Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.
В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры.
Вместе с тем государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии субъектов малого предпринимательства.
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.
ЛЕКЦИЯ 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
1. Цели и функции
государственного
В рыночной экономике государство не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок.
При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства поскольку:
сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные,
рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны,
государство призвано регулировать процесс перехода от планового хозяйства к рыночному, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.
Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, делая упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
- обеспечение национальной безопасности страны;
- создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
• разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.
В переходный период требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. Задача государственного управления — создать возможности для эффективной работы предприятий, определяющих основуэкономического развития и национальную безопасность с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками.
Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения (госконтроль, лицензирование внешнеторговой деятельности, охрана окружающей среды и социальная защита населения).
Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:
• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.
Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.).
Цель государственного регулирования национальной экономики состоит в обеспечении экономической безопасности страны и ее устойчивого развития.
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).
В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.
Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 7 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Министерства и
В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются их структурными подразделениями с правами юридического лица и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета.
Перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (УПРБ № 289 от 5.05.2006г.):
Министерства, Государственные комитеты
Министерство архитектуры и строительства,
Министерство внутренних дел,
Министерство жилищно-
Министерство здравоохранения
Министерство иностранных дел
Министерство информации
Министерство культуры
Министерство лесного хозяйства
Министерство обороны
Министерство образования
Министерство по налогам и сборам
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Министерство промышленности
Министерство связи и информатизации
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Министерство спорта и туризма
Министерство торговли
Министерство транспорта и коммуникаций,
Министерство труда и социальной защиты ,
Министерство финансов,
Министерство экономики,
Министерство энергетики,
Министерство юстиции,
Комитет государственной безопасности,
Государственный военно-промышленный комитет,
Государственный комитет по имуществу,
Государственный комитет по науке и технологиям,
Государственный комитет по стандартизации,
Государственный комитет пограничных войск,
Государственный таможенн:ый комитет,
Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь:
Белорусский государственный концерн пищевой промышленности («Белгоспищепром»),
Белорусский государственный концерн по нефти и химии
(«Белнефтехим»),
Белорусский государственный концерн по производству и реализаци товаров легкой промышленности («Беллегпром»),
Белорусский государственный
концерн по производству и реализа
фармацевтической и микробиологической
продукции («Белбиофарм»),
Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатыващей и целлюлозно-бумажной промышленности («Беллесбумпром»), Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкоопсоюз»),
Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.
Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики.
Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления.
По мере достижения успехов в развитии республики, ее продвижения к социально ориентированной рыночной экономике будут усиливаться: концентрация усилий государства на потребностях и интересах человека, активизация его социальной роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности.
3. Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси.
Государственное регулирование социально-
С помощью планирования государство поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамического равновесия. С одной стороны планирование - это норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, а также интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины. С другой стороны планирование - это наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институциональные структуры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты государственного регулирования экономики.
Разрушение централизованной экономики подразумевает изменение содержания и организации планирования: жесткое директивное планирование заменяется направляющим, регулирующим и другими его видами, в наибольшей степени соответствующими рыночным отношениям.
Основным инструментом становится индикативное планирование, которое пришло на смену директивному и рационально сочетает в себе рыночный механизм саморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие государства на социально-экономические процессы.
Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: