Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.
Наиболее крупным по численности
населения и социально-
Минская область, занимая центральную часть страны, не имеет границ с другими государствами, но граничит со всеми областями Беларуси.
Промышленность области имеет многоотраслевую структуру и тесные производственные связи с индустриальным комплексом Минска. Среди внутриреспубликанских регионов Минская область занимает первое место по количеству промышленных предприятий и производств (4182), в том числе с стоящих на самостоятельном балансе (432). Отраслями специализации являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая промышленность и производство строительных материалов. Наибольший удельный вес в общем объеме производства промышленной продукции занимают: химическая и нефтехимическая (30,4 % 2004 г.), пищевая промышленность (23,9 %), машиностроение и металлообработка (20,6 %).
Другие области Беларуси по своему географическому положению объединяют в две группы — восточные (Витебская, Гомельская и Могилевская) и западные (Брестская и Гродненская).
В восточных областях наименьший удельный вес занятых в сельском хозяйстве и более высокая доля работающих в сфере услуг. Преобладающей отраслью является тяжелая промышленность, устойчивое развитие которой во многом зависит от внешних поставок ресурсов.
Витебская область, имея практически одинаковые размеры территории с Минской и Гомельской областями, значительно уступает им по численности населения.
Во внутриреспубликанском
Из восточных регионов Беларуси наименьшим экономическим потенциалом располагает Могилевская область, которая по размерам территории, и по численности населения превосходит только Гродненскую область. На ее долю в 2004 г. приходилось 8,2 % продукции промышленности и 11,5 % продукции сельского хозяйства страны.
Могилевская область является индустриальным регионом. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес в 2004 г. занимали химическая и нефтехимическая промышленность (25,9 %), машиностроение и металлообработка (17,6 %), пищевая (15,8%) и легкая промышленность 10,2 %), электроэнергетика (9,1 %).
Для западных регионов страны (Брестская и Гродненская области) характерен более низкий удельный вес промышленности. В совокупном объеме продукции промышленности и сельского хозяйства на долю первой приходится около 70 %, тогда как по стране в целом — свыше 82 %.
В Брестской области производится 9,1 % выпуска промышленной продукции страны и 18,4 % потребительских товаров. Основными отраслями специализации являются пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, удельный вес которых в общем объеме промышленного производства в 2004 г. составил соответственно 35,6 и 20,1 %. Развиты также легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, электроэнергетика, мукомольно-крупяная и комбикормовая отрасли.
Гродненская область занимает северо-западную часть Беларуси и является наименьшим как по размерам территории, так и по численности населения регионом. На ее долю в 2004 г. приходилось 8,6 % общереспубликанского производства промышленности и 17,7 % продукции сельского хозяйства.
Промышленный комплекс включает 2832 предприятия и производства, в том числе 295 состоящих на самостоятельном балансе. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес в 2004 г. имели пищевая (30,0 %), химическая и нефтехимическая промышленность (23,5 %), машиностроение и металлообработка (12,3 %).
Основными целями совершенствования территориальной структуры экономики и повышения комплексного развития отдельных регионов являются достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий эффективное использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ регионов.
В условиях перехода к рыночной экономике при повышении цен на привозное сырье необходимы структурные изменения, которые способствовали бы снижению зависимости производства от поставок дорогостоящих ресурсов. Это позволит наиболее эффективно использовать такие факторы конкурентоспособности регионов, как развитый производственный потенциал, наличие высококвалифицированной рабочей силы.
Структурная перестройка требуется прежде всего в крупных городах. Во всех регионах целесообразно повысить темпы развития производств, обеспеченных местными сырьевыми ресурсами.
Важнейшей задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:
ЛЕКЦИЯ 11. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ
5.1. Проблемы перехода
от централизованно
При переходе от централизованно регулируемой к рыночной экономике изменяются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей.
Переходный период включает три направления преобразований:
третье — структурная перестройка, изменяющая воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры экономики под новые стратегические социально-политические и экологические цели.
Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (экономика Польши, России), Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует более низких трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.
Важной закономерностью
Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:
- ликвидировать негативные последствия экономического кризиса, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;
- обосновать перспективную модель национальной экономики;
- создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;
- либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;
- обеспечить равноправие всех форм собственности;
- сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений;
- провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;
- использовать преимущества глобализации для становления национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
- изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;
- значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;
- разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;
- повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности в части их правового обеспечения, установления гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизации внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решения проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.
5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
5.2.1. Основные черты социально ориентированной экономической системы.
Каждая страна стремится к общемировым целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем.
Магистральным путем, избранным в Основных направлениям соцально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы, является построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.
Фундаментом построения служит действующая национальная экономическая система; ориентиром - стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство.
С научной точки зрения модель национальной экономики рыночного типа - это совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к структуре и режиму функционирования народного хозяйства, обеспечивающих его рыночный характер, социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.
В прикладном плане модель национальной экономики рыночного типа — это способ организации и функционирования народного хозяйства на основе рыночных принципов, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования.
Белорусская модель развития находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно выражено стремление к общим целям мировой цивилизации.
Выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики Беларуси в качестве перспективной - это не просто заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей страны, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных государств.
Перспективная модель экономики (ПМЭ) включает следующие принципы и направления государственной политики:
- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
- построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;
- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
- приоритетное развитие человеческого потенциала;
- выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;
- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;
- интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;
- следование экологическому императиву.
Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать:
- преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт;