Контрольная работа по «Мировой экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 05:58, контрольная работа

Описание

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства

Содержание

1. Преимущества открытости экономики и международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику

2. Государственное регулирование внешней торговли

3. Лицензионные соглашения и франчайзинг

Тест

Список использованных источников

Приложения

Работа состоит из  1 файл

открытость эк-ки.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

     б) нетарифные ограничения - это система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Их цель - сократить количество импорта в данную страну. [10, 42-43]

     Нетарифные  ограничения воздействуют на экспорт  и импорт товаров, объем, товарную структуру  внешней торговли, цены и конкурентоспособность  товаров, создавая более жесткие  условия для перемещения товаров  иностранного происхождения через таможенную границу по сравнению с условиями для товаров национального производства или различный режим для товаров разных стран. [12, 44]

     Нетарифные  барьеры более неопределенны  и не имеют четко установленной  формы, признаваемой всеми странами.[11, 38]

     К числу нетарифных ограничений относятся:

  • импортные квоты – т.е. максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Это более эффективный метод сдерживать международную торговлю, чем пошлины. Пошлина не может сдерживать поступления определенных товаров в больших количествах. А низкие импортные квоты полностью запрещают импорт данного товара сверх установленного количества;
  • добровольные экспортные – это относительно новая форма торговых барьеров. Возникает в случаях, когда инофирмы дают согласие на свои экспортные ограничения в надежде избежать более жестких торговых барьеров.

     Количественные  ограничения включают:

     а) контингентирование – устанавливается через двусторонние переговоры. Контингент может быть общий и тарифный (разрешается ввоз по особо низким пошлинам или вообще беспошлинный);

     б) лицензирование – специальное право на ввод в страну определенного количества товаров. Обычно лицензии получают наиболее крупные компании. Лицензии могут быть индивидуальные (как правило, разовое разрешение) и генеральные (на определенное время, на срок).

     Также в мировой практике существуют меры косвенного или скрытого протекционизма. [10, 43-44]

     Протекционизм – государственная защита национального производства и ограничение иностранной конкуренции. [8, 56]

     Сюда  входит масса форм и методов, например:

  • разные таможенные формальности;
  • санитарно-ветеринарные нормы;
  • система внутренних налогов и акцизов (т.е. вид косвенного налога на некоторые товары широкого потребления: водка, сахар и др.);
  • различные административные положения, указы, постановления, распоряжения, касающиеся использования иностранных товаров на данной местности, территории и т.д.

     Все это открыто импорту не препятствует, но создает массу неудобств и  волнений, а поэтому является скрытым протекционизмом. [10, 44]

     Основные  показатели внешней торговли Республики Беларусь, а также география торговли, отображены в Приложениях 2-6.

     Из  этих данных видно, что объем внешней  торговли товарами за январь-сентябрь 2008 г. составил 57,5 млрд. долларов, в том числе экспорт – 26,7 млрд. долларов, импорт – 30,8 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. из расчета в фактических ценах увеличился на 56,1%, или на 9,6 млрд. долларов, импорт возрос на 55,1%, или на 10,9 млрд. долларов.

     Увеличение  стоимостных объемов внешней  торговли в большей степени обусловлено  повышением средних цен на экспортированные и импортированные товары. По сравнению  с январем-сентябрем 2007 г. средние цены экспорта возросли на 48,8%, импорта – на 31,2%. Физический объем экспорта увеличился на 4,9%, импорта – на 18,2%. За счет увеличения средних цен обеспечено 91,3% прироста стоимостного объема экспорта товаров и 67% импорта, за счет роста товарной массы – соответственно 8,7% и 33%.

     В январе-сентябре 2008 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4080,8 млн. долларов, за январь-сентябрь 2007 г. его величина составляла 2740,6 млн. долларов.

     Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличилось в 2 раза - с 5372,9 млн. долларов за январь-сентябрь 2007 г. до 10621,5 млн. долларов за январь-сентябрь 2008 г.

     Основным  источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). Величина отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами увеличилась с 2677,5 млн. долларов в январе-сентябре 2007 г. до 3840,9 млн. долларов в январе-сентябре 2008 г.

     Половина  стоимостного объема экспорта и импорта  промежуточных товаров приходится на энергетические товары. За январь-сентябрь 2008 г. на внешний рынок их поставлено на сумму 9821,3 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт энергетических товаров составил 11656,6 млн. долларов и возрос в 1,7 раза. Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательное в объеме 1835,3 млн. долларов и по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. увеличилось на 673,1 млн. долларов.

     В январе-сентябре 2008 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 177 странами мира. Товары поставлялись на рынки 136 государств, импортировалась продукция из 161 страны.

     Основными торговыми партнерами республики в январе-сентябре 2008 г. являлись: Россия – 48,3% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 8,2%, Украина – 7%, Германия – 4,6%, Польша – 4,2%, Латвия –3,3%, Соединенное Королевство – 2,4%, Китай – 2,3%, Бразилия – 2%, Италия – 1,5%. [14]

     3. Лицензионные соглашения  и франчайзинг

 

     Широко  практикуемым видом услуг в сфере  торговли являются услуги по купле-продаже  результатов творческой деятельности. В эту группу услуг входит продажа  патентов, лицензий на пользование  патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.

     Передача  научно-технической продукции осуществляется на основе международного лицензионного  соглашения. Предметом лицензионных соглашений могут быть любые знания. [20, 58]

     Лицензионная  торговля — это основная форма международной торговли патентами и лицензиями на изобретения.

     Патент (от лат. patens (patentis) - открытый, явный; англ. patent) –

     1) документ, выдаваемый компетентным  государственным органом и удостоверяющий приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение. Патент действует в той стране, где он выдан, и защищает владельца от конкурентов (внутренних и внешних) на весь срок действия, т.е. 15 - 20 лет. Патент выдается только на принципиально новые технические изобретения. Владелец Патент может предоставлять права на его использование другим лицам, получая за это материальное вознаграждение. Обладателю Патент принадлежит исключительное право на использование охраняемых патентом: изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению. Патент можно уступить любому физическому или юридическому лицу Лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение только с разрешения патентообладателя на основе лицензионного договора, который должен быть зарегистрирован в Роспагенте. Защита прав изобретателей может осуществляться в административном или судебном порядке;

     2) в ряде стран название специального  разрешения на занятие определенными  видами предпринимательской деятельности. Покупка такого Патент у государства освобождает предпринимателя (обычно индивидуального) от дальнейшей уплаты налогов (на ближайший год или иной период). [22]

     Следует иметь в виду, что патенты выдаются в соответствии с национальным законодательством, связанные с ними права носят национальный характер и географически ограничиваются рамками данной страны. [20, 57]

     В настоящее время в промышленно  развитых странах практически все  новые товары и все изобретения  патентуются. Большое число сделок осуществляется по торговле лицензиями.

     Лицензионное  соглашение — вид внешнеэкономической сделки, при заключении которой одна сторона (лицензиар) обязуется предоставить др. стороне (лицензиату) право на использование объекта промышленной собственности (изобретение, промышленный образец, товарный знак) на определенный срок и на согласованных условиях, включая определение территории и объемы производства. [15]

     В современных условиях в международной  торговле широко применяются лицензионные соглашения по комплексной передаче одного или нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. Получила распространение и практика продажи лицензий на побочные технологические процессы и на отдельные изобретения при сохранении монополии на технологию производителей готового продукта. При этом международная передача технологий на основе лицензионных соглашений осуществляется преимущественно по двум каналам: внутрифирменному, используемому в рамках ТНК, и собственно международному.

     Лидерство в лицензионном экспорте принадлежит  США, Швейцарии, Англии и Италии, среди развивающихся стран – Индии. Основным импортером научно-технической продукции является Япония, доля которой в мировом импорте лицензий составляет более 16%. [5, 185]

     Международная практика обмена научными знаниями выработала два основных вида лицензионных соглашений:

  1. Чистые лицензии предполагают, что научные знания являются самостоятельным предметом торговли и не связаны с поставкой товаров, строительством объектов и другими внешнеторговыми операциями;
  2. Сопутствующие лицензии включаются как составная часть в общий внешнеторговый договор.

     Предоставление  покупателю лицензии права на изготовление и продажу может быть:

  1. Простым – лицензиар сохраняет за собой возможность самому использовать лицензии на той же территории и в тех же пределах, а также предоставлять их третьим лицам;
  2. Исключительным – лицензиат имеет монопольное (исключительное) право на использование предмета лицензии на оговоренной территории. При этом ни сам лицензиар, ни какое-либо другое лицо таким правом не обладают. Лицензиат может получить право сам предоставлять лицензии (субсидии) третьим лицам в объеме, оговоренном в договоре;
  3. Полным – лицензиар предоставляет лицензиату исключительные права пользования изобретением без ограничительных условий по территории его применения.

     Основой определения цены научно-технической  продукции является величина прибыли, которую лицензиат может получить за период ее использования.

     Существует  несколько методов определения  стоимости лицензии. В большинстве  случаев цена лицензии возмещается  продавцу не сразу, а по мере получения потребителем дохода от ее использования в виде периодических отчислений – «роялти». Отчисления выплачиваются через согласованные промежутки времени, обычно в виде процента от стоимости производимой по лицензии продукции, цены реализуемых изделий или прибыли, полученной лицензиатом на базе использования данной лицензии. Лицензия может оплачиваться и в виде паушального платежа, т.е. твердо зафиксированной в соглашении суммы. Паушальный платеж выплачивается единовременно либо по частям в течение согласованного промежутка времени. [20, 59-60]

     В последнее время в международной  торговле обрел всеобщее признание  так называемый франчайзинг, или франшиза.

     Термин  франчайзинг охватывает разнообразные  деловые взаимоотношения и часто  используется параллельно с термином лицензирование. Будучи способом организации бизнеса, франчайзинг широко используется в качестве альтернативного метода распределения товаров и расширения бизнеса на протяжении последних сорока лет. [3]

     Франчайзинг — смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе. [16]

Информация о работе Контрольная работа по «Мировой экономике»