Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:20, контрольная работа
Дайте характеристику совершенной конкуренции. Какую роль в экономической теории и практике играет совершенная конкуренция? Приведите примеры рынков, максимально приближенных к рынку совершенной конкуренции.
Задание № 1
Дайте характеристику совершенной конкуренции. Какую роль в экономической теории и практике играет совершенная конкуренция? Приведите примеры рынков, максимально приближенных к рынку совершенной конкуренции.
Ответ:
Совершенная конкуренция – это ситуация когда отдельная фирма на рынке не в силах изменить рыночную ситуацию.
Совершенная
конкуренция характеризуется
- Много покупателей и продавцов. Имеется множество покупателей и продавцов благ, причем каждый из них покупает и производит (продает) лишь небольшую часть общего рыночного выпуска.
- Совершенная однородность. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. То есть продавцам безразлично, кому продавать свою продукцию, а покупателям безразлично, у кого приобретать товар, потому что он, по сути своей, одинаков.
- Отсутствие входных барьеров. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.
- Полная информированность. Все участники рынка полностью информированы, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.
- Рациональное поведение. Все участников рынка, преследуют собственные интересы и рациональны в своем поведении (то есть потребители максимизируют полезность потребляемых благ, а производители - собственную прибыль).
Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории и практики: позволяет определить наиболее общие свойства рыночного механизма; используется в качестве критерия для оценки эффективности различных рыночных структур; в нормативном плане совершенная конкуренция позволяет разработать основные направления антимонопольной политики.
Совершенная конкуренция позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры; причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка дает вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков.
Примеры
рынка совершенной конкуренции
встречаются очень редко. Многочисленные
рынки в розничной торговле, сфере
услуг и сельском хозяйстве являются
наиболее приближенными к совершенной
конкуренции. Однако в сельскохозяйственном
секторе правительственные
Задание № 2
Дайте определение терминам: внутриотраслевая конкуренция, ценовая конкуренция, дифференцированная продукция, трансакционные издержки, индекс Лернера.
Ответ:
Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.
Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Различают:
- прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
- скрытую
ценовую конкуренцию, когда на
рынок выпускается новый товар
с улучшенными
Дифференцированный продукт - продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), и воспринимаемый покупателями как различный. В основе дифференциации лежит наличие у товара отличительных характеристик (технико-эксплуатационные параметры, дизайн, качество, послепродажное обслуживание и др.).
Под трансакционными издержками понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики. Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса.
Индекс Лернера - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.
L = (P - MC) / P ; откуда P = [1 / (1 - L)] MC
[1 / (1 - L)]
- повышательный фактор (наценка)- измеряет
разницу между ценой и
Задание № 3
Функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС = 54+2Q+Q². Фирма производит 4 единицы продукции. Определить:
Решение:
а) Общие издержки (ТС) при объеме выпуска 4 ед. продукции равны:
ТС(4)=54+2*4+42=78
Средние издержки (АС) рассчитываются:
АС=ТС/Q=78/4=19,5
Общие постоянные издержки (TFC) равны, величине общих издержек (ТС) при объеме выпуска 0 ед., примем объем выпуска за нуль и рассчитаем величину общих издержек: TFC=TC(0)=54+2*0+02=54
Общие переменные издержки (TVC) можно рассчитать как разность между величиной общих издержек (TC) и величиной общих постоянных издержек (TFC): TVC=TC-TFC=54+2Q+Q2-54=2Q+Q2
Фирма производит 4 ед. продукции, значит, переменные издержки будут равны TVC=2Q+Q2=8+16=24
Средние постоянные издержки рассчитываются AFC=TFC/Q=54/4=13,5
Средние переменные издержки рассчитываются AVC=TVC/Q=24/4=6
b)
Предельные издержки (МС) можно представить
как производная от функции общих издержек
(ТС): МС=(ТС)/=(54+2Q+Q2)=2+2Q=2+2*
Ответ:
Средние полные издержки (АС)=19,5
Средние постоянные издержки (AFC)=13,5
Средние переменные издержки (AVC)=6
Предельные
издержки (МС)=10
Задание № 4
Если
монополия наносит ущерб
Ответ:
Правительство нередко старается защитить определенных продавцов от конкуренции так как, существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна. Если производство сопровождается существенной экономией от масштаба, так что долгосрочные средние издержки всегда падают с ростом объема выпуска, то более эффективно в данном случае иметь единственного производителя, чем целую отрасль, состоящую из множества фирм. В условиях такой естественной монополии конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек. Конкуренция здесь и невозможна в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, размеры которых малы относительно других, по-видимому, не способны выжить в этих условиях.
При
наличии множества фирм, цена и
выпуск продукции устанавливались
бы конкурентными путем, но в этом случае
объем производства каждой фирмы был бы
на более низком уровне, а, следовательно,
с более высокими средними издержками,
чем те, что могли быть достигнуты в ситуации
с единственным монопольным производителем.
В данном случае общество нуждается в
монопольном производстве для минимизации
издержек за счет использования экономии
от масштаба.
Задание № 5
Имеются следующие данные о деятельности фирмы:
P | Q | TR | TC | FC | ATC | AVC | MC |
1000 | 5000 | 1500 | 5,5 | 5 |
Количество выпускаемого продукта таково, что при его увеличении предельные издержки фирмы возрастут. Заполните таблицу. Должна ли фирма:
Ответ поясните.
Решение:
TR=P*Q – валовой доход, отсюда Р – цена равна:
P=TR/Q=5000/1000=5
TC=FC+VC – общие издержки
VC=AVC*Q – переменные издержки
VC=5,5*1000=5500
TC=1500+5500=7000
ATC=TC/Q – средние общие издержки
ATC=7000/1000=7
Подставим данные в таблицу
P | Q | TR | TC | FC | ATC | AVC | MC |
5 | 1000 | 5000 | 7000 | 1500 | 7 | 5,5 | 5 |
Ответим на поставленные вопросы:
а) следует ли фирме увеличить объем выпуска?
- так
как по условию количество
выпускаемого фирмой продукта
таково, что при его увеличении
предельные издержки фирмы
в расчете на каждую
В нашем случае валовой доход фирмы (ТR) равен 5 000, а совокупные издержки (ТС) равны – 7 000. таким образом, очевидно, что в случае роста объема производства переменные и предельные издержки будут возрастать, а при условии, что цена останется на прежнем уровне фирма в любом случае получит убыток.
Составим пример: пусть объем производства возрастет до 1 200 ед., цена – 5., тогда получаем
ТR= 1 200 * 5 = 6 000, пусть переменные издержки за счет роста объема производства изменятся незначительно или останутся на прежнем уровне.
МС = 200 * 5 =1 000
Таким образом, получим, что издержки фирмы составят 7 000 (ТС) + 1 000(МС) = 8 000, в то время как доход останется на уровне 6 000. Убыточность предприятия очевидна.
Отсюда следует, что фирма не должна увеличивать выпуск продукции.