Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:52, реферат
Современное кооперативное движение началось в Европе. Это произошло не потому, что европейцам присуща способность к объединению, но потому, что европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и положением развивающихся стран в 20 веке, в таком случае опыт развития европейского кооперативного движения, место кооперативных магазинов в национальных экономиках европейских стран позволит дать уроки другим движениям для того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.
Кооперация в Европе
Современное кооперативное движение началось в Европе. Это произошло не
потому, что европейцам
присуща способность к
европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если
существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и
положением развивающихся стран в 20 веке, в таком случае опыт развития
европейского кооперативного движения, место кооперативных магазинов в
национальных экономиках европейских стран позволит дать уроки другим
движениям для того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.
В 50-е годы потребительская кооперация Великобритании была одна из самых
мощных кооперативных движений в мире. Кооперативная сеть имела 90% от всех
магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов.
Но кооперативный сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с
различными по размеру магазинами, чье распределение не долго
соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей
конкуренцией предпринимателей. Вследствие этого его доля к 1964 г.
снизилась до 22%.
Этому послужили четыре основные причины:
Более 30 тыс. кооперативных магазинов были исторически сосредоточены на
старых промышленных территориях со сравнительно низким покупательным
спросом населения.
Низкий уровень управления. Среди руководителей кооперативов практически не
было людей не только с высшим, но даже со специальным образованием.
Ослабление роли центрального союза кооперативов, что нарушило координацию
действий отдельных кооперативов. Кооперативное движение стало
неуправляемым.
Из-за конкуренции мелкие кооперативы стали разорятся и сливаться в более
крупные, но так же экономически слабые (к середине 90-х годов количество
обществ снизилось с 1000 до 50). Нестойкие обязательства кооперативов перед
пайщиками привели к ослаблению их заинтересованности в деятельности
кооперативов, снизило доверие к руководству.
К середине 90-х годов на долю кооперативного сектора осталось лишь 4%
розничного товарооборота.
Сегодня появляются признаки возрождения кооперации, для чего британские
кооператоры предприняли следующее:
продав мощности по производству товаров, союзы кооперативов вновь
превратилось в розничные объединения;
найдена торговая ниша - удобные для населения средние и мелкие размеры
магазинов и супермаркетов, преобразована торговая сеть, установлены прямые
связи с поставщиками товаров;
кооперативные страховые общества и кооперативный банк стали самой сильной
частью деятельности;
обновлена нравственная политика, кооперативы вернулись к первоначальным
ценностям и принципам деятельности. К пайщикам начала возвращаться вера в
кооперативы, наметился рост числа пайщиков;
повысились требования к профессиональной подготовке управленческого
персонала.
Германия
После крушения
корпоративной экономической
полностью реконструирована
система потребительской
позволило уже к 1953 г. вдвое увеличить кооперативных товарооборот, число
членов возросло до 2 млн. человек.
Отличием германской потребительской кооперации от потребительской
кооперации Великобритании явилось то, что законодатели Германии снизили
максимальные выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав таким образом
предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому
основой кооперативной торговли Германии стал оптовый товарооборот.
Но результат развития этих потребительских коопераций похож: к 1965 г.
германские кооператоры контролировали 8,5% рынка страны, 19,5% магазинов и
31% оптовых магазинов.
Попытки организовать мощные национальные кооперативные объединения были
ограничены слабой центральной властью союзов кооперативов и сопротивлением
руководителей автономных кооперативов. В середине 70-х годов положение
кооперации резко ухудшилось. Формально был создан единый кооперативный
союз, но он не получил достаточной власти от низовых обществ и
существенного влияния на улучшение обстановки в национальном кооперативном
движении не оказал. Созданная им система региональных оптовых магазинов
оказалась убыточной.
Тем временем, управляющие потребительских обществ, пользуясь отсутствием
открытости, смогли получить лично для себя большинство акций своих обществ
и стали преобразовывать их в акционерные компании. Основой этому послужила
многолетняя закрытость информации для пайщиков.
Кооперативное движение Германии раскололось: реорганизованные кооперативы
образовали свой союз, который стал второй по величине торговой группой в
Германии.
В связи с преобразованием кооперативов в фактически акционерные общества к
90-м годам в Германии осталось лишь 37 обычных потребительских обществ,
объединяющих 650 тыс. человек.
Парадоксально, но объединения кооператоров, которые не перешли в руки
предпринимателей и остались верны кооперативным принципам стали сильнее.
Например, кооператив "Дортмунд" сегодня имеет 480 тыс. членов (каждая
вторая семья) и контролирует свыше 14% торговли в своем регионе.
В Финляндии существует два национальных объединения кооперативов: социал-
демократическое (Е-движение) и нейтральное (CОK).
Оба движение начали развивать сеть супермаркетов, но позднее, чем их
конкуренты. CОK расширилось и стало одним из самых крупных собственников
гостиниц и универмагов.
Е-движение стало крупнейшим оптовым продавцом.
Как и в других странах, созданию единого национального центра
препятствовали
амбиции руководителей
дополнительным препятствием явилось политизация одного из объединений и
наличие антагонистичного друг другу шведскоговорящего и финоязычного
населения.
И все-таки экономические причины вынудили к слиянию ОТК (основного оптового
продавца Е-движения) и CОK, которые создали единый союз ЕКА, ставший
крупнейшим кооперативным объединением Финляндии.
Следует отметить разумность этого процесса: через раздробление, которое
сочетает преимущества унифицированной цепи с децентрализацией принятия
решений, появилось окончательное признание самим движение того, что
коммерческая жизнеспособность преобладает над общественным менталитетом.
Группа СОК нашла свою нишу для бизнеса - маленькие магазины в сельской
местности, в то время как ее конкуренты развивали большие супермаркеты в
городах.
Результаты не замедлили сказаться: в 1997 г. доля кооперативного
товарооборота увеличилась до 35%.
Исторически сложилось так, что во Франции преобладало региональное
кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями национального
уровня.
Сила национального кооперативного движения заключалась в промышленном
Севере, в то время как на юге кооперативная деятельность находилась в
упадке.
Существовало два основных направления развития розничной торговли:
маленькие магазины, ориентированные на обслуживание пайщиков и
супермаркеты, обслуживающие все население.
Основная проблема
французской потребительской
управление. Так же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям
с высшим образованием и руководство кооперативов выбиралось в основном из
служащих низшего и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но
плохими в бизнесе.
Это привело
к проигрышу в конкуренции
с другими торговыми
Например, в 60-х годах у кооператоров было лишь 23 магазина, а у
конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов -
76.
Более того, руководство кооперативов стало элитой, причем элитой, не
знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к
1983 г. кооператоры
имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперат
движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в кооперативах
соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной элите и
экономически игнорировали кооперативы.
Потеря социальной базы, ориентация на оптовых поставщиков и неумение
организовывать свое дело привели к тому, что в 1985 г., после отказа
оптовых поставщиков в снабжении обанкротившихся кооперативов, свыше 40%
кооперативов, включая центральные органы, прекратили свое существование.
Но те кооперативы, которые сохранили изначальные кооперативные принципы и
действовали не для своих работников, а для пайщиков, продолжают
существовать и действуют успешно (например кооператив "Эльзас").
Кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные органы и отличается
хорошей координацией действий входящих в них кооперативов.
Его становление происходило в конкурентной борьбе с торговой группой ICA,
которая владела основной долей рынка и поэтому шведское кооперативное
движение стало самым динамичным и инновационным из всех западно-европейских
кооперативных движений.
Будучи непохожим на старые движения, шведские кооператоры использовали
самые современные технологии и методы бизнеса: ввели систему
самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, систему
супермаркетов. Широкое применение технологии сильнозамороженных продуктов
позволило стать потребительским объединениям ведущими экспортерами
продуктов.
Вовремя проведя структурную реорганизацию, шведские кооператоры к началу 80-
х годов сократили число обществ почти в 3 раза, число магазинов в 2,7 раза,
но при этом увеличили число членов до 1,6 млн. человек, а долю своего рынка
до 18%.
Как и в других европейских кооперациях и по тем же причинам, в середине 80-
х годов в потребительской кооперации Швеции произошел спад: управленческая
элита захватила власть в кооперативах, что привело к потере интереса
пайщиков.
Были предприняты следующие меры:
качественно повышен уровень управления, основой которого явилась его
демократизация;
повышена заинтересованность пайщиков в развитии потребительской кооперации
путем субсидирования экономически слабых кооперативов;
произведена концентрация усилий в сфере розничной торговли с образованием
новых торговых групп.
Приведем некоторые выдержки из принципов шведских кооперативов:
демократический характер управления, основанный на равноправии членов и
принципах демократического построения организационной структуры
кооперативов снизу вверх;
недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого,
справедливое распределение прибыли между членами пропорционально их
экономическому участию при обязательном отчислении в фонды согласно уставу;
строго ограниченный процент начислений на паевой капитал в случае
распределения прибылей по паенакоплениям.
В результате этих действий к середине 90-х годов число членов
потребительских кооперативов возросло до 2,2 млн. человек объединенных в
102 общества, имеющих 105 магазинов и около 500 заправочных станций.
Намечается устойчивая тенденция к росту товарооборота, потребительская
кооперация входит в десятку лучших торговых компаний Швеции.
Стратегия развития норвежской потребительской кооперации заключается в
использовании природных преимуществ кооперативов. Основной упор делается на
привлечение новых членов путем гарантированной выплаты бонуса.
Более чем 400 потребительских обществ объединились в национальный союз с
600 тыс. пайщиков. По структуре центральный Союз норвежской потребительской
кооперации ближе к союзу акционерных обществ: создана единая закупочная
группа, потребкооперация обеспечивает стандартной продукцией свои магазины.
Это позволяет ему не только устойчиво существовать и увеличивать свой
товарооборот, но и оказывать финансовую, консультационную и иную поддержку
независимым кооперативам в том случае, если они выполняют принятые Союзом
принципы.
После Второй Мировой войны в Италии были восстановлены два довоенных
федеральных кооперативных союза - католиков и социалистов. Впоследствии
появились кооперативы
коммунистов и христиан-
В отличии от других стран, расцвет потребительской кооперации Италии
пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка коопераций других
европейских стран.
Это вызвано сравнительно небольшим участием кооперативов в экономике страны
послевоенного периода, а так же религиозной и политической раздробленностью
кооперативного движения.
Серия финансовых скандалов уравняла престиж кооперативов и послужила
стимулом к развитию кооперативного движения. Как результат - к середине 80-