Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.
Начиная с 1960 г. параллельно в едином энергетическом поле (регулируется частота и мощность) работают энергосистемы Беларуси, России, Литвы, Латвии и Эстонии. В зависимости от режима работы системообразующие электрические сети осуществляют транзит (переток) электроэнергии в северо-западном регионе Восточной Европы.
Производство электроэнергии в 2004 г. составило 31,2 млрд. кВт ч, потребление — 34,5 млрд. кВт ч, импорт — 8,0 млрд. кВт ч. Рентабельность реализованной продукции (электрической и тепловой энергии) несколько ниже, чем по промышленности в целом — 12,6 %. Основными потребителями электрической энергии являются: промышленность и строительство более 48 %, сельское хозяйство — почти 10 %, электрический транспорт — 6—7 %, население — около 20 %, потери в электросетях общего пользования — 10—11 %.
Главным потребителем тепловой энергии стал жилищно-коммунальный сектор, который использует более 50 % всей теплоэнергии. Объем потребления жилищным сектором характеризуется значительными колебаниями по сезонам года. Так, в межотопительный период он составляет только 20 % расчетного количества тепловой энергии (централизованно в год отпускается почти 40 млн. Гкал).
Для устойчивого и надежного обеспечения страны электрической и тепловой энергией осуществляется ввод в действие новых генерирующих мощностей и техническое перевооружение действующих.
Уменьшение зависимости от импортных
энергоносителей требует
Приоритетным направлением дальнейшего развития энергетики Беларуси является строительство АЭС.
3. Машиностроительная
и металлообрабатывающая промыш
Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней создается 22,2 % стоимости произведенной промышленной продукции, сосредоточено 26,0 % промышленно-производственных основных фондов, занято 36,3 % общей численности промышленно-производ-ственного персонала страны (2004 г.).
Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных на производственной специализации и кооперировании, что усиливает интеграционные процессы в экономике Беларуси и стран СНГ. Выпуская орудия труда для разных отраслей хозяйства, комплекс способствует модернизации и реконструкции производственного потенциала страны в целом.
Машиностроение — ядро комплекса, имеет сложную структуру и делится на отрасли: транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы. Каждая из отраслей в свою очередь состоит из нескольких подотраслей. По стадиям технологического процесса производства выделяют заготовку, механическую обработку и сборку.
Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства.
В Республике Беларусь выделяются следующие подотрасли машиностроения.
Автомобильная промышленность - производит четвертую часть всей продукции машиностроения. Представлено 38 предприятиями и организациями: специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, а также ряд ведущих предприятий.
Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ») является ним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает более 300 моделей и модификаций. Это автомобили и автопоезда для междугородных и международных перевозок, автомобили-самосвалы, автобусы, лесовозные тягачи повышенной проходимости, шасси под комплектацию кранами, бетоносмесителями, цистернами, коммунальной и дорожной техникой, созданы первые троллейбусы. В настоящее время преобладают три семейства грузовых автомобилей грузоподъемностью от 4,5 до 20 т: МАЗ-64221 и МАЗ-6430 для международных пе возок, МАЗ-4370 для городских и местных перевозок. В 2000 г. начат выпуск трехосного седельного тягача МАЗ-64228 с силовыми агрегатами Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с, отвечающего нормам Евро-2 по экологическим требованиям. Продукция РУП «МАЗ» в основном реализуется в России (более 70 %), в Беларуси (около 20 %), других странах (2—3 %), странах вне СНГ (3—5 %).
Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ», г. Жодино) специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Продукция предприятия — это карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 т; техника для обслуживания карьеров: фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры, тягачи-эвакуаторы; техника для подземных работ (шахтные вагоны, механические крепи для лавовых комплексов), а также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и другое тяжелое транспортное оборудование. В 2005 г. изготовлен опытный образец карьерного самосвала грузоподъемностью 320 т.
РУП БелАЗ» входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. Самосвалы РУП «БелАЗ» отличаются поышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, маневренностью, легкостью в управлении, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке полезных ископаемых в северных широтах и жарких тропиках. Основными потребителями продукции РУП «БелАЗ» являются горнодобывающие предприятия Российской Федерации (в 2002 г. было отужено почти 75 % всей продукции), другие страны СНГ. В Беларуси рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30— 55 т используется только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Карьерные самосвалы поставляются на рынки дальнего зарубежья более чем 50 стран мира, что составляет около 30 % мирового рынка карьерных самосвалов. Развивается собственная товаропроводящая сеть РУП «БелАЗ», которая обеспечивает поставки потребителям более 90 % общего количества реализуемой техники.
Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ») в разное время производил локомобили, мостовые краны, автоскреперы, самосвалы, автопогрузчики и другую технику. В последние годы значительно расширена номенклатура выпускаемых машин по специальным заказам наряду с основными видами продукции, которая включает самоходные скреперы, автопоезда для подземных работ и тоннелей, тягачи для буксировки самолетов, погрузчики, самосвалы повышенной проходимости, автобетоносмесители, шасси под монтаж различного оборудования.
Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») разрабатывает и производит многоосные автомобили высокой проходимости. Первоначально такие машины использовались исключительно (90-95 %) для военных целей — устанавливались зенитно-ракетные комплексы и ракеты различного класса. Сегодня производятся седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси и шасси повышенной проходимости, предназначенные для монтажа различных установок — ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин, под краны грузоподъемностью 50 т, самосвалы, экскаваторы, автопоезда (50—70 т) для транспортировки нефтяных и газовых труб по дорогам общего пользования и в труднодоступной местности.
Продукция УП «МЗКТ» экспортируется в Россию, Украину, Казахстан, страны Средней Азии, Балтии. Создано совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян—Волат» в провинции Хубэй.
Производство автобусов сосредоточено на Минском автомобильном заводе и Лидском заводе «Неман». Крупнейшим производителем является РУП «МАЗ» — он вышел на проектную мощность более 1000 автобусов в год. На РУП «МАЗ» предусматриваются создание и освоение новых типов автобусов в том числе городского трехосного автобуса пассажировместимостью от 115 до 125 человек для работы в крупных городах со значительными объемами пассажиропотоков; малогабаритного автобуса (до 30 мест); модернизация междугородного автобуса МАЗ-152 пассажировместимостью до 50 человек. Поставка автобусов РУП «МАЗ» осуществляется в Россию, Румынию, Латвию, Украину.
К автомобилестроению относят также производство мотоциклов, которое сосредоточено на Минском мотоциклетном и велосипедном заводе (ОАО «Мотовело»).
В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят: Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроусилители рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое электрооборудование); Гродненский завод «Белкард» (карданные валы к автотехнике); Гродненский завод автоагрегатов (амортизаторы); Щучинское АО «Автопровод» и др. На автомобилестроение работают многие предприятия и производства других отраслей промышленности — химической и нефтехимической (автошины и резинотехнические изделия, искусственная кожа, эмали, краски), стекольной (автостекло) и др.
Тракторное и
Одним из крупнейших производителей пропашных тракторов в мире является Минский тракторный завод (РУП МТЗ). Производственные мощности предприятия позволили в 1990 г. осуществить выпуск 100,7 тыс. тракторов. Всего со дня основания РУП «МТЗ» произведено более 3 млн. машин, из которых около 500 тыс. поставлено на экспорт примерно в 110 стран мира включая США, Канаду, Германию, Египет, Пакистан и другие страны. Завод обеспечивает 7—8 % мирового объема тракторных поставок.
Маневрирование выпускаемой продукцией различного назначения позволит повысить устойчивость и эффективность работы предприятия в сложных условиях рыночной экономики.
Структура рынков сбыга в 2003—2004 г. была
следующей: Российская Федерация - 52—54
%, другие страны СНГ — 21—23, страны вне
СНГ - 24—25 % общего объема выпускаемой
продукции в физическом измерении).
Расширению рынков сбыта способствует создание сборочных производств. Продукция, собранная на территории стран-участников различных экономических союзов, становится товаром местного производства, что позволяет беспрепятственно проникать на рынки близлежащих государств. Первое сборочное производство было организовано в Польше (1995 г.), затем в Эфиопии и Египте. Предполагается создать сборочные заводы на Кубе, в Болгарии, Казахстане, Иране и других странах.
На тракторостроение в первую очередь работает Минский моторный завод (РУП «ММЗ») — крупнейшее предприятие по выпуску дизельных двигателей, которое производит более 70 % двигателей по отношению ко всем моторостроительным заводам стран СНГ, выпускающим двигатели сельскохозяйственного назначения.
Тракторостроение объединяет также ряд специализированных заводов: Витебск — тракторных запасных чаетей Бобруйск — тракторных деталей и агрегатов, Минск — шестерен и тракторных запасных частей, Борисов — агрегатный, Гомель — пусковых двигателей, Сморгонь — агрегатный и др.
Сельскохозяйственное
Крупнейшим предприятием отрасли является Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения (ПО «Гомсельмаш»), который выпускает до 40 различных модификаций машин, освоено производство зерноуборочного комплекса.
Выпуск зерноуборочных комбайнов осуществляет ОАО «Лидагропроммаш».
Производство техники, обеспечивающей механизацию основных работ в картофелеводстве и овощеводстве, сосредоточено на втором крупнейшем в республике заводе сельскохозяйственного машиностроения в Лиде (ОАО «Лидсельмаш»). Здесь выпускают картофелесажалки, картофелекопатели, культиваторы-окучники и другую технику. Машины и оборудование для кормопроизводства и механизации животноводства производятся на предприятиях Мозыря, Могилева, Бреста, Светлогорска, Гродно, Слонима; техника для внесения органических и минеральных удобрений — в Бобруйске (РУП «Бобруйскагромаш»).
Станкостроительная и
Снижение спроса на дорогостоящее наукоемкое оборудование, отсутствие у потребителей реальных средств на перевооружение станочного парка сдерживает развитие подотрасли.
Крупнейшими предприятиями станкоинструментальной промышленности Беларуси являются: