Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание

1. Дать определение следующим понятиям:
Социально-ориентированная экономика.
Многоукладность экономики.
Открытая экономика.
Трансформация административно-командной системы в рыночную систему.
Портфельные инвестиции .

Работа состоит из  1 файл

mirovaya_ekonomika.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)
  1. Дать определение следующим понятиям:
  2. Социально-ориентированная экономика - экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
  3. Многоукладность экономики - наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хозяйства (частное, коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство).
  4. Открытая экономика - экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции: экспорт/импорт товаров и услуг, а также финансовые сделки.
  5. Трансформация административно-командной системы в рыночную систему – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции. При сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является «плавное» изъятие «лишних» элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. Негибкость и неспособность административно-командной системы быстро адаптироваться к экономическим проблемам, ее невосприимчивость к достижениям НТП и как следствие - неэффективность ее функционирования обусловили необходимость ее глубокого реформирования, преобразования в рыночную систему. Это преобразование возможно лишь путем изменения всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны всего два основных типа механизма функционирования этой системы: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного. Следовательно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.
  6. Портфельные инвестиции - инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.
  7. Интенсивный тип экономического роста - такой рост народного хозяйства, который сопровождается повышением эффективности экономической системы, т. е. происходит за счет увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Мерой интенсификации в принципе служит снижение коэффициентов затрат ресурсов на единицу конечной продукции (напр., материалоемкости). Однако вследствие особенностей технического прогресса некоторые из них могут и должны расти: повышение энергоемкости производства может свидетельствовать вопреки сказанному о его интенсификации. В реальной действительности интенсивные факторы (источники роста) тесно переплетаются с экстенсивными, т. е. связанными с привлечением дополнительной рабочей силы в общественное производство, а также с расширением обрабатываемых земель и т. д.
  8. Прирост ВВП - индикатор, измеряющий темпы увеличения валового внутреннего продукта. ВВП представляет собой совокупную стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделения ресурсов, использованных на их производство, на импортные и внутренние. Прирост ВВП — важный показатель для американского доллара. При этом, наиболее сильная реакция валюты обыкновенно бывает на квартальные данные индикатора. По сути, данный показатель – барометр состояния национальной экономики. В основе его расчета лежит кейнсианская модель развития экономики, которая отражена в следующей формуле: GDP = C + I + S + E - M, где С - потребление, I - инвестиции, S - государственные расходы, E - экспорт, M - импорт. ВВП может исчисляться либо в виде индекса к предыдущему значению, либо в виде абсолютного значения суммы цен на произведенные товары и услуги. Данный индикатор оказывает значительное влияние на рынок, его рост приводит к росту курса национальной валюты. Рост ВВП говорит об укреплении экономики.
  9. Таможенный союз - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
  10. Специальные права заимствования - условная денежная единица, применяемая странами-членами Международного валютного фонда; инструмент, позволяющий создавать валютные резервы. Стоимость СДР определяется на основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской иены.
  11. Вертикальная диверсификация - диверсификация инвестиций в производства, связанные с различными стадиями обработки одного продукта. Каждый продукт, предлагаемый компанией, должен состоять из функциональных компонентов, частей и основных материалов, которые впоследствии будут составлять единое целое. Обычно в интересах производителя покупают большую долю этих материалов у внешних поставщиков. Одним из хорошо известных путей диверсификации является вертикальная диверсификация, она характеризуется расширением и разветвлением компонентов, частей и материалов. Возможно, самым ярким примером вертикальной диверсификации является империя Форда во времена самого Генри Форда. На первый взгляд вертикальная диверсификация может показаться несовместимой с нашим определением стратегии диверсификации. Однако соответственные миссии, которые должны выполнять эти компоненты, части и материалы, существенно отличаются от миссии целого конечного продукта. Более того, технология разработки и производства этих частей и материалов, вероятно, также существенно отличается от технологии производства конечного продукта. Таким образом, вертикальная диверсификация подразумевает и приобретение новых миссий, и введение в производство новой продукции.

 

2. Какие нижеприведенные процессы и явления, происходящие в мировом хозяйстве, описываются при помощи понятий из задания №1:

1) ТНК – транснациональная корпорация (5, 10).

2) уровни интеграции (2, 6,8,9);

3) процесс транснационализации;

4) современный этап развития мирового хозяйства (1,2,3,4);

5) развивающиеся страны;

6) мировая валютная система (7,9);

7) промышленно-развитые страны (1,3, 9);

8) новые индустриальные страны.

 

3. Определить положение подсистем в мировом хозяйстве на конец ХХ века.

 

Структура ВВП

(в %%)

Доля подсистемы

в мировом экспорте (в %%)

Темпы прироста ВВП 

(в %%)

Тип экономического роста

Доля подсистем в создании МВВП (%%)

ПРС

               

НИС

               

СЭЭ

               

НРС

               

СВиЦЕ

               

 

 

 

  1. Найти среднедушевой ВВП за 2000 г. по ППС следующих стран:

 

Страна

Среднедушевой ВВП в 2000 г.

Турция

 

Латвия

 

Россия

8175

Бразилия

 

Германия

28850

Малайзия

 

 

 

5. На каком уровне  интеграции находятся НАФТА и  МЕРКОСУР? Подтвердите свою точку зрения фактами.

Американские ученые-экономисты выделяют четыре основные формы экономической интеграции:

1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются.

2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все  внутренние тарифы заменяются внешними.

3. Общий рынок (common market). В общем рынке все характеристики  таможенного союза дополняются  отсутствием ограничений на перемещение  факторов производства.

4. Экономический союз  – унифицируется стратегия экономического  развития, налогообложение, создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономического союза.

В других исследованиях  добавляется пятая форма –  платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз».

Однако четкой системы форм межгосударственной экономической интеграции пока не сформировалось.

Первой логической и хронологической  ступенью является зона свободной торговли. В современном понимании –  это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР).

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов.

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю  политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями  приоритетными отношения с западноевропейскими  «друзьями-соперниками» и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).

НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США –  единственная оставшаяся в мире сверх держава.

Объединение дало дополнительный импульс  взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным  Штатам рост экспорта их товаров и  инвестиций в Канаду и Мексику  принес дополнительно 100 тысяч рабочих  мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран – благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство  «третьего мира» добровольно  объединилось с двумя высокоразвитыми  странами. Разница по показателю ВНП  на душу населения составляет более 8 раз (3680 в Мексике против 28 740 в США и 19 290 долл. в Канаде в 1997 г.)

С полномасштабным вступлением  в силу соглашения об интеграции Мексика  должна получить дополнительные возможности  доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния интеграции на Мексику. В США – увеличение числа рабочих мест, в Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис зимой 1995 г., снизились темпы экономического роста, прежде всего в промышленности.

Вступлению в НАФТА в Мексике  предшествовало ухудшение положения  в сельском хозяйстве. Если в середине 40-х годов производство сельхозпродукции на душу населения ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981-1992 гг. оно снизилось на 18,5%. Следствием аграрного кризиса стало превращение Мексики в чистого импортера сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном потреблении населения увеличилась с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х годов. С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.

По мнению специалистов, открытие сельского хозяйства Мексики  в таких условиях для международной  конкуренции и вступление в НАФТА  поставили под угрозу производство важнейших продуктов питания: зерна, мяса и молока. Так, в 1966-1970 гг. Мексика импортировала 230 тыс. т зерна в год, в 1971-1976 гг. – более 2 млн, 1977-1982 гг. – 5,4 млн, 1983-1987 гг. – 6,9 млн т. С 1990 г. Мексика ежегодно ввозит главным образом из США более 10 млн т зерновых. Кроме того, она стала уже самым крупным в мире импортером порошкового молока.

Несмотря на колоссальный разрыв в  уровне производительности труда, затраты  в Мексике на производство, например, одной тонны кукурузы составляют 17,8 человеко-дней против 1,1 в США; по овощным культурам более выгодно развивать производство в Мексике. Однако и по ним сохраняется экспансионистская роль США. Так, в 1994 г. экспорт мексиканских овощей в США вырос только на 2%, а североамериканских в Мексику – на 41%. По данным ИМЭПИ РАН, НАФТА дала возможность США увеличить занятость в сельском хозяйстве на 50 тыс. чел. за счет увеличения экспортных поставок в Мексику.

Таким образом, пример НАФТА демонстрирует  использование интеграционных преимуществ  одной страны в ущерб развития другой, что связано как с неподготовленностью политических кругов Мексики заключать недискриминационные соглашения, так и с объективными причинами разрыва в уровне экономического развития этих стран.

Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать к 2005 г. всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению и неспособность их воплотить эту идею в жизнь. Так, небольшие государства Центральной Америки еще в начале 60-х годов, не без влияния начавшегося процесса западноевропейской интеграции, провозгласили собственную интеграционную модель для центрально-американского субрегиона. Согласно документу об ее учреждении («Договор Манагуа»), предполагалось развитие полномасштабного экономического взаимодействия, направленного на создание в субрегионе зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Политический и экономический кризис, на много лет поразивший эти страны, фактически «заморозил» процесс интеграционного сближения, но отнюдь не похоронил ни саму идею, ни конечную цель этого сближения, которая по-прежнему стоит на повестке дня всех двусторонних переговоров и форумов лидеров государств субрегиона.

«Внедрение» США в  латиноамериканский интеграционный процесс, как еще недавно полагали специалисты, могло развиваться в основном через активизацию своего «младшего партнера» по НАФТА – Мексики в Центральноамериканском регионе. Мексика заключила с ЦАОР соглашение о создании к 1996 г. совместной зоны свободной торговли с целью ускорения экономического развития центральноамериканских стран и скорейшего включения их в орбиту мексиканского торгового влияния. С другой стороны, наблюдатели полагали, что само вступление Мексики в НАФТА чисто технически способно осложнить процесс ее сближения с южными соседями, однако ни сама идея, ни подписанное соглашение Мексики с ЦАОР не подвергалось сомнению и тем более нападкам со стороны мексиканских северных соседей.

В ходе последующих конференций  министров торговли 34 стран Западного  полушария (в июне 1995 г. и марте 1996 г.) выявились два основных подхода к развитию интеграции. Первый инициируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путем присоединения к этому соглашению других стран региона в индивидуальном порядке. Другой путь предлагают Бразилия, другие члены МЕРКОСУР и страны Андской группы – через развитие в 2000-2005 гг. субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"