Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:56, контрольная работа
Это объемная задача по расчету того, как лучше поступить: закупать комплектующие на стороне или наладить их собственное производство. Надо учесть производственные затраты, использование мощностей, складские расходы, качество изготовления, логистику, экономию времени, экологические факторы и многое другое.
1? «Собственное производство — поставки со стороны».
2? Инструменты оперативного контроллинга.
3? Ревизия. Разработка бюджетов как инструмент оперативного контроллинга.
Министерство
образования и науки РФ
Восточно-Сибирский
Государственный Университет
(ФГПОУ
ВПО ВСГУТУ)
Кафедра
«Экономика, организация и управление
предприятиями перерабатывающей промышленности
и сферы услуг»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Контроллинг»
Выполнил:
Проверил:
БадараеваР.В.
Улан-Удэ
2011
1? «Собственное производство — поставки со стороны».
Это объемная задача по расчету того, как лучше поступить: закупать комплектующие на стороне или наладить их собственное производство. Надо учесть производственные затраты, использование мощностей, складские расходы, качество изготовления, логистику, экономию времени, экологические факторы и многое другое.
Сегодня вопрос организации собственного производства в продуктовом магазине является более чем интересным - как и все, что тем или иным способом помогает делать деньги.
Масштабы, выбор его вида, а также ценовая категория оборудования могут быть разными - в зависимости, опять таки, от цели, которую преследует ритейлер, от имеющихся в его распоряжении мощностей, ресурсов и смелости браться за что-то новое. С другой стороны, по примеру Запада, сети постепенно уже начинают его рассматривать как один из признаков цивилизованности розницы. «Собственное производство - неотъемлемая составляющая ассортимента любого современного супермаркета. Поэтому решение об организации собственного производства не стояло отдельно. Наличие кулинарии, собственной выпечки и кондитерского цеха необходимо рассматривать как атрибут эффективного функционирования. Так же как и наличие молочной, мясной, ликеро-водочной и др.
В чем же, собственно,
привлекательность размещения производственного
цеха непосредственно в торговой
точке? Во-первых, исходя их изменений
в менталитете потребителя, "продукты
легкого приготовления" сегодня
более чем популярны - спрос на
полуфабрикаты уже сформирован
априори, не говоря уже о готовой
кулинарии. Во-вторых, если брать, например,
пекарный отдел, дело в визуальности и
своеобразном эффекте арома-маркетинга,
который создает аромат свежеиспеченного
хлеба в тандеме с хрустящей корочкой,
которая рождается фактически на глазах
покупателя. Это придает продукту дополнительную
ценность. Третий аспект - возможность
создания конкурентного преимущества
торговой точки, которая предлагает, в
первую очередь, эксклюзивность - особенный
продукт, сложно-воспроизводимый, сложно-копируемый
конкурентами, т.е. имеет, например, уникальную
рецептуру или способ производства и купить
который можно только здесь. И, наконец,
еще один, не менее важный момент - гибкость
в подходе к ассортименту продукции в
определенный момент. Например, в выходные
дни, летом, Вы всегда можете приобрести
в магазинах сети различные виды свежайшего
шашлыка; зимой всегда в продаже только
что приготовленные котлеты, азу, бифштексы,
а так же разнообразнейшие салаты. Здесь
же и возможность пообщаться с покупателем
напрямую, скорректировать краткосроные
маркетинговые планы с учетом его реакции.
Собственное производство позволяет всегда
предлагать покупателям свежую продукцию,
оперативно реагировать на их вкусы и
требования. Также это возможность выгодно
отличиться от конкурентов. Ведь, к примеру,
конфеты или печенье крупных кондитерских
фабрик во всех маркетах одинаковы, а вот
выпечка собственного производства у
каждого супермаркета своя, особенная
и всегда самая свежая.
Продвижению такого
вида продукции могут способствовать
также смена ассортимента, а также
разнообразные маркетинговые
В результате собственное производство выглядит довольно привлекательным объектом для инвестирования. Продукты собственного производства зачастую имеют дополнительную ценность для покупателя, поэтому они не выступают как заменители основного набора товаров. Таким образом, дополнительный доход сети обеспечивается путем увеличения каждой категории. Например, в стандартном магазине продажи хлебной продукции стандартного ассортимента составляют около 2%, после установки собственной пекарни за счет расширения ассортимента продажи увеличиваются более чем в два раза - до 4-5%. Другими словами, раньше потребители не всегда могли найти в хлебном отделе то, что хотели бы приобрести. Теперь же они имеют возможность купить разнообразные сорта хлеба в одном магазине, сделав тем самым процесс покупок более комфортным для себя,
Однако
не всем форматам собственное производство
показано в одинаковой мере: в некоторых
случаях оно может создать
больше проблем, чем преимуществ. В
первую очередь, это относится к
дискаунтерам, предлагающим узкий ассортимент
продуктов и товаров на ограниченной площади.
"Магазины у дома" имеют потенциал
для организации производств, но им бывает
сложно его реализовать по причине разного
рода технических ограничений. Для магазинов
возле дома экономически оправданно создавать
производство в местах с пропускной способностью
от 2000 человек в день, обеспеченных мощностью
в 140 - 150 киловатт. При отсутствии нужной
площади для организации производства
можно выстраивать схемы работы с продукцией,
изготовленной на территориях других
цехов. В небольших форматах (от 300 кв.м.)
рекомендуется организация мясных и салатных
цехов (производство при этом организуется
на базе одного магазина, его продукция
распространяется на 2-3 точки).
Инвестиции в цеха относительно невелики
и окупаются почти всегда. По обобщенным
данным, доля произведенной в магазине
продукции в ассортименте супермаркетов
составляет до 8%, в обороте - до 12%, в прибыли
-18-50 %.
Уровень
продукции определяют следующие
критерии: ассортимент продукции, качество
разделки (выпечки или приготовления)
и маркировки, фасовка, температурный
режим хранения готовой продукции, сроки
годности и знания персонала супермаркетов
о данных изделиях.
Практика показывает, что каждая сеть
изобретает свой способ сэкономить на
производственных издержках, инвестируя
в инновационные подходы. Так, например,
"Мосмарт" применяет нехарактерное
для мини-пекарен бестарное хранение муки
в силосах, что существенно снижает себестоимость
производимой продукции. В мясном производстве
внедрена технология обвалки полутуш
в вертикальном положении на подвесном
пути, что снижает трудоемкость работы
обвальщиков. Сырье на производства магазинов
поступает ежедневно, и товарные запасы
на складах не превышают суточного объема.
Это позволяет значительно снизить издержки,
связанные с их хранением. Использование
пароконвектоматов (тепловое оборудование)
последних моделей стоимостью более $2000
- 3000 позволяет снизить потери при изготовлении
кулинарной продукции на 17 - 22%.
Теоретически сокращать издержки ритейлеры
могли бы за счет передачи производств
на аутсорсинг. Однако большинство крупных
производителей не отличается гибкостью
в ассортиментной политике, не готовы
отвечать за логистику и вообще не очень
охотно работают с относительно мелкими
заказами. Да и эффект произведения продукции
прямо на глазах просто теряется. С другой
стороны, сотрудничество с производителями
готовой кулинарии может быть очень неплохой
альтернативой в случае, например, выхода
в новые регионы. По мере развития региональных
филиалов лучше все же отказываться от
услуг сторонних производителей для того,
чтобы иметь возможность лучше контролировать
качество очень требовательных к условиям
производства, перевозки и хранения кулинарных
продуктов.
Специфика работы довольно прибыльного
мясного отдела прежде всего предполагает
оперативность в работе. Идеальный вариант
- если цех находится прямо за стеной мясного
отдела. Это позволяет контролировать
необходимый объем вырабатываемой продукции
в разрезе ассортиментных позиций, не
"затоваривать" и в то же время не
допускать отсутствия самых ходовых позиций.
К сожалению, такая возможность есть не
во всех магазинах.
Салатное производство может быть самым
высокодоходным, в силу того, что издержки
очень невелики (доля в обороте от 40% при
запуске уже через 3 месяца снижается до
8% и далее до 5%, в отличие от мясного производства,
где издержки составляют, как правило
7-10 %). Салатное производство не требует
больших площадей: достаточно иметь 2 разделочных
стола, бытовую плиту и овощерезку + хотя
бы 1 прилавок; оптимальные площади - около
20 кв. м.; динамика роста реализации продукции
очень высока. В основе этого вида собственно
производства лежит своеобразный эффект:
наценка на продукцию, пересыпанную из
большой банки в гастроемкость существенно
увеличивается, т.к. при совершении покупки
играет уже не фактор стоимости, а импульс
- очень хочется попробовать. При этом,
если цена указана за 100 гр, а не за 1 кг
практически не воспринимается. Неплохой
ход здесь - переход к организации салат-баров,
т.е. прилавков с открытым доступом к продукции,
ведь общеизвестно, что переход к самообслуживанию
- это самый простой способ увеличения
оборота.
Главное в пекарском производстве - точное
соблюдение технологий, отличное сырьё
и качественное оборудование. Продукция
пекарского производства (пироги, торты,
пирожные, различная мелкоштучка) хороша
тем, что зачастую, покупатель, не планируя
заранее покупку, совершает ее, реагируя
на вид, а, главное, на запах свежеиспеченной
продукции. Поэтому, в тех магазинах, где
есть пекарские цеха, можно открывать
мини-кафетерии.
2? Инструменты оперативного контроллинга.
Соответственно и арсенал основных методов и инструментов оперативного контроллера достаточно сильно отличается от стратегического. Наиболее известными являются следующие инструменты.
1. «ABC-анализ». Метод основан на разделении покупных материалов, поставщиков и задач рабочего дня на три группы. Считается, что, как правило, небольшому количественному выражению соответствует большое стоимостное выражение — это группы «А» и «В». Следует уделить пристальное внимание этим группам, а по группе «С» проводить или выборочный контроль, или установить для нее минимальный резерв. Этим методом акцентируется внимание руководства на действительно дорогостоящих и решающих участках. Хотя считается, что метод эффективен при больших оборотах на предприятии, но и очень малым предприятиям не стоит им пренебрегать.
2. Анализ объема заказов. Метод практически аналогичен «АВС-анализу», но отличается тем, что исследованию подвергаются покупатели и заказчики. Считается, что относительно небольшое количество заказчиков формирует подавляющую часть объема реализации. Рекомендуется снижать количество мелких заказчиков. Метод также эффективен при больших оборотах на предприятии, поэтому для малых предприятий не особо пригоден. (Ведь им как раз приходится бороться за каждого заказчика.)
3. Оптимизация
объемов заказов при закупке.
4. Метод расчета сумм покрытия. Основан этот метод на системе директ-костинга. Расчет прибыли начинается от имеющейся рыночной цены, из которой последовательно вычитаются прямые, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, и соответственно формируются «сумма покрытия 1», «сумма покрытия 2» и «сумма покрытия 3» (это и есть наша прибыль). Метод представляет наиболее точный результат доходности или убыточности изделия. Максимально целесообразен для применения малым бизнесом.
5. Анализ величин в точке безубыточности. Путем деления постоянных затрат предприятия на «сумму покрытия 1» товара (из предыдущего метода) находится минимальное количество изделий, которое необходимо реализовать с целью избежания риска убытков. Далее можно рассчитать сумму минимальной выручки предприятия или размер минимальной загруженности оборудования. Очень удобный метод, если предприятие выпускает только один вид изделий. При наличии нескольких разноплановых видов продукции необходимо производить распределение постоянных затрат между ними, что бывает не всегда удобно.
6. Анализ возникающих
на предприятии узких мест.
7. Методы расчета инвестиций. К ним относятся методы оценки отдельных инвестиционных объектов (статические):
Могут применяться малыми предприятиями в полном объеме, но для этого все эти методы предпринимателю придется изучать отдельно.
8. Оптимизация
размеров партии продукции.
9. «Кружки качества». Этот более чем экзотический для нашей страны метод был впервые разработан в Японии, а в настоящее время активно используется на многих зарубежных предприятиях. «Кружки качества» — это группы сотрудников предприятия, созданные для решения какой-либо производственной проблемы. Этот метод позволяет высвободить инициативу работников, позволяет им отождествить себя с предприятием, то есть активно задействован «человеческий фактор». Один из наиболее сложных методов, так как тесно связан с непредсказуемой областью психологии. Однако, в случае успеха, эффект может быть ошеломляющим. На малых предприятиях метод использовать даже легче, чем на крупных ввиду более тесных личных контактов трудящихся. Многие предприниматели и так используют этот метод, даже не подозревая об этом: ведь они часто советуются со своими работниками. Значит, остается только поставить все это на научную основу.
10. Анализ скидок. При предоставлении скидки снижается величина доходности изделия, которая должна компенсироваться увеличением количества продаж в целом. Метод позволяет рассчитать соотношения между снижением уровня прибыльности из-за предоставления скидок и необходимым размером увеличения реализации, чтобы покрыть эти скидки.
11. Анализ областей сбыта. Производится анализ получаемых сумм покрытия в разрезе регионов сбыта продукции. Достаточно эффективен для малых предприятий в сфере торговли, имеющих несколько точек сбыта. В этом случае должен происходить отдельный анализ деятельности каждой торговой точки.
12. Функционально-стоимостной анализ. Самый сложный и дорогостоящий метод. В процессе функционально-стоимостного анализа происходит полная раскладка процесса производства на минимальные составные элементы, каждый из которых подробно и дотошно изучается, обосновывается его необходимость, а также целесообразность связанных с ним затрат времени и сырья. После подробного анализа происходит синтез изученных элементов, и формируется новая система. Как правило, функционально-стоимостной анализ позволяет существенно сократить расходы, но его применение целесообразно не чаще чем раз в пять-шесть лет из-за сложности и дороговизны этого метода.
13. «XYZ-анализ». Проводится разделение закупаемых для производства материалов на три группы в разрезе структуры потребления: потребление носит постоянный, колеблющийся или разовый характер. Эффективно комбинирование данного метода с «АВС-анализом». Направлен на оптимальное регулирование поставок. Эффективен в случае наличия больших складских запасов.
Подводя итоги, можно сказать, что на малых предприятиях применение многих из этих методов серьезно затруднено, так как они эффективно применяются к большим массивам экономической информации, то есть подходят в основном для крупных производственных комплексов. Но на самом-то деле для того, чтобы добиться положительного экономического результата для своего бизнеса, совсем необязательно применять их все.
Для малых предприятий,
по нашему мнению, вполне можно рекомендовать
использование следующих