Критерии экономической безопасности России: внутренние аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:29, реферат

Описание

Цель работы – рассмотреть критерии экономической безопасности России. Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
Рассмотреть экономическую безопасность в системе национальной безопасности страны
Изучить понятие и сущность экономической безопасности, концепцию национальной безопасности
Изучить критерии и показатели экономической безопасности России
Рассмотреть ключевые проблемы экономической безопасности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны………………………………………………………………………….......5
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности………………………...5
1.2 Концепция национальной безопасности…………………………………….6
Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики………………………………………………………………………...10
Глава 3. Прикладные аспекты экономической безопасности………………...15
3.1 Определение ключевых проблем экономической безопасности ………...15
3.2 Глобализация как угроза экономическому суверенитету государства..…18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется  и превращается в один из главных  объектов геополитического и геоэкономического  планирования.5

Инфляционная  безопасность выражается в росте  цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике.

Рост цен  может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны.

Поэтому общий  инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков.

Она проявляется  в конкурентоспособности отечественных  экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях:

- внешней торговли в структуре ВВП;

- в результатах годовых платежных и торговых балансов;

- в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Методологический  ключ к классификации угроз экономической  безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

1.         Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие.

Относительный баланс социальных интересов может  быть нарушен в результате:

- расслоения  общества на узкий круг богатых  и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем  людей;

- увеличения  доли бедных слоев населения  в городе по сравнению с  деревней, что создает социальную  и криминальную напряженность  и почву 
для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

- роста числа  безработных, что может привести  к социальным конфликтам;

- задержки выплаты  заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

2.      Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

- усиление топливно-сырьевой  направленности экономики;

- отставание  разведки запасов полезных ископаемых  от их добычи;

- низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание  производства в жизненно важных  отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, расширение технологического единства  научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание  иностранными фирмами внутреннего  рынка России по многим видам  товаров народного потребления  и медикаментов;

- приобретение  иностранными фирмами российских  предприятий в целях вытеснения  отечественной продукции как  с внешнего, так и с внутреннего  рынков;

- рост внешнего  долга России и связанное с  этим увеличение расходов бюджета  на его погашение.

3.      Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

-        объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

- нарушение  производственно-технологических связей  между предприятиями отдельных  регионов России;

- увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4.      Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

- рост безработицы, поскольку  значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

- сращивание  части чиновничества государственных  органов с организованной преступностью,  возможность доступа криминальных  структур к управлению определенной  долей производства и их проникновение в различные властные образования;6

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики  оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим  ростом (спадом), безработицей.

На базе этих критериев  рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы.

На основе перечисленных  критериев формируется примерный  перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым  можно отслеживать ее состояние  и динамику, оказывать управляющее воздействие.

В этот перечень целесообразно  включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

- динамику и структуру  валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного  производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

- состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического  потенциалов страны;

- способность хозяйственного  механизма адаптироваться к меняющимся  внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

- степень развития  финансово-бюджетной и кредитной  систем;

- качество жизни  населения (валовой внутренний  продукт на душу населения), уровень  безработицы и дифференциации  доходов, обеспеченность основных  групп населения материальными  благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.7

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих  объективно и комплексно оценить  уровень обеспечения экономической  безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

 

Глава 3. Прикладные аспекты экономической безопасности

3.1 Определение ключевых проблем экономической безопасности

Глубокие структурные  изменения в системе экономических  отношений в нашей стране вполне закономерно дали мощный импульс  к развитию конкретных прикладных работ по всему спектру рыночных отношений, их структуре и инфраструктуре.

Нашим ученым, специалистам, практикам пришлось на ходу овладевать как новой экономической лексикой, так и новыми подходами к реальным экономическим процессам.

Проблематика экономической безопасности уже активно разрабатывается в нашей стране, создан солидный базис для ее дальнейшего теоретического осмысления, предложен ряд определений. Но, как представляется, проделанная работа преимущественно носит аналитический характер. Предмет изучен по частям, и пришло время от частного перейти к общему, т.е. произвести синтез.

Результатом синтеза  исследуемый предмет - экономическая  безопасность - предстанет как целое, а целое, как следует из общей  теории систем, есть взаимосвязанное  множество.

Применительно к экономической  безопасности это можно представить  как взаимосвязанное множество  хозяйственных отношений в пределах большой системы, организованной по принципу иерархии, т.е. соподчинения одних  структурных элементов системы  другим.

Основное свойство системы - ее целостность. Это значит, что система не является простой совокупностью ее элементов, их арифметической суммой. Ее качественная определенность зависит от прочности взаимодействия, сцепления ее составных частей. Если из системы выпадают отдельные элементы, то она не уменьшается, а разрушается.

Следствием целостности  системы является интегративность. Интегративность составляет основной закон любой системы - технологической, биологической, культурной, военной, социальной, экономической. Интегративность системы в абстрактной форме выражается в несводимости частей системы к их сумме, которая, больше слагаемых.

На языке экономики  это означает, что система через  взаимодействие ее частей создает дополнительную производительную силу, которая больше производительной силы ее взятых в отдельности частей.

Положительная динамика экономической системы характеризуется  натуральными и денежными, абсолютными  и относительными показателями и  свидетельствует о ее экономической  безопасности.

Экономическая безопасность - динамичный интегральный показатель целостности экономической системы.8

Экономическая безопасность относится к разряду сложных  экономических категорий, в этом качестве она отражает взаимосвязи  и взаимозависимости большой  экономической системы.

Эту систему можно характеризовать с различной степенью абстракции в соответствии с методологическим принципом восхождения от абстрактного к конкретному.

Поэтому предложенное определение  в силу своей абстрактности развертывается в целый ряд других, более конкретных определений в качестве необходимого приближения к современным реалиям российской экономики.

Тем не менее, разобраться  в сложившейся ситуации в постоянно  реформируемой экономике (хотя давно  пора остановиться хотя бы для того, чтобы понять, в какой экономической системе мы находимся) с минимальными издержками можно, используя наработки теории, тем самым, осуществляя переход от методологического к концептуальным принципам исследования.

Однако, если в качестве метода исследования наука выработала универсальные принципы системного подхода, то такими универсальными принципами современная экономическая наука не располагает. Напротив, она распадается на различные школы, направления, которые предлагают противоречивые концепции, объясняющие одни и те же экономические явления и процессы зачастую с противоположных позиций.

Либеральная модель реформ была, как уже отмечалось, ориентирована  на искоренение государственной  собственности, создание социальной базы капитализма и уже концептуально  создала угрозу экономической безопасности страны, поскольку в этой модели отсутствовали критерии экономической и социальной эффективности.

Реальность такой угрозы не случайно оказалась в центре внимания политиков, социологов, экономистов, и  проблема экономической безопасности нашей страны вышла на первое по значению место.

Кризисное состояние  современной экономической теории можно рассматривать как стимул к разработке новых подходов на базе накопленного за многие десятилетия  экономического знания, которое не может обесцениться из-за провала какой-либо школы или теории.

Современная экономическая  система представляет собой более  сложное и более противоречивое взаимодействие ее составных элементов  и компонентов, чем система классической рыночной экономики прошлого.

Именно поэтому целесообразно проследить процесс происшедших исторических изменений, сравнивая прошлое с настоящим, обратившись к классической системной парадигме.

Как известно, классическая школа английской политической экономии осуществила исторический переход  от фрагментарного экономического знания к системному.

Именно классики осуществили  прорыв в теории, представив рыночную экономику как большую экономическую  систему общественного разделения труда, в которой связь между  производством и потреблением опосредуется обменом и распределением.

Большая экономическая  система - это хозяйственные связи  между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления, которые саморегулируются «невидимой рукой рынка», т.е. конкуренцией. Большая  система структурно состоит из малых систем.

Это значит, что и производство, и обмен, и распределение, и потребление  обладают относительной самостоятельностью, собственной структурой и логикой  развития.

Подчеркнем, что эта  самостоятельность относительна, т.е. не должна выходить за рамки зависимости между малыми системами в соответствии с принципами иерархии и целостности.

Большую экономическую  систему целесообразно представить  через взаимосвязи ее укрупненных  блоков - производства и обращения. Это отход от рассматриваемой  схемы, но он позволяет остановиться на двух трактовках характера связи между ними, концепцией примата производства над обращением и меновой концепцией, отводящей сфере обращения определяющую роль.

 

3.2 Глобализация как угроза экономическому

суверенитету государства

Действительно, в прошлом внешняя экономика не отрывалась от своей национальной почвы, международные экономические отношения имели межгосударственный характер и гарантировали неприкосновенность суверенитета и обеспечение экономической безопасности, в международном обмене действовал принцип взаимной выгоды.

Информация о работе Критерии экономической безопасности России: внутренние аспекты