Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:13, контрольная работа
1. Дать определение следующим понятиям:
Социально-ориентированная экономика.
Многоукладность экономики.
Открытая экономика.
Трансформация административно-командной системы в рыночную систему.
Портфельные инвестиции .
2. Какие нижеприведенные процессы и явления, происходящие в мировом хозяйстве, описываются при помощи понятий из задания №1:
1) ТНК – транснациональная корпорация (5, 10).
2) уровни интеграции (2, 6,8,9);
3) процесс транснационализации;
4) современный этап развития мирового хозяйства (1,2,3,4);
5) развивающиеся страны;
6) мировая валютная система (7,9);
7) промышленно-развитые страны (1,3, 9);
8) новые индустриальные страны.
3. Определить положение подсистем в мировом хозяйстве на конец ХХ века.
Структура ВВП (в %%) |
Доля подсистемы в мировом экспорте (в %%) |
Темпы прироста ВВП (в %%) |
Тип экономического роста |
Доля подсистем в создании МВВП (%%) | ||||
ПРС |
||||||||
НИС |
||||||||
СЭЭ |
||||||||
НРС |
||||||||
СВиЦЕ |
Страна |
Среднедушевой ВВП в 2000 г. |
Турция |
|
Латвия |
|
Россия |
8175 |
Бразилия |
|
Германия |
28850 |
Малайзия |
5. На каком уровне интеграции находятся НАФТА и МЕРКОСУР? Подтвердите свою точку зрения фактами.
Американские ученые-экономисты выделяют четыре основные формы экономической интеграции:
1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются.
2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними.
3. Общий рынок (common
market). В общем рынке все
4. Экономический союз
– унифицируется стратегия
В других исследованиях добавляется пятая форма – платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз».
Однако четкой системы форм межгосударственной экономической интеграции пока не сформировалось.
Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли. В современном понимании – это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР).
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов.
Успех западноевропейской интеграции
заставил США кардинально изменить
свою экономическую и внешнюю
политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями
приоритетными отношения с
В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).
НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США – единственная оставшаяся в мире сверх держава.
Объединение дало дополнительный импульс взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран – благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены.
Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница по показателю ВНП на душу населения составляет более 8 раз (3680 в Мексике против 28 740 в США и 19 290 долл. в Канаде в 1997 г.)
С полномасштабным вступлением
в силу соглашения об интеграции Мексика
должна получить дополнительные возможности
доступа к передовой
Вступлению в НАФТА в Мексике предшествовало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Если в середине 40-х годов производство сельхозпродукции на душу населения ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981-1992 гг. оно снизилось на 18,5%. Следствием аграрного кризиса стало превращение Мексики в чистого импортера сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном потреблении населения увеличилась с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х годов. С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.
По мнению специалистов, открытие сельского хозяйства Мексики в таких условиях для международной конкуренции и вступление в НАФТА поставили под угрозу производство важнейших продуктов питания: зерна, мяса и молока. Так, в 1966-1970 гг. Мексика импортировала 230 тыс. т зерна в год, в 1971-1976 гг. – более 2 млн, 1977-1982 гг. – 5,4 млн, 1983-1987 гг. – 6,9 млн т. С 1990 г. Мексика ежегодно ввозит главным образом из США более 10 млн т зерновых. Кроме того, она стала уже самым крупным в мире импортером порошкового молока.
Несмотря на колоссальный разрыв в
уровне производительности труда, затраты
в Мексике на производство, например,
одной тонны кукурузы составляют
17,8 человеко-дней против 1,1 в США; по
овощным культурам более
Таким образом, пример НАФТА демонстрирует
использование интеграционных преимуществ
одной страны в ущерб развития
другой, что связано как с
Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать к 2005 г. всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению и неспособность их воплотить эту идею в жизнь. Так, небольшие государства Центральной Америки еще в начале 60-х годов, не без влияния начавшегося процесса западноевропейской интеграции, провозгласили собственную интеграционную модель для центрально-американского субрегиона. Согласно документу об ее учреждении («Договор Манагуа»), предполагалось развитие полномасштабного экономического взаимодействия, направленного на создание в субрегионе зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Политический и экономический кризис, на много лет поразивший эти страны, фактически «заморозил» процесс интеграционного сближения, но отнюдь не похоронил ни саму идею, ни конечную цель этого сближения, которая по-прежнему стоит на повестке дня всех двусторонних переговоров и форумов лидеров государств субрегиона.
«Внедрение» США в латиноамериканский интеграционный процесс, как еще недавно полагали специалисты, могло развиваться в основном через активизацию своего «младшего партнера» по НАФТА – Мексики в Центральноамериканском регионе. Мексика заключила с ЦАОР соглашение о создании к 1996 г. совместной зоны свободной торговли с целью ускорения экономического развития центральноамериканских стран и скорейшего включения их в орбиту мексиканского торгового влияния. С другой стороны, наблюдатели полагали, что само вступление Мексики в НАФТА чисто технически способно осложнить процесс ее сближения с южными соседями, однако ни сама идея, ни подписанное соглашение Мексики с ЦАОР не подвергалось сомнению и тем более нападкам со стороны мексиканских северных соседей.
В ходе последующих конференций министров торговли 34 стран Западного полушария (в июне 1995 г. и марте 1996 г.) выявились два основных подхода к развитию интеграции. Первый инициируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путем присоединения к этому соглашению других стран региона в индивидуальном порядке. Другой путь предлагают Бразилия, другие члены МЕРКОСУР и страны Андской группы – через развитие в 2000-2005 гг. субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"