Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Работа состоит из  1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ для заочников.doc

— 1.19 Мб (Скачать документ)

                                       чел. населения (40);

                                       инфраструктура коммуникаций, количество

                                       телефонов, включая сотовые, на 100 семей

                                       (более 100);

потребление                 обеспеченность экономики минерально-

ресурсов                        сырьевыми ресурсами (по видам), лет;

                                       прирост валового потребления топливно-

                                       энергетических ресурсов, % (меньше темпов

                                       прироста ВВП);

образование и               прирост образования отходов производст-

использование              ва, % (меньше темпов прироста ВВП);

отходов                          прирост использования отходов на пред-

                                        приятиях, % (больше темпов прироста

                                        ВВП с учетом накопленных).

 

В качестве индикаторов состояния окружающей среды могут выступать:

охрана                            - прирост объема выбросов загрязняющих

атмосферного                веществ в атмосферу, % (не более 0,7 на

воздуха                          1 % прироста ВВП);

                                        среднегодовая концентрация загрязняю-

                                        щих веществ в городах Беларуси, (ПДК);

использование               - прирост забора воды из природных водных

и охрана вод-                 объектов, в т.ч. из подземных источников,

ных ресурсов                 % (не более 0,5 % на 1 % прироста ВВП);

                                        потребление свежей воды на хозяйствен-

                                        но-питьевые нужды на душу населения,

                                        л/сут. (180);

                                        увеличение сброса сточных вод в поверх-

                                        ностные водные объекты (не более 0,5 %

                                        на 1 % прироста ВВП), в том числе

                                        загрязненных (0);

                                        индекс загрязнения воды по основным

                                        бассейнам рек (уровень загрязнения не

                                        выше 2,5 балла, т.е. умеренно загрязнен-

                                        ные);

использование               - удельный вес эродированных и эрозионно

и охрана                          опасных земель, % (5 - 10);

земельных                      доля рекультивированных земель в

ресурсов                         общей площади нарушенных, % (100);

 

использование               - удельный вес лесопокрытой площади,

и охрана                          % (30);

лесных                            возрастная структура лесов, в т.ч.:

ресурсов                         молодняки (25 -30%), средневозраст-

                                        ные (45 – 50%), приспевающие (15 –

                                        20%), спелые и перестойные (5%);

                                        использование расчетной лесосеки,

                                          % (100);

                                          лесовосстановление к площади

                                          вырубки, % (100);

сохранение                       - площадь особо охраняемых природных

биоразно-                          территорий, % к общей территории

образия                              (8 - 12);

 

затраты на                         - удельный вес затрат на охрану природы

охрану окру-                     в ВВП, % (не менее 2).

жающей среды

 

Начавшийся в 1991 г. в связи с распадом бывшего СССР экономический кризис был преодолен к 2000 г. и после периода стабилизации создаются необходимые макроэкономические условия для обеспечения устойчивого экономического роста. Однако, как показывают итоги первых лет нового столетия, для этого в условиях жесткой международной конкуренции и глобализации необходимы крупномасштабные государственные меры по структурной перестройке и модернизации экономики.

4. Моделирование экономического роста

К наиболее важным макроэкономическим параметрам, характеризующим экономический рост, относятся: ВВП, уровень потребления домашних хозяйств, уровень потребления государственных учреждений, объемы инвестиций, объемы экспорта-импорта продукции и услуг, объемы выпуска продукции в ведущих отраслях экономики. Прогнозные значения параметров определяются в виде темпов роста, других относительных показателей (коэффициентов, удельных весов, процентов) в сопоставимых ценах базисного года.

Экономический рост зависит от влияющих на него факторов — количества, качества и эффективности использования ресурсов (оборотного капитала, рабочей силы, основных средств), а также от уровня применяемой технологии. Для установления количественных связей между объемом и динамикой производства и объемом и динамикой используемых ресурсов в прогнозировании социально-экономического развития применяются главным образом факторные модели. Выпуск продукции или другие показатели экономического роста в этих моделях ставятся в зависимость от одного или нескольких факторов производства. Если учитывается один фактор, например, объем капитальных вложений в развитие экономики (отрасли), применяется однофакторная модель; если прогноз или анализ включают несколько факторов (например, капитальные вложения и трудовые ресурсы) — многофакторные модели.

Факторные модели экономического роста используются преимущественно на начальной стадии прогнозных расчетов, параметры которых на следующем этапе должны быть уточнены на основе балансовых расчетов.

При прогнозировании ВВП используются методы расчета по Системе национальных счетов (производственный, распределительный, конечного использования, балансовый), а также экономико-математическое моделирование. Валовой внутренний продукт по производственному методу определяется как сумма добавленной стоимости путем вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления.

Валовой внутренний продукт с помощью распределительного метода исчисляется как сумма доходов всех предприятий учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль и др.), сумма перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды поступления по соцстрахованию и др.), амортизационные отчисления на реновацию основных производственных и непроизводственных фондов.

В основе метода конечного использования ВВП лежит уравнение Кейнса

У = С + G + I + Хп,

где С — потребление домашних хозяйств; G — потребление государственных учреждений;  I — инвестиции; Хп — чистый экспорт.

Потребление домашних хозяйств включает расходы на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на рынках, предприятиях бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, в гостиницах, платных учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме. Доля этих расходов в ВВП за последние два пятилетия в Беларуси составила 56— 57 % , в расчете на душу населения в 2004 г. достигла 2,8 млн р., а в среднем за месяц — 233 тыс. р., что составляет 115,6 % минимального потребительского бюджета. На долгосрочную перспективу в качестве одного из вариантов для определения доли домашних хозяйств в используемом ВВП можно принять достижение рационального потребительского бюджета, который по стоимости набора материальных благ и услуг для удовлетворения рациональных физиологических и социальных потребностей человека, согласно литературным источникам, равен примерно двум минимальным потребительским бюджетам.

Потребление государственных учреждений включает расходы на индивидуальные товары и услуги (потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления) и коллективные услуги (расходы на оборону, управление, дорожное хозяйство, научную деятельность, коммунальное хозяйство и др.). Доля этих расходов в ВВП в 1995—2004 гг. была стабильной и составляла 20-21 %. В перспективе удельный вес расходов госучреждений в связи с рационализацией управления должен снижаться до уровня 18-19 % ВВП.

Удельный вес расходов некоммерческих организации, обслуживающих домашние хозяйства, в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений должен увеличиться на 0,5—1,0 процентный пункт по сравнению с базисным периодом.

Валовые накопления, 85—87 % которых составляют инвестиции, в связи с осуществляемой структурной перестройкой экономики, модернизацией производства в условиях ограниченности привлекаемых прямых иностранных инвестиций и кредитов должны в перспективе максимально возрастать, однако не в ущерб потреблению домашних хозяйств (в расчете на душу населения конечное потребление домашних хозяйств последовательно должно увеличиваться по мере роста ВВП, а в отдельные годы и опережать его с целью решения особо значимых социальных задач). При этом валовые накопления должны обеспечить расширенное воспроизводство в первую очередь приоритетных отраслей и производств, для чего потребуются ежегодные капитальные вложения в размере 7—8 % стоимости основных производственных фондов (при простом воспроизводстве — 3 %). Недостающая часть необходимых капитальных вложений должна быть обеспечена за счет привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов. Для этого необходимо создать благоприятный инвестиционный климат иностранным инвесторам и соответствующие механизмы законодательного, бюджетно-налогового, денежно-кредитного, ценового, таможенного регулирования.

При прогнозировании экспорта-импорта продукции используются широко применяемые в мировой практике трендовые модели, функции экспорта и импорта (многофакторные модели), модель межотраслевого баланса, оптимизационные модели.  

Первые два вида моделей позволяют спрогнозировать объемы экспорта-импорта путем экстраполяции тенденций изменения показателей в прошлом и настоящем (трендовые модели) или на основе количественной характеристики зависимости объемов внешней торговли от ряда факторов — объема производства продукции, объема инвестиций, эффективности экспорта-импорта, соотношения спроса и предложения на внешнем рынке (многофакторные модели).

Оптимизационные модели исходят из конкретных целей развития экономики, объективной необходимости интеграции в мировое хозяйство и учета процессов глобализации. В них учитываются возможные сдвиги в структуре внешней торговли под влиянием научно-технического прогресса, социально-экономические изменения в мировом хозяйстве и предусматривается разработка мер по ликвидации нежелательных экономических явлений.

Сложность и многообразие факторов, определяющих развитие общественного производства и формирование параметров макроэкономических показателей, обусловливают необходимость и целесообразность использования укрупненной стоимостной модели межотраслевого баланса. В отличие от эконометрических подходов, где каждое из уравнений и тождеств позволяет определить лишь один искомый показатель, метод межотраслевого баланса в СНС обеспечивает одновременный расчет системы взаимоувязанных макроэкономических показателей и пропорций национальной экономики: валовой выпуск товаров и услуг и его отраслевую структуру; валовой внутренний продукт, его отраслевую, стоимостную структуры и пропорции по направлениям конечного использования; объемы и состав внешнеторгового оборота и др. Полученная на основе межотраслевого баланса информация позволяет рассчитать показатели эффективности национальной экономики и другие относительные величины ее функционирования.

Экономико-математическая модель межотраслевого баланса в концепции национальных счетов состоит из системы уравнений и в матричной форме имеет вид

АХ + Y = X,

где А — матрица коэффициентов промежуточного потребления; X — объем выпуска продуктов и услуг; Y — объем конечного использования продуктов и услуг.

Расчеты объемов продуктов и услуг для конечного использования в модели осуществляются на основе экзогенно заданных значений валовых выпусков и коэффициентов промежуточного потребления. При этом искомый показатель рассчитывается как разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением продуктов и услуг. Для определения ВВП по направлениям конечного использования в расчетах должны быть экзогенно заданы коэффициенты распределения добавленной стоимости отраслей национальной экономики.

Для определения объемов валовых выпусков продукции и услуг и их отраслевой структуры, а также объемов ВВП и добавленной стоимости в отраслевом разрезе межотраслевые балансовые расчеты осуществляются на основе экзогенно заданных коэффициентов промежуточного потребления продуктов и услуг, а также показателей их конечного использования по принятому перечню отраслей:

Y = X-AX.

При применении альтернативных методов расчета критерием выбора наиболее обоснованного значения показателя является его соответствие целям прогноза и реальным ресурсным возможностям экономического роста. Особое внимание при обосновании макроэкономических параметров должно быть уделено анализу и оценке экономических взаимосвязей между ними.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

1. Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов

Национальная экономика Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации. На этапе перехода к рыночным отношениям и под влиянием научно-технического прогресса отмечается возникновение новых структур — концернов, финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, свободных экономических зон, технопарков и др.

Отраслевая структура общественного производства отражает соотношение, пропорции между отраслями, межотраслевыми комплексами, сферами деятельности.

При этом отрасли национальной экономики – это качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая отрасль представляет совокупность родственных предприятий, организаций и учреждений, обладает определенным производственно-техническим единством.

Информация о работе Лекции по "Экономике"