Кооперация в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:52, реферат

Описание

Современное кооперативное движение началось в Европе. Это произошло не потому, что европейцам присуща способность к объединению, но потому, что европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и положением развивающихся стран в 20 веке, в таком случае опыт развития европейского кооперативного движения, место кооперативных магазинов в национальных экономиках европейских стран позволит дать уроки другим движениям для того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.

Работа состоит из  1 файл

Кооперация в Европе.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Кооперация в  Европе

Современное кооперативное  движение началось в Европе. Это  произошло не

потому, что европейцам присуща способность к объединению, но потому, что

европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если

существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и

положением развивающихся  стран в 20 веке, в таком случае опыт развития

европейского  кооперативного движения, место кооперативных  магазинов в

национальных  экономиках европейских стран позволит дать уроки другим

движениям для  того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.

                                       Великобритания.

В 50-е годы потребительская  кооперация Великобритании была одна из самых

мощных кооперативных  движений в мире. Кооперативная сеть имела 90% от всех

магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов.

Но кооперативный  сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с

различными по размеру магазинами, чье распределение  не долго

соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей

конкуренцией  предпринимателей. Вследствие этого  его доля к 1964 г.

снизилась до 22%.

Этому послужили  четыре основные причины:

Более 30 тыс. кооперативных  магазинов были исторически сосредоточены  на

старых промышленных территориях со сравнительно низким покупательным

спросом населения.

Низкий уровень  управления. Среди руководителей  кооперативов практически не

было людей  не только с высшим, но даже со специальным  образованием.

Ослабление роли центрального союза кооперативов, что  нарушило координацию

действий отдельных  кооперативов. Кооперативное движение стало

неуправляемым.

Из-за конкуренции  мелкие кооперативы стали разорятся  и сливаться в более

крупные, но так  же экономически слабые (к середине 90-х годов количество

обществ снизилось  с 1000 до 50). Нестойкие обязательства кооперативов перед

пайщиками привели  к ослаблению их заинтересованности в деятельности

кооперативов, снизило  доверие к руководству.

К середине 90-х  годов на долю кооперативного сектора  осталось лишь 4%

розничного товарооборота.

Сегодня появляются признаки возрождения кооперации, для  чего британские

кооператоры предприняли  следующее:

продав мощности по производству товаров, союзы кооперативов вновь

превратилось  в розничные объединения;

найдена торговая ниша - удобные для населения средние и мелкие размеры

магазинов и  супермаркетов, преобразована торговая сеть, установлены прямые

связи с поставщиками товаров;

кооперативные страховые общества и кооперативный  банк стали самой сильной

частью деятельности;

обновлена нравственная политика, кооперативы вернулись к первоначальным

ценностям и  принципам деятельности. К пайщикам начала возвращаться вера в

кооперативы, наметился  рост числа пайщиков;

повысились требования к профессиональной подготовке управленческого

персонала.

                                            Германия

После крушения корпоративной экономической системы  в Германии была

полностью реконструирована система потребительской кооперации. Это

позволило уже  к 1953 г. вдвое увеличить кооперативных  товарооборот, число

членов возросло до 2 млн. человек.

Отличием германской потребительской кооперации от потребительской

кооперации Великобритании явилось то, что законодатели Германии снизили

максимальные  выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав  таким образом

предпочтение  развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому

основой кооперативной  торговли Германии стал оптовый товарооборот.

Но результат  развития этих потребительских коопераций похож: к 1965 г.

германские кооператоры  контролировали 8,5% рынка страны, 19,5% магазинов и

31% оптовых магазинов.

Попытки организовать мощные национальные кооперативные  объединения были

ограничены слабой центральной властью союзов кооперативов и сопротивлением

руководителей автономных кооперативов. В середине 70-х годов положение

кооперации резко ухудшилось. Формально был создан единый кооперативный

союз, но он не получил  достаточной власти от низовых обществ  и

существенного влияния на улучшение обстановки в национальном кооперативном

движении не оказал. Созданная им система региональных оптовых магазинов

оказалась убыточной.

Тем временем, управляющие  потребительских обществ, пользуясь  отсутствием

открытости, смогли получить лично для себя большинство  акций своих обществ

и стали преобразовывать  их в акционерные компании. Основой  этому послужила

многолетняя закрытость информации для пайщиков.

Кооперативное движение Германии раскололось: реорганизованные кооперативы

образовали свой союз, который стал второй по величине торговой группой в

Германии.

В связи с  преобразованием кооперативов в  фактически акционерные общества к

90-м годам  в Германии осталось лишь 37 обычных  потребительских обществ,

объединяющих 650 тыс. человек.

Парадоксально, но объединения кооператоров, которые  не перешли в руки

предпринимателей  и остались верны кооперативным  принципам стали сильнее.

Например, кооператив "Дортмунд" сегодня имеет 480 тыс. членов (каждая

вторая семья) и контролирует свыше 14% торговли в  своем регионе.

                                             Финляндия.

В Финляндии  существует два национальных объединения кооперативов: социал-

демократическое (Е-движение) и нейтральное (CОK).

Оба движение начали развивать сеть супермаркетов, но позднее, чем их

конкуренты. CОK расширилось и стало одним  из самых крупных собственников

гостиниц и  универмагов.

Е-движение стало крупнейшим оптовым продавцом.

Как и в других странах, созданию единого национального  центра

препятствовали  амбиции руководителей отдельных  кооперативов, но в Финляндии

дополнительным  препятствием явилось политизация  одного из объединений и

наличие антагонистичного друг другу шведскоговорящего и финоязычного

населения.

И все-таки экономические  причины вынудили к слиянию ОТК (основного оптового

продавца Е-движения) и CОK, которые создали единый союз ЕКА, ставший

крупнейшим кооперативным  объединением Финляндии.

Следует отметить разумность этого процесса: через  раздробление, которое

сочетает преимущества унифицированной цепи с децентрализацией принятия

решений, появилось  окончательное признание самим  движение того, что

коммерческая  жизнеспособность преобладает над общественным менталитетом.

Группа СОК  нашла свою нишу для бизнеса - маленькие  магазины в сельской

местности, в  то время как ее конкуренты развивали  большие супермаркеты в

городах.

Результаты не замедлили сказаться: в 1997 г. доля кооперативного

товарооборота увеличилась до 35%.

                                                 Франция

Исторически сложилось  так, что во Франции преобладало  региональное

кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями  национального

уровня.

Сила национального кооперативного движения заключалась в промышленном

Севере, в то время как на юге кооперативная  деятельность находилась в

упадке.

Существовало  два основных направления развития розничной торговли:

маленькие магазины, ориентированные на обслуживание пайщиков и

супермаркеты, обслуживающие  все население.

Основная проблема французской потребительской кооперации - слабое

управление. Так  же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям

с высшим образованием и руководство кооперативов выбиралось в основном из

служащих низшего  и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но

плохими в бизнесе.

Это привело  к проигрышу в конкуренции  с другими торговыми предприятиями.

Например, в 60-х  годах у кооператоров было лишь 23 магазина, а у

конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов -

76.

Более того, руководство  кооперативов стало элитой, причем элитой, не

знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к

1983 г. кооператоры  имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперативное

движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в  кооперативах

соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной  элите и

экономически  игнорировали кооперативы.

Потеря социальной базы, ориентация на оптовых поставщиков  и неумение

организовывать  свое дело привели к тому, что  в 1985 г., после отказа

оптовых поставщиков  в снабжении обанкротившихся  кооперативов, свыше 40%

кооперативов, включая  центральные органы, прекратили свое существование.

Но те кооперативы, которые сохранили изначальные кооперативные принципы и

действовали не для своих работников, а для  пайщиков, продолжают

существовать  и действуют успешно (например кооператив "Эльзас").

 

 

                                            Швеция

Кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные органы и отличается

хорошей координацией действий входящих в них кооперативов.

Его становление происходило  в конкурентной борьбе с торговой группой ICA,

которая владела основной долей рынка и поэтому шведское кооперативное

движение стало самым динамичным и инновационным из всех западно-европейских

кооперативных движений.

Будучи непохожим на старые движения, шведские кооператоры использовали

самые современные технологии и методы бизнеса: ввели систему

самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, систему

супермаркетов. Широкое применение технологии сильнозамороженных продуктов

позволило стать потребительским  объединениям ведущими экспортерами

продуктов.

Вовремя проведя структурную  реорганизацию, шведские кооператоры  к началу 80-

х годов сократили число  обществ почти в 3 раза, число магазинов  в 2,7 раза,

но при этом увеличили  число членов до 1,6 млн. человек, а  долю своего рынка

до 18%.

Как и в других европейских  кооперациях и по тем же причинам, в середине 80-

х годов в потребительской кооперации Швеции произошел спад: управленческая

элита захватила власть в  кооперативах, что привело к потере интереса

пайщиков.

Были предприняты следующие  меры:

качественно повышен уровень  управления, основой которого явилась  его

демократизация;

повышена заинтересованность пайщиков в развитии потребительской  кооперации

путем субсидирования экономически слабых кооперативов;

произведена концентрация усилий в сфере розничной торговли с образованием

новых торговых групп.

Приведем некоторые выдержки из принципов шведских кооперативов:

демократический характер управления, основанный на равноправии  членов и

принципах демократического построения организационной структуры

кооперативов  снизу вверх;

недопустимость  обогащения одного члена кооператива за счет другого,

справедливое  распределение прибыли между  членами пропорционально их

экономическому  участию при обязательном отчислении в фонды согласно уставу;

строго ограниченный процент начислений на паевой капитал  в случае

распределения прибылей по паенакоплениям.

В результате этих действий к середине 90-х годов  число членов

потребительских кооперативов возросло до 2,2 млн. человек  объединенных в

102 общества, имеющих  105 магазинов и около 500 заправочных  станций.

Намечается устойчивая тенденция к росту товарооборота, потребительская

кооперация входит в десятку лучших торговых компаний Швеции.

                                              Норвегия

Стратегия развития норвежской потребительской кооперации заключается в

использовании природных преимуществ кооперативов. Основной упор делается на

привлечение новых  членов путем гарантированной выплаты  бонуса.

Более чем 400 потребительских  обществ объединились в национальный союз с

600 тыс. пайщиков. По структуре центральный Союз  норвежской потребительской

кооперации ближе  к союзу акционерных обществ: создана единая закупочная

группа, потребкооперация обеспечивает стандартной продукцией свои магазины.

Это позволяет  ему не только устойчиво существовать и увеличивать свой

товарооборот, но и оказывать финансовую, консультационную и иную поддержку

независимым кооперативам в том случае, если они выполняют  принятые Союзом

принципы.

                                                Италия

После Второй Мировой  войны в Италии были восстановлены  два довоенных

федеральных кооперативных союза - католиков и социалистов. Впоследствии

появились кооперативы  коммунистов и христиан-демократов.

В отличии от других стран, расцвет потребительской  кооперации Италии

пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка коопераций других

европейских стран.

Это вызвано  сравнительно небольшим участием кооперативов в экономике страны

послевоенного периода, а так же религиозной  и политической раздробленностью

кооперативного  движения.

Серия финансовых скандалов уравняла престиж кооперативов и послужила

стимулом к  развитию кооперативного движения. Как  результат - к середине 80-

Информация о работе Кооперация в Европе