Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:36, реферат
Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций. В "Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: "Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается" [1, с. 31-32]
Коррупция, понятие и виды
1. Явление коррупции
(исторический экскурс)
Коррупция известна
с глубокой древности. Упоминание об
этом явлении встречается в
Большое внимание
уделяется социальным обличиям в
древнейшем разделе Библии - Ветхом
Завете: "Я знаю как многочисленны
ваши преступления и как тяжки
ваши грехи: вы притесняете правового,
берете взятки, а нищего, ищущего правосудие,
гоните от ворот (Ам., 5:12)" [1, с. 260].
В древнеиндийском
трактате по искусству управления государством
"Артхашастра" (IV в. до н.э.) подчеркивается,
что важнейшей задачей, стоящей
перед царем, является борьба с казнокрадством.
В трактате перечисляются 40 способов хищения
казенного имущества и делается малоутешительный
вывод о том, что легче угадать путь птиц
в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.
"Так же, как нельзя распознать, пьют
ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить,
присваивают ли имущество чиновники, приставленные
к делам" [2, с. 33]. Основным средством
борьбы с казнокрадством становится слежка.
Доносчик получал долю имущества, конфискованного
у лица, осужденного за должностное преступление.
Мздоимство упоминается
в русских летописях XIII в. Первое
законодательное ограничение
При Петре I в
России приобрели широкий размах
и коррупция, и жестокая борьба царя
с ней. Характерным является эпизод,
когда после многолетнего следствия
был изобличен в коррупции
и повешен сибирский губернатор
Гагарин. Буквально через три года четвертовали
за взяточничество обер-фискала Нестерова
- того, кто изобличил Гагарина.
На протяжении
всего царствования династии Романовых
коррупция являлась немалой статьей
дохода и мелких государственных
служащих, и сановников. Например, елизаветинский
канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу
Российской империи 7 тысяч рублей в год,
а за услуги британской короне (в качестве
"агента влияния") - 12 тысяч рублей.
В Российской империи
коррупция была тесно переплетена
с фаворитизмом. Известны многочисленные
эпизоды коррупционной деятельности фаворита
Петра I князя Александра Меньшикова, за
что последний не раз наказывался царем.
Из последних
предреволюционных эпизодов помимо
Г.Распутина имеет смысл
Смена государственного
устройства и формы правления
в октябре 1917 г. не устранила коррупцию
как явление и необходимость борьбы
с ней. Декретом СНК РСФСР "О взяточничестве"
от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная
ответственность за взяточничество (лишение
свободы на срок не менее 5 лет, соединенный
с принудительными работами на тот же
срок). В дальнейшем ответственность за
взяточничество устанавливалась Уголовным
кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. В этих
законах регламентировалась ответственность
за получение взятки, дачу взятки, посредничество
во взяточничестве и провокацию взятки.
История борьбы
советской власти с коррупцией характеризуется
рядом специфических особенностей. Во-первых,
коррупция и как понятие, и как явление
в официальных нормативных документах
и практической деятельности не признавалась.
Вместо этого определения использовались
термины "взяточничество", "злоупотребление
служебным положением", "попустительство"
и др.
Во-вторых, причины
возникновения этого явления
связывались с условиями, присущими
буржуазному обществу. Так, например,
в закрытом письме ЦК КПСС "Об усилении
борьбы со взяточничеством и разворовыванием
народного добра" от 29 марта 1962 г. говорилось,
что взяточничество - это "социальное
явление, порожденное условиями эксплуататорского
общества". Октябрьская революция ликвидировала
коренные причины взяточничества, а "советский
административно-управленческий аппарат
- это аппарат нового типа". В качестве
причин коррупционных проявлений перечислялись
недостатки в работе партийных, профсоюзных
и государственных органов, в первую очередь
в области воспитания трудящихся [3, с.
3].
В записке Отдела
административных органов ЦК КПСС и КПК
при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством
в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано,
что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев
взяточничества, что на 50% больше, чем в
1975 г. Рассказывается о появлении организованных
групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе
СССР во главе с заместителем министра).
Говорится о фактах осуждения министров
и заместителей министров в республиках,
о других союзных министерствах, о взяточничестве
и сращивании с преступными элементами
работников контрольных органов, о взяточничестве
и мздоимстве в прокуратуре и судах.
Перечисляются
основные составы преступлений: отпуск
дефицитной продукции; выделение оборудования
и материалов; корректировка и
снижение плановых заданий; назначение
на ответственные должности; сокрытие
махинаций. В качестве причин указываются
серьезные упущения в кадровой работе;
бюрократизм и волокита при рассмотрении
законных просьб граждан; плохая работа
с жалобами и письмами граждан; грубые
нарушения государственной, плановой
и финансовой дисциплины; либерализм по
отношению к взяточникам (в том числе -
и в приговорах судов); плохая работа с
общественным мнением. Сообщается о наказании
руководящих партийных работников (уровень
- горкомы и райкомы) за попустительство
взяточничеству. Предлагается принять
постановление ЦК [3, с. 5].
В-третьих, лицемерие
власти, способствовавшее ускорению
коррупции, проявилось в том, что
практически неприкосновенными
были высшие советские партийные
сановники. К редким исключениям можно
отнести дела Тарады и Медунова из высшего
краевого руководства в Краснодаре, дело
Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления
был осужден заместитель министра внешней
торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура
Союза сообщали в ЦК о побочных результатах
следствия: министр Патоличев систематически
получал в качестве подарков от представителей
иностранных фирм дорогостоящие изделия
из золота и драгоценных металлов, редкие
золотые монеты. Дело было замято.
В-четвертых, с
коррупцией среди государственного аппарата
боролись исключительно представители
этого аппарата. Это привело к двум последствиям:
боровшиеся были органически не в состоянии
менять коренные причины, порождающие
коррупцию, поскольку они восходили к
важнейшим условиям существования системы;
борьба против коррупционеров нередко
перерастала в борьбу против конкурентов
на рынках коррупционных услуг.
Весь послевоенный
период, во времена перестройки и
после нее рост коррупции происходил
на фоне ослабления государственной машины.
Он сопровождался следующими процессами:
уменьшением централизованного контроля,
далее - распадом идеологических скреп,
экономической стагнацией, а затем и падением
уровня развития экономики, и, наконец,
крахом СССР и появлением новой страны
- России, которая на первых порах лишь
номинально могла считаться государством.
Постепенно централизованно организованная
коррупция государства сменилась "федеративным"
устройством из множества коррумпированных
систем.
Таким образом,
нынешнее состояние коррупции в России
во многом обусловлено давно наметившимися
тенденциями и переходным этапом, который
и в других странах, находящихся в подобной
ситуации, сопровождался ростом коррупции.
Из числа наиболее важных факторов, определяющих
рост коррупции и имеющих исторические
корни, помимо дисфункций государственной
машины и некоторых исторических и культурных
традиций, следует отметить:
стремительный
переход к экономической
отсутствие в
советские времена нормальной правовой
системы и соответствующих культурных
традиций;
распад партийной
системы контроля
Коррупция является
интернациональной проблемой. Она
свойственна всем странам независимо
от политического устройства и уровня
политического развития и различается
лишь масштабами.
В 1994 г. Швейцария,
которая гордилась
Многочисленные
случаи коррупции в Италии, затронувшие
самые высокие политические круги,
привели к тому, что более 700 бизнесменов
и политических деятелей предстали
перед судами в результате начавшихся
в 1992 г. расследований в Милане.
В сентябре 1996 г.
в Берлине прошла специальная
конференция по борьбе с коррупцией.
По представленным там материалам во
многих крупных городах ФРГ
В одном из своих бюллетеней международная общественная организация "Трансперенси Интернешнл" (далее ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальном уровнях и в бизнесе, утверждала: "Она (коррупция) стала ведущим явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальным и гуманитарным сферам". Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране" [3, с. 4].
2. Понятие коррупции
Коррупция выступает
как сложное социальное явление,
которое зародилось в глубокой древности
и продолжает существовать в настоящее
время практически во всех странах
мира.
Коррупция [лат.
corruptio] означает подкуп; подкупность
и продажность общественных и
политических деятелей, государственных
чиновников и должностных лиц [4,
с. 369].
Коррумпировать
[лат. corrumpere] - подкупать кого-либо деньгами
или иными материальными благами [4, с.
369].
Определение "corrumpere"
в римском праве трактовалось
самым общим образом как
Римские юристы
делили право на частное и публичное.
Публичное право выражало интересы
государства, а частное - интересы частного
лица. Частное и публичное разделяются
по способам регулирования правовых отношений.
В одних областях государственная власть
предписывает гражданам, во имя общего
государственного порядка, обязательное
для них поведение для определенного момента
и при определенных условиях. Сюда относятся
все отрасли публичного права: государственное,
уголовное, финансовое и т.д. В области
же частного права или гражданского государственная
власть воздерживается от непосредственного
и властного регулирования отношений.
Здесь она предоставляет возможность
регулирования множеству самостоятельных
единиц, которые выступают как субъекты
права. Такими субъектами являются отдельные
индивиды (физические лица) и различные
искусственные образования (объединения
или учреждения) или так называемые юридические
лица. Все эти субъекты права предполагаются
носителями собственной воли и инициативы
и именно им предоставляется возможность
регулирования взаимных отношений друг
с другом. Государство не определяет эти
отношения принудительно, а лишь занимает
позицию органа, охраняющего то, что будет
определено другими.
В научной, учебной
и общественно-публицистической литературе
существуют различные определения
коррупции. Толковый словарь русского
языка характеризует коррупцию как
подкуп взятками, продажность должностных
лиц, политических деятелей [5, с. 292].