕврАзЭС // Финансовое право. 2010. N 11. С. 17 - 23.
    4. Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. N 8. С. 14 - 18.
    5. Погодина И.В. Либерализация валютного законодательства - угроза экономической безопасности РФ? // Финансовое право. 2010. N 6. С. 29 - 33.
    6. Тедеев А. А. Валютное право: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 192 c.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"