Критерии экономической безопасности России: внутренние аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:29, реферат

Описание

Цель работы – рассмотреть критерии экономической безопасности России. Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
Рассмотреть экономическую безопасность в системе национальной безопасности страны
Изучить понятие и сущность экономической безопасности, концепцию национальной безопасности
Изучить критерии и показатели экономической безопасности России
Рассмотреть ключевые проблемы экономической безопасности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………….......5
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности………………………...5
1.2 Концепция национальной безопасности…………………………………….6
Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики………………………………………………………………………...10
Глава 3. Прикладные аспекты экономической безопасности………………...15
3.1 Определение ключевых проблем экономической безопасности ………...15
3.2 Глобализация как угроза экономическому суверенитету государства..…18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Экономическая  безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………….......5

1.1 Понятие и сущность экономической безопасности………………………...5

1.2 Концепция национальной безопасности…………………………………….6

Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики………………………………………………………………………...10

Глава 3. Прикладные аспекты экономической безопасности………………...15

3.1 Определение ключевых проблем экономической безопасности ………...15

3.2 Глобализация как угроза экономическому суверенитету государства..…18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения  экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы  легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической  безопасности - это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объект исследования – экономическая безопасность России.

Предмет исследования – критерии экономической безопасности.

Цель работы – рассмотреть критерии экономической безопасности России. Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

  1. Рассмотреть экономическую безопасность в системе национальной безопасности страны
  2. Изучить понятие и сущность экономической безопасности, концепцию национальной безопасности
  3. Изучить критерии и показатели экономической безопасности России
  4. Рассмотреть ключевые проблемы экономической безопасности

Вопросы экономической  безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Олейников Е.А., Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С. и др.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, нормативный  и позитивный анализ.

Структурно  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая безопасность в  системе национальной безопасности страны

1.1. Понятие  и сущность экономической безопасности

Экономическая безопасность - часть общей системы  национальной безопасности страны. Она  затрагивает практически все  стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.

Политические, социально-экономические, геополитические  и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического  экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности. Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты, то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы:

- переход в  системе международных отношений  от концепции баланса сил к  концепции баланса интересов;

- движение от  идеологии и структур национальной  безопасности конфронтационного  типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;

- дополнение  принципа защиты территории принципом  обеспечения безопасности личности.1

Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением  единой государственной политики в  этой области, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.

В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены:

- законность; 

- соблюдение  баланса жизненно важных интересов  личности, общества, государства; взаимная  ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

- интеграция  с международными системами безопасности.

 

1.2. Концепция  национальной безопасности

Концепция национальной безопасности Российской Федерации  исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В Концепции  учитывается, что в настоящее  время обостряется международная  конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.

В Концепции  четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентоспособными товарами.

В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.2

В частности  отмечается, что в сфере экономики  угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением  внутреннего валового продукта, снижением  инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  в настоящее время признаны:

- своевременное  прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности; 

- реализация  оперативных и долгосрочных мер  по предупреждению нейтрализации  внутренних и внешних угроз;

- обеспечение  суверенитета и территориальной  целостности страны, безопасности  ее приграничного пространства;

- подъем экономики  и уровня жизни населения, проведение  независимого и социально ориентированного  экономического курса;

- преодоление  научно-технической и технологической  зависимости страны от внешних  источников;

- обеспечение  на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

- совершенствование  системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней;  формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

- неукоснительное  соблюдение законодательства всеми  гражданами, должностными лицами, государственными  органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

- равноправное  и взаимовыгодное сотрудничество  со всеми государствами мира;

- подъем и  поддержание на достаточно высоком  уровне оборонного потенциала  государства.3

В условиях либерализации  внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Переход к высокоэффективной  и социально ориентированной  рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с  устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в  целях укрепления государства, реального  обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности  и демократического, социального партнерства.

 

 

Глава 2. Критерии и показатели экономической  безопасности национальной экономики

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и  институтами государства (включая  силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

Состояние экономической  безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы.

Как свидетельствует  опыт многих зарубежных стран, за пределами  этих значений система теряет способность  к динамичному саморазвитию и  конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.4

Виды экономической  безопасности определяются в зависимости  от сфер и отраслей экономической  деятельности и соответствующих  рынков.

В реальном секторе  экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности.

Однако этими  сферами не исчерпывается вся  проблематика этого вида.

Одновременно  необходимо рассматривать, в чьих интересах  происходит распределение и перераспределение национального богатства страны.

Проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики, как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта. Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями.

Информация о работе Критерии экономической безопасности России: внутренние аспекты