Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:28, лекция
Конъюнктура рынка (с лат. – условия, ситуации которые существуют на рынке).
Конъюнктура – совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся или складывающаяся обстановка в экономике предопределяющая ее развитие.
Конъюнктура рынка – складывающаяся в определенный период времени и в конкретном месте соц.-эконом., торгово-организационные и другие условия реализации товаров.
1. Конъюнктура рынка.
2. Маркетинг в системе хоз. механизма.
3. Накопление капитала фирмы.
Конъюнктура рынка.
1. Понятие конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка (с лат. – условия, ситуации которые существуют на рынке).
Конъюнктура – совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся или складывающаяся обстановка в экономике предопределяющая ее развитие.
Конъюнктура рынка – складывающаяся в определенный период времени и в конкретном месте соц.-эконом., торгово-организационные и другие условия реализации товаров.
Показатели характеризующие конъюнктуру рынка:
объем производства;
состояние спроса и предложения товарной массы или конкретных видов товаров;
техника и методы торговли;
уровень цен;
уровень з/п;
оборот внешней торговли и др.
Общехозяйственная конъюнктура – характеризует состояние всей эконом. системы (мирового хозяйства или отдельных стран) в тот или иной период времени.
Конъюнктура отдельного товарного рынка – хар-ет эконом. состояние определенной отрасли экономики, рассматриваемой в определенный период времени.
2. Конъюнктуро образующие факторы.
Факторы:
I. циклические факторы:
1. стадия – кризис
снижение цен;
падение курсов акция;
кредитные напряжения;
уменьшение объемов торговли;
сокращение вложений в основной капитал;
увеличение безработицы;
снижение платежеспособного спроса населения;
сокращение производства.
2. стадия – депрессия
прекращение падения цен;
сокращение производства;
кол-во безработных не растет, но и не растет количество раб. мест;
постепенно рассасываются товарные запасы;
учетная ставка % стабилизируется;
но производство остается еще убыточным.
3. стадия – оживления
модернизация производства;
обновление основного капитала;
увеличение спроса на товары;
начинают повышаться цены;
рост спроса на ссудный капитал;
предприятия группы А получают заказы на новое оборудование.
4. стадия – подъема
обновление и увеличение основного капитала;
вводятся новые предприятия;
рынок все больше заполняется товарами;
постепенно предложение превышает спрос => накопление запасов;
производство по инерции продолжает работать на мах уровне, а платежеспособный спрос начинает ограничиваться => перепроизводство.
II. не циклические факторы:
1. научно-технический прогресс;
2. концентрация производства и капитала;
3. воздействие гос-ва на эконом. развитие;
4. милитаризация экономики и гонка вооружений;
5. инфляция.
III. не постоянные циклические факторы:
1. сезонность;
2. соц. конфликты;
3. стихийные бедствия;
4. полит. кризисы;
5. и т.д.
Классификация
1. По периодичности воздействия:
временные;
постоянно действующие.
2. По направленности воздействия:
стимулирующие развитие рынка;
тормозящие развитие рынка.
3. По характеру возникновения:
случайные;
стихийные.
4. По источнику возникновения:
внутреннего происхождения;
внешнего происхождения;
экономические;
социальные;
научно-технические;
политические;
природные;
военные.
3. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка.
Стадии:
1) определение объема исследования, его основных черт и особенностей – важным является увязать поставленные задачи с конкретными исследованиями, проанализировать прогнозы, определить объем работ по накоплению и сбору данных;
2) сбор и накопление конъюнктуры и информации по основным показателям – опред. круг основных показателей конъюнктуры, выявить и подобрать источники информации о конъюнктуре по основным показателям;
3) проведение анализа конъюнктуры – опред. факторы под воздействием которых сложилась конъюнктура в рассматриваемом периоде;
4) разработка прогноза конъюнктуры – вероятностная оценка ожидаемых изменений основных параметров рынка. Методы прогноза – эконом.-аналитический, математический;
5) выработка рекомендаций;
6) принятие решений.
4.Риск хозяйственной деятельности.
Риск – угроза или опасность возникновения потерь.
Хоз. риск – риск возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством товаров, с реализацией, с коммерцией и т.д.
Потери:
1) материальные потери – проявляются в непредусмотренных проектах дополнительных затрат, прямых потерь оборудования, сырья, имущества, энергии и т.д.;
2) трудовые потери – потеря рабочего времени вызванных непредусмотренными обстоятельствами;
3) финансовые потери – прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, не до получение денежных средств из источников и т.д.;
4) потери времени – сущ. когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее чем было намечено;
5) специальные потери – нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде и т.д.;
6) специфические потери – потери от воздействия непредвиденных политических факторов.
Зоны риска:
1. без рисковая зона – нулевые потери, превышение прибыли;
2. зона допустимого риска – область в пределах которой предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность;
3. зона критического риска – опасность потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль;
4. зона катастрофического риска – такие потери, которые по своей величине превосходят критический уровень и в перспективе могут достигать величины = имущественному состоянию предприятия.
Изменение конъюнктуры
на различных базах эконом. цикла
Переменные | Фазы цикла | |||
Кризис | Депрессия | Оживление | Подъем | |
совокупный спрос | падение | падение приостанавли-вается | рост на машины и оборудование | существенный спрос |
совокупные предложения | падение | не растет | рост на машины и оборудование | рост |
цена | падение | падение прекращается | рост на машины | рост |
Маркетинг в системе хоз. механизма.
1. Содержание маркетинга.
Маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.
Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижение и реализация идей, товаров, услуг, по средствам обмена, удовлетворяющие цели отдельных лиц и организаций.
Маркетинг – вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средством обмена.
Маркетинг – это ориентированная целевая философия фирмы, организации или человека.
Философия сбыта – это производство, реализация, потребление.
Философия маркетинга – оценка требований потребителя, интегрированные маркетинговые условия, удовлетворение потребителей, достижение целей организации.
Отличия между философиями:
1) философия маркетинга ориентируется на анализ и удовлетворение потребностей потребителя; философия сбыта - на поставку продукции на рынок;
2) система производства основанная на принципах философии маркетинга более поворотлива с одной стороны к изменению потребностей конкретных потребителей, а с другой сама активно воздействует на формирование потребностей;
3) согласно философии маркетинга продажа и средства общения с потребителем и изучение его запросов;
4) философия маркетинга ориентирована на стратегию развития фирмы, а поэтому исходит из поддержания постоянных связей с потребителями продукции.
2. Функции и субъекты маркетинга.
Функции маркетинга:
1) анализ окружающей среды и исследование рынка, структуры и динамики спроса;
2) анализ потребителей;
3) планирование ассортимента товаров и услуг, т.е. приспособление ассортимента товаров к потребностям потребителей;
4) планирование сбыта и продвижения товаров;
5) планирование цен (выбор политики цен);
6) обеспечение соц. ответственности производителей;
7) управление маркетингом.
Анализ окружающей среды – исследование рынка дает двойную информацию: качественную (проблема спроса) структуру рынка, меросоответствие между продукцией и потребностями, условия конкурентной борьбы; количественную – объем спроса, величина квот данной фирмы, сегменты рынка.
В общих чертах исследование рынка:
оценка спроса;
изучение товара;
анализ условной конкуренции;
анализ форм и методов сбыта.
Анализ потребителей выявление конкретных потребностей товара, в соответствии с сегментами рынка.
Планирование ассортимента товаров – приспособление ассортимента товаров к конкретным потребителям и потребностям.
Планирование сбыта – товародвижение означает возможность влияния на торговлю, анализ и выбор посреднической формы доведения товаров до потребителей.
Планирование цен – главное выбрать политику цен и ввести ее в действие.
Соц. ответственность – пригодность товаров к физиологическим нормам людей, не нанесение вреда здоровью.
Условия, обеспечивающие применение маркетинга:
− наличие рынка покупателя;
− наличие конкуренции;
− наличие долговременной мотивации;
− свобода деятельности во внешней и внутренней среде;
− свобода помещения капитала.
Принципы маркетинга:
1. наиболее полное исследование и учет существующего рынка и его сегментация,
2. гибкое реагирование производства и сбыта на требование потенциального спроса или приспособление к рынку выпускаемых товаров,
3. активное влияние на рынок и формирование спроса,
4. разработка наиболее эффективной сбытовой политики.
Субъекты маркетинга:
граждане потребители;
организации потребителей;
производители товаров и организации оказывающие услуги;
оптовая, розничная торговли;
предприятия смежники;
специалисты по маркетингу.
3. Управление маркетингом.
Концепция маркетинга:
1) концепция совершенствования производства – принимается тогда, когда потребители благожелательны к товарам и спрос превышает предложение, а так же когда необходимо снизить продукцию, чем вызывает повышение производительности труда;
2) концепция совершенствования товаром – проявляется тогда, когда потребители проявляют свою склонность к товарам лучшего качества;
3) концепция интенсификации коммерческих усилий – утверждает, что потребители не будут покупать товар в достаточном количестве если предприниматель не прилагает для этого необходимых усилий;