Лекция по "Политэкономии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:28, лекция

Описание

Конъюнктура рынка (с лат. – условия, ситуации которые существуют на рынке).
Конъюнктура – совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся или складывающаяся обстановка в экономике предопределяющая ее развитие.
Конъюнктура рынка – складывающаяся в определенный период времени и в конкретном месте соц.-эконом., торгово-организационные и другие условия реализации товаров.

Содержание

1. Конъюнктура рынка.
2. Маркетинг в системе хоз. механизма.
3. Накопление капитала фирмы.

Работа состоит из  1 файл

МК 2 политэкономия.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)


Конъюнктура рынка.

 

1. Понятие конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка (с лат. – условия, ситуации которые существуют на рынке).

Конъюнктура – совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся или складывающаяся обстановка в экономике предопределяющая ее развитие.

Конъюнктура рынка – складывающаяся в определенный период времени и в конкретном месте соц.-эконом., торгово-организационные и другие условия реализации товаров.

Показатели характеризующие конъюнктуру рынка:

 объем производства;

 состояние спроса и предложения товарной массы или конкретных видов товаров;

 техника и методы торговли;

 уровень цен;

 уровень з/п;

 оборот внешней торговли и др.

Общехозяйственная конъюнктура – характеризует состояние всей эконом. системы (мирового хозяйства или отдельных стран) в тот или иной период времени.

Конъюнктура отдельного товарного рынка – хар-ет эконом. состояние определенной отрасли экономики, рассматриваемой в определенный период времени.

 

 

 

2. Конъюнктуро образующие факторы.

Факторы:

I.               циклические факторы:

1.  стадия – кризис

  снижение цен;

  падение курсов акция;

  кредитные напряжения;

  уменьшение объемов торговли;

  сокращение вложений в основной капитал;

  увеличение безработицы;

  снижение платежеспособного спроса населения;

  сокращение производства.

2.  стадия – депрессия

  прекращение падения цен;

  сокращение производства;

  кол-во безработных не растет, но и не растет количество раб. мест;

  постепенно рассасываются товарные запасы;

  учетная ставка % стабилизируется;

  но производство остается еще убыточным.


3.  стадия – оживления

  модернизация производства;

  обновление основного капитала;

  увеличение спроса на товары;

  начинают повышаться цены;

  рост спроса на ссудный капитал;

  предприятия группы А получают заказы на новое оборудование.

4.  стадия – подъема

  обновление и увеличение основного капитала;

  вводятся новые предприятия;

  рынок все больше заполняется товарами;

  постепенно предложение превышает спрос => накопление запасов;

  производство по инерции продолжает работать на мах уровне, а платежеспособный спрос начинает ограничиваться => перепроизводство.

II.            не циклические факторы:

1.      научно-технический прогресс;

2.      концентрация производства и капитала;

3.      воздействие гос-ва на эконом. развитие;

4.      милитаризация экономики и гонка вооружений;

5.      инфляция.

III.         не постоянные циклические факторы:

1.      сезонность;

2.      соц. конфликты;

3.      стихийные бедствия;

4.      полит. кризисы;

5.      и т.д.


Классификация

1. По периодичности воздействия:

  временные;

  постоянно действующие.

2. По направленности воздействия:

  стимулирующие развитие рынка;

  тормозящие развитие рынка.

3. По характеру возникновения:

  случайные;

  стихийные.

4. По источнику возникновения:

  внутреннего происхождения;

  внешнего происхождения;

  экономические;

  социальные;

  научно-технические;

  политические;

  природные;

  военные.

 

 

 

 

3. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка.

Стадии:

1)     определение объема исследования, его основных черт и особенностей – важным является увязать поставленные задачи с конкретными исследованиями, проанализировать прогнозы, определить объем работ по накоплению и сбору данных;

2)     сбор и накопление конъюнктуры и информации по основным показателям – опред. круг основных показателей конъюнктуры, выявить и подобрать источники информации о конъюнктуре по основным показателям;

3)     проведение анализа конъюнктуры – опред. факторы под воздействием которых сложилась конъюнктура в рассматриваемом периоде;

4)     разработка прогноза конъюнктуры – вероятностная оценка ожидаемых изменений основных параметров рынка. Методы прогноза – эконом.-аналитический, математический;

5)     выработка рекомендаций;

6)     принятие решений. 

 

 

 


4.Риск хозяйственной деятельности.

Риск – угроза или опасность возникновения потерь.

Хоз. риск – риск возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством товаров, с реализацией, с коммерцией и т.д.

Потери:

1)      материальные потери – проявляются в непредусмотренных проектах дополнительных затрат, прямых потерь оборудования, сырья, имущества, энергии и т.д.;

2)      трудовые потери – потеря рабочего времени вызванных непредусмотренными обстоятельствами;

3)      финансовые потери – прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, не до получение денежных средств из источников и т.д.;

4)      потери времени – сущ. когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее чем было намечено;

5)      специальные потери – нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде и т.д.;

6)      специфические потери – потери от воздействия непредвиденных политических  факторов.

 

 

 

 

 

Зоны риска:

1. без рисковая зона – нулевые потери, превышение прибыли;

2. зона допустимого риска – область в пределах которой предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность;

3. зона критического риска – опасность потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль;

4. зона катастрофического риска – такие потери, которые по своей величине превосходят критический уровень и в перспективе могут достигать величины = имущественному состоянию предприятия.

Изменение конъюнктуры

на различных базах эконом. цикла

Переменные

Фазы цикла

Кризис

Депрессия

Оживление

Подъем

совокупный спрос

падение

падение приостанавли-вается

рост на машины и оборудование

существенный спрос

совокупные предложения

падение

не растет

рост на машины и оборудование

рост

цена

падение

падение прекращается

рост на машины

рост

 


Маркетинг в системе хоз. механизма.

 

1.      Содержание маркетинга.

Маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.

Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижение и реализация идей, товаров, услуг, по средствам обмена, удовлетворяющие цели отдельных лиц и организаций.

Маркетинг – вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средством обмена.

Маркетинг – это ориентированная целевая философия фирмы, организации или человека.

Философия сбыта – это производство, реализация, потребление.

Философия маркетинга – оценка требований потребителя, интегрированные маркетинговые условия, удовлетворение потребителей, достижение целей организации.

Отличия между философиями:

1)    философия маркетинга ориентируется на анализ и удовлетворение потребностей потребителя; философия сбыта - на поставку продукции на рынок;

2)    система производства основанная на принципах философии маркетинга более поворотлива с одной стороны к изменению потребностей конкретных потребителей, а с другой сама активно воздействует на формирование потребностей;

3)    согласно философии маркетинга продажа и средства общения с потребителем и изучение его запросов;

4)    философия маркетинга ориентирована на стратегию развития фирмы, а поэтому исходит из поддержания постоянных связей с потребителями продукции.

 


2.      Функции и субъекты маркетинга.

Функции маркетинга:

1)     анализ окружающей среды и исследование рынка, структуры и динамики спроса;

2)     анализ потребителей;

3)     планирование ассортимента товаров и услуг, т.е. приспособление ассортимента товаров к потребностям потребителей;

4)     планирование сбыта и продвижения товаров;

5)     планирование цен (выбор политики цен);

6)     обеспечение соц. ответственности производителей;

7)     управление маркетингом.

Анализ окружающей среды – исследование рынка дает двойную информацию: качественную (проблема спроса) структуру рынка, меросоответствие между продукцией и потребностями, условия конкурентной борьбы; количественную – объем спроса, величина квот данной фирмы, сегменты рынка.

В общих чертах исследование рынка:

  оценка спроса;

  изучение товара;

  анализ условной конкуренции;

  анализ форм и методов сбыта.

Анализ потребителей выявление конкретных потребностей товара, в соответствии с сегментами рынка.

Планирование ассортимента товаров – приспособление ассортимента товаров к конкретным потребителям и потребностям.

Планирование сбыта – товародвижение означает возможность влияния на торговлю, анализ и выбор посреднической формы доведения товаров до потребителей.

Планирование цен – главное выбрать политику цен и ввести ее в действие.

Соц. ответственность – пригодность товаров к физиологическим нормам людей, не нанесение вреда здоровью.


Условия, обеспечивающие применение маркетинга:

−        наличие рынка покупателя;

−        наличие конкуренции;

−        наличие долговременной мотивации;

−        свобода деятельности во внешней и внутренней среде;

−        свобода помещения капитала.

Принципы маркетинга:

1.      наиболее полное исследование и учет существующего рынка и его сегментация,

2.      гибкое реагирование производства и сбыта на требование потенциального спроса или приспособление к рынку выпускаемых товаров,

3.      активное влияние на рынок и формирование спроса,

4.      разработка наиболее эффективной сбытовой политики.

Субъекты маркетинга:

  граждане потребители;

  организации потребителей;

  производители товаров и организации оказывающие услуги;

  оптовая, розничная торговли;

  предприятия смежники;

  специалисты по маркетингу.

 

 

 

 

 

 

 

3.      Управление маркетингом.

Концепция маркетинга:

1)         концепция совершенствования производства – принимается тогда, когда потребители благожелательны к товарам и спрос превышает предложение, а так же когда необходимо снизить продукцию, чем вызывает повышение производительности труда;

2)         концепция совершенствования товаром – проявляется тогда, когда потребители проявляют свою склонность к товарам лучшего качества;

3)         концепция интенсификации коммерческих усилий – утверждает, что потребители не будут покупать товар в достаточном количестве если предприниматель не прилагает для этого необходимых усилий;

Информация о работе Лекция по "Политэкономии"