Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:13, контрольная работа
1. Дать определение следующим понятиям:
Социально-ориентированная экономика.
Многоукладность экономики.
Открытая экономика.
Трансформация административно-командной системы в рыночную систему.
Портфельные инвестиции .
МЕРКОСУР. Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чем НАФТА, и добились к настоящему времени значительных успехов в экономической и политической областях. Реализация положений Асунсьонского договора в 1991 г. позволила им не только увеличить масштабы взаимной торговли более чем в 3 раза, но и заложить основы экономического союза. В соответствии с соглашением об учреждении МЕРКОСУР (январь 1995 г.) в зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы на 85% импортируемых товаров, налажен механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, в ходе которых осуществляется координация национальных политик. Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.
Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации. Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга.
Как и было условлено, с 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен особый порядок формирования ОТТ: товары инвестиционного назначения – ставка ОТТ 14% с постепенным приведением в соответствие с ней национальных тарифов Аргентины и Бразилии до 2001 г., Парагвая и Уругвая – до 2006 г.; продукция информатики и телекоммуникаций – ставка ОТТ 16% до 2006 г. для всех четырех стран. Кроме того, за каждым из государств-членов МЕРКОСУР зарезервировано право на временные изъятия из режима ОТТ в целях наиболее адекватной адаптации так называемых уязвимых секторов экономики к новой конкурентной среде (действующие национальные тарифы на эти товары будут постепенно приведены в соответствие с согласованными ставками ОТТ).
В настоящее время МЕРКОСУР – это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента.
Анализ динамики внешней торговли региона показал, что процесс объединения был использован странами Латинской Америки прежде всего для продвижения своей продукции на внутрирегиональном рынке. Наиболее ярко тенденция дискриминации в торговых отношениях прослеживается во внешней торговле с Западной Европой. Так, за период 1983-1993 гг. экспорт продукции Европейского Союза в Латинскую Америку примерно удвоился, в то время как сбыт латиноамериканской продукции в странах-членах ЕС сократился более чем на 25%. В результате регион, прежде имевший активное сальдо внешней торговли, в 90-е годы приобрел активный дефицит.
Процесс любого интеграционного объединения во многом обеспечивается устойчивым развитием его членов. Страны, входящие в МЕРКОСУР, принадлежат к числу государств региона, демонстрирующих в 90-х годах высокие темпы роста. Так, ВВП Аргентины в 1992-1994 гг. увеличился на 8,7; 6,1; 7,4% соответственно, а ВВП Бразилии – на 4,2; 5,8; 4% соответственно. Несмотря на спад в экономике Аргентины и Уругвая, в 1995 г. зональная торговля расширялась.
Необходимо отметить важность МЕРКОСУР как объединения, стабилизирующего экономики стран блока. Сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Как указывают сами бразильцы, в 1991-1993 гг., в период, когда темпы экономического роста в Бразилии были весьма низкими, местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. Этим южноамериканцы объясняют достижение положительного сальдо во взаимной торговле и сохранение уровня занятости. В 1994-1995 гг. ситуация между Аргентиной и Бразилией повторилась в «зеркальном отображении» – спад в Аргентине и начало подъема в Бразилии. Страны пошли по уже отработанному сценарию, и теперь уже аргентинцы отмечали положительные стороны сотрудничества в МЕРКОСУР. Вообще южноамериканские аналитики, основываясь на собственном опыте, прямо указывают, что в интеграционной группировке необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации «принять удар на себя».
Значительные успехи интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьезных проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и собственно «деликатными, уязвимыми» отраслями, такими, как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу «болезненных» отраслей при разделе рынков относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРКОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивизм интеграции, то население стран-членов – не вполне.
Одним из совокупных результатов экономической интеграции этих стран служит возросшая привлекательность данного субрегиона для иностранных инвесторов и других стран – потенциальных участников процесса объединения (присоединение Боливии, заявления Чили, Венесуэлы, Колумбии о намерении вступить в МЕРКОСУР).
Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.
К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках «Уругвайского раунда», совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.
6. Рассчитать индекс траснациональности для каждой компании. Какая из представленных компаний имеет самый высокий индекс транснациональности?
Корпорация |
Активы |
Продажи |
Занятость | ||||
1 |
General Electric |
82,8 |
272,4 |
21,1 |
79,2 |
84000 |
239000 |
2 |
Shell, Royal Dutch |
82,1 |
124,1 |
71,1 |
128,3 |
79000 |
101000 |
3 |
Ford Comp |
79,1 |
258,0 |
65,8 |
147,0 |
- |
371702 |
4 |
Exxcon Corp |
55,6 |
95,5 |
102,0 |
117,0 |
- |
79000 |
5 |
General Motors |
55,4 |
222,1 |
50,0 |
158,0 |
221313 |
647000 |
6 |
IBM |
41,1 |
81,1 |
46,6 |
75,9 |
121655 |
240615 |
7 |
Toyota |
39,2 |
113,4 |
51,7 |
109,3 |
34837 |
150736 |
8 |
Volkswagen Group |
- |
60,8 |
41,0 |
64,4 |
123042 |
260811 |
9 |
Mitsubishi Corp |
- |
77,9 |
50,2 |
127,4 |
3819 |
8794 |
10 |
Mobil Corp |
31,3 |
46,4 |
53,1 |
80,4 |
22900 |
43000 |
7. Найти :
А) Показатель экспортной квоты. Сделать вывод о степени открытости страны;
Б) показатель импортной квоты. Сделать вывод о степени зависимости внутреннего спроса страны от мирового рынка;
В) Рассчитать внешнеторговое сальдо, внешнеторговый оборот, коэффициент покрытия импорта экспортом, удельный вес экспорта страны в мировом экспорте. Сделать вывод о характере внешнеторговых отношений ниже представленных стран.
ВВП (в млрд долл.) |
Экспорт (в млрд. долл.) |
Импорт (в млрд. долл.) | |
Мир в целом |
28854 |
5405 |
- |
США |
8211 |
680 |
905 |
Китай |
961 |
187 |
154 |
Россия |
447 |
74 |
53 |
1. Найти показатель экспортной квоты: экспорт/ВВП *100%
1) Мир в целом 5405/28854*100%= 18, 73%
2) Япония 388/3783*100% = 10,26%
3) Испания 107/552 * 100% = 19,38%
4) Мексика 117/393 *100% = 29,77%
2. Найти показатель импортной квоты: импорт / ВВП * 100%
1) Мир в целом 0/28854 *100% = 0
2) Япония 253/3783 *100% = 6,69%
3) Испания 132/552 *100% = 23,91%
4) Мексика 104/393 * 100 = 26,46 %
3. Рассчитать внешнеторговое сальдо: экскорт-импорт
1) Мир в целом 5405 – 0 = 5405 млрд. долл.
2) Япония 388-253 = 135 млрд. долл.
3) Испания 107-132 = - 25 млрд. долл.
4) Мексика 117-104 = 13 млрд. долл.
4. Рассчитать внешнеторговый оборот: экспорт+импорт
1) Мир в целом 5405 млрд. долл.
2) Япония 641 млрд. долл.
3) Испания 239 млрд. долл.
4) Мексика 221 млрд. долл.
5. Рассчитать коэффициент покрытия импорта экспортом: экспорт/импорт
1) Мир в целом 5405/0 = 0
2) Япония 388/253 = 1,53 млрд. долл.
3) Испания 107/132 = 0,81 млрд. долл.
4) Мексика 117/104 = 1,13 млрд. долл.
6) Рассчитать удельный вес экспорта страны в мировом экспорте: мировой экспорт/экспорт страны:
1) Япония 5405/388 = 13,9
2) Испания 5405/107 = 50, 5
3) Мексика 5405/117 = 46,20
8. Описать первоочередные
задачи ВТО на современном этапе.
Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
Главная задача ВТО на современном этапе – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование
соревновательности в
Для равноправной конкуренции
фирм разных стран надо пресекать
«несправедливые» приемы конкурентной
борьбы – такие как экспортные
субсидии (помощь государства фирмам-
5). Льготы в
международной торговле для
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров1.
1 WTO website (Официальный сайт ВТО) – http://www.wto.org/
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"