Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:52, реферат
Современное кооперативное движение началось в Европе. Это произошло не потому, что европейцам присуща способность к объединению, но потому, что европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и положением развивающихся стран в 20 веке, в таком случае опыт развития европейского кооперативного движения, место кооперативных магазинов в национальных экономиках европейских стран позволит дать уроки другим движениям для того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.
х годов в Италии насчитывалось свыше 500 потребительских кооперативов,
объединяющих 1,8 млн. членов.
Парадоксально, но именно медленное развитие кооперативного движения в
Италии в послевоенный период сослужило свою службу: тесные связи с
кооперациями других стран позволили учесть их опыт и избежать издержек
роста.
Сегодня в Италии около половины супермаркетов принадлежат кооперации.
Особенность развития кооперативного движения - кооперативные центры:
Национальная лига кооперативов и касс взаимопомощи - коммунисты и
социалисты (красные);
Конфедерация итальянских кооперативов - католики (белые);
Всеобщая ассоциация итальянских кооперативов - республиканцы и социал-
демократы (зеленые).
С расширением социальной базы кооперации грани между ними стерлись (или
стираются).
Для того, чтобы кооперативы не превращались в акционерные общества,
законодательством республики предусмотрено:
размер прибыли, получаемый пайщиком не превышает 5% суммы пая;
в резервный капитал перечисляется не менее 20% прибыли;
фонды кооператива не могут быть использованы до момента его роспуска;
в случае роспуска,
фонды кооператива после
направляются на общественные нужды. В случае распределения ликвидационных
остатков между членами кооператива, кооператив лишается налоговых льгот.
Принципы
деятельности итальянского
ограничен размер совокупного пая (2 млн. лир);
размер минимального уставного фонда не фиксируется (принцип открытых
дверей);
один человек - один голос вне зависимости от величины пая;
регулируемый социальных состав. Членом потребительского кооператива не
могут быть посредники, а также лица, занимающиеся сбытом аналогичной для
кооператива продукции. Это не позволяет использовать кооператив как
инструмент личного обогащения.
Финансовая ответственность членов:
ограниченная;
неограниченная.
Налоговые льготы:
отсутствие двойного налогообложения;
в течение первых 10 лет кооперативы освобождаются от налога на корпорации,
в последствие льготное налогообложение;
предусмотрен не облагаемый налогом минимальный доход пайщика (3 млн. лир).
Швейцарское кооперативное движение представляет собой пример
"неклассического" развития потребительской кооперации.
Законодательно воспрепятствовав открытию новых филиалов, движение
расширялось путем открытия новых магазинов и системы самообслуживания.
К началу 60-х годов насчитывалось 468 основных обществ, объединяющих свыше
4 млн. членов и владеющих более 2 тыс. магазинов.
В 70-х годах швейцарские кооператоры (как и кооператоры большинства
европейских стран) отказались от получения дивидендов и перешли на политику
низких цен. Был взят курс на укрупнение потребительских обществ и к 1983 г.
их число сократилось до 41.
Как же было достигнуто единство кооперативного движения?
Основные факторы:
аполитичность кооперации;
юридически независимые
кооперативы неформально
союза швейцарских кооперативов "Швейцарский кооператив" и уже формально
исключались из кооперативного движения в случае невыполнения ими
общепринятых кооперативных принципов.
Концентрация и укрупнение выражается в слиянии различных видов и отраслей
кооперативов с перспективой создания единых целевых организаций.
Вертикальная и горизонтальная интеграции сопровождаются сокращением
абсолютного числа кооперативных организаций с целью концентрация
экономических возможностей.
В результате укрупнения оборот швейцарских кооперативов в расчете на 1
магазин возрос на 45%.
Наиболее полное представление о кооперации Швейцарии можно частично
получить, рассмотрев единственный фактор - конкуренция.
Основатель швейцарской потребительской кооперации Г. Датвейлер начал свою
деятельность с сети передвижных магазинов. Используя агрессивную политику и
рекламу, он выстроил большую розничную сеть и начал производство
собственной продукции: фруктовых напитков, йогуртов, кексов и т.п., причем
использовал свою торговую марку.
Уйдя в политику,
он передал руководство возглавляе
своему сыну.
М. Датвейлер, сам являясь крупным капиталистом, фанатически верил в
принципы рочдельских пионеров и преобразовал компанию в потребительский
кооператив, и если быть более точным, в 12 региональных кооперативов.
Не связанный традициями старого кооперативного движения, имея мощный
капитал (13,5 млн.
франков) и используя
кооператив стал быстро развиваться.
К 70-м годам кооператив имел свой банк, 20 заводов (в том числе свой
нефтеперерабатывающий завод и сеть заправочных станций), число служащих
увеличилось до 29 тыс. человек.
Потребители достаточно легко могли стать пайщиками - цена акции была лишь
10 франков. Более того, пайщики получали право открывать свой магазин.
Поэтому очень быстро число пайщиков достигло 872 тыс. человек, а "Миграс"
имел 9,4% доли рынка.
С 1971 г. участие работников в управлении кооперативом поддерживалось через
выпуск "М - акции участия", которые должны быть выплачены в случае
увольнения или ухода на пенсию. С 1977 г. работники в обязательном порядке
включались в руководящие органы кооператива.
Не являясь членом МКА, "Миграс" выполняет все его принципы, размещая 1%
оборота на культурные и общественные цели, субсидируя до 30% оплаты своих
студентов.
Выполняя кооперативные принципы заботы об обществе, "Миграс" остановил
продажу неперерабатываемых бутылок, прекратил использование нитратов и
пестицидов в производстве своих продуктов, наладил выпуск менее вредного
бензина, исключил
использование пластиковых
Читая удручающую историю многих стареющих кооперативных движений можно
сделать вывод, что настоящий успех - это кооперация между мелкими
предприятиями.
Мощь потребительской кооперации - это преданность пайщиков на местах,
небольшие, но удобные магазины, внимание к общественному мнению. Эти
факторы гораздо более важны, чем прибыль.
Пример Италии показывает, что, имея время и хоть какое-либо убежище от
конкуренции, даже самое старое кооперативное движение может стать более
современным и отстаивать свою уместность.
Пример Швеции показывает, что даже столкнувшись с эффективной конкуренцией,
кооперативное движение может ответить на вызов.
Пример "Мигроса" показывает, как потребительская кооперация не препятствует
росту динамизма ориентированных на потребителя отдельных обществ и, как
многие кооперативные движения, самостоятельно перерастают в процветающие
современные предприятия.
В то же время пример национальных потребительских коопераций Австрии,
Нидерландов или Бельгии демонстрируют опасность: они не смогли устоять
перед натиском предпринимателей, были поглощены ими и фактически перестали
существовать в прежнем виде. Сегодня они представляют скорее акционерные
общества, чем истинные кооперативы.