Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:28, лекция
Конъюнктура рынка (с лат. – условия, ситуации которые существуют на рынке).
Конъюнктура – совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся или складывающаяся обстановка в экономике предопределяющая ее развитие.
Конъюнктура рынка – складывающаяся в определенный период времени и в конкретном месте соц.-эконом., торгово-организационные и другие условия реализации товаров.
1. Конъюнктура рынка.
2. Маркетинг в системе хоз. механизма.
3. Накопление капитала фирмы.
4) концепция маркетинга – обеспечение цели продавца зависит от знания или потребности рынка и удовлетворение этих потребностей наиболее современным эффективным способом;
5) концепция соц- этичного маркетинга – отражает то, что задачей товаропроизводителя является выявление интересов и потребностей целевых рынков и обеспечение их более эффективными способами с одновременным сохранением благополучия (благосостояния) покупателя.
Таким образом, сущность эволюции этих подходов (концепций) в хоз деятельности состоит в изменении целевой функции предприятия по мере развития общественного производства.
Технология (процесс) управления маркетингом состоит из таких стадий:
1. анализ рыночных возможностей – который включает в себя выявление новых рынков, изыскание возможностей более глубокого проникновения на существующий рынок, расширение границ рынка, анализ принятия рынком возможно новых товаров;
2. отбор целевых рынков – включает в себя характерные черты изучения рынка с точки зрения, величины и характера рынка (величина и прогнозирование спроса, сегментирование рынка, отбор сегментов рынка, позиционирование товара);
3. разработка комплекса маркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, которые используются для желаемой отдачи со стороны целевого рынка;
4. превращение в жизнь маркетинговых мероприятий – включает в себя систему стратегического планирования и систему бизнес планирования, по которым фирма определяет свой путь развития производства, основные приемы завоевания рынка и получения прибыли.
Таким образом, под планированием маркетинга понимается разработка планов для конкретного производства для отдельной торговой марки или конкретного товара.
Состояние спроса и задачи маркетинга в зависимости от изменения спроса:
1) отрицательный спрос
задача маркетинга – проанализировать рынок, выявить причину неприязни к товару и разработать программы направленные на усовершенствование товара;
2) отсутствие спроса
задача маркетинга – отыскать преимущества, выгодность использования данного товара и увязать их с потребностями общества;
3) скрытый спрос
задача маркетинга – отыскать величину потенциального спроса и создать необходимые товары и услуги для увеличения спроса;
4) падающий спрос
задача маркетинга – обратить вспять тенденцию падающего спроса благодаря переосмыслению подхода реализации товара;
5) нерегулируемый спрос
задача маркетинга – изыскать способы сгладить колебания спроса с помощью цен, стимулирование по продаже товара;
6) полноценный спрос
задача маркетинга – поддержать существующий уровень спроса;
7) чрезмерный спрос
задача маркетинга – изыскать способы временного снижения спроса;
8) нерациональный спрос
задача маркетинга – отыскать способы убедить потребителя отказаться от этого вида товара.
Накопление капитала фирмы.
1. Кругооборот и оборот капитала.
Простое воспроизводство – постоянно повторяющийся процесс производства на неизменной основе, т.е. когда масштабы производства, объем выпускаемой продукции и действующий капитал остаются неизменными в процессе кругооборота.
Кругооборот капитала – один цикл его движения с возвращением капитала в исходную форму (в денежную форму), пройдя производство и обращение товара.
В ходе кругооборота товар проходит 3 стадии, две из которых находятся в сфере обращения, а одна в сфере производства.
На I стадии – денежный капитал превращается в производительный;
На II стадии – производительный капитал приобретает товарную форму;
На III стадии – товарная форма превращается в денежную.
Для кругооборота капитала важным является 2 обстоятельства: капитал должен пройти все стадии обязательно, беспрерывно; капитал должен находится одновременно в 3-х стадиях.
Оборот капитала – постоянно повторяющийся кругооборот капитала.
Время оборота капитала – период в течении которого капитал проходит 3 стадии и возвращается в исходную форму.
где Чо – число оборотов капитала;
О – принятая единица времени (12 месяцев);
t – время оборота данного капитала.
Время оборота капитала – состоит из времени производства и времени обращения.
Направления сокращения оборота капитала:
1) сокращение потерь раб. времени;
2) развитие прогрессивных форм связи между предприятиями;
3) обеспечение ритмичности работы предприятия;
4) ускорение освоения научно-технических достижений;
5) сокращение периодов достижения проектной мощности;
6) повышение коэф. сменности;
7) улучшение организации производства и труда;
8) улучшение состава производительного капитала;
9) рассмотрение производительного капитала в частях.
Производительный капитал состоит из 2-х частей:
1. Основной капитал – часть производительного капитала, которые длительное время участвуют в производстве и переносит свою стоимость на готовую продукцию по частям;
2. Оборотный капитал – часть производительного капитала, которая полностью переносит свою стоимость на продукт в течении одного кругооборота.
Основной капитал => износ капитала => амортиз. отчисления => себестоимость продукции => реализация продукции => фонд амортизации: модернизация и реновация.
Износ основного капитала:
1) физический износ – утрата средства производства своей полезности;
2) моральный износ – утрата основным капиталом своей стоимости:
1 вид морального износа связан с удешевлением аналогичных средств производства по сравнению с используемыми в производстве;
2 вид – связан с появлением новых наиболее эффективных более производительных средств производства при той же стоимости.
Различия между основным и оборотным капиталами:
основной | оборотный |
длительное время сохраняет свою натур. форму | натур. форма преобразуется на производстве в др. полезность |
участвует во многих кругооборотах | участвует в 1 кругообороте |
переносит свою стоимость на продукцию по частям | переносит свою стоимость на продукцию сразу |
2.Накопление капитала: сущность и виды.
Накопление капитала – приращение денежных и материальных средств, расходуемых на расширенное воспроизводство.
Источники накопления:
1) прибыль
С+V+m(p)
где С – основной капитал
V – оборотный капитал
m(p) – прирост(прибыль)
2) банковский кредит
Структура накопления:
1. производственное накопление – которое идет на увеличение кол-ва средств производства, на прирост материальных запасов, увеличение кол-ва работников занятых в производстве, на развитие НТП;
2. не производственное накопление – средства идут на прирост фондов непроизводственной сферы и капитала непроизводственной сферы (мед. Обслуживание, строительство жилья и т.д.)
Основные направления для создания первоначального капитала:
отмена крепостного права
насильственные способы обогащения
Первоначальное накопление в Украине:
1) нажива на инфляционных процессах;
2) спекуляция денежными средствами и валютой на фондовой бирже;
3) выдача кредитов под чрезвычайно высокие проценты;
4) использование денежных средств в различных общественных организациях;
5) криминальный характер приватизации;
6) становление и развитие теневой экономики.
3. Научно-технический прогресс и эффект. накопления.
Особенности НТП:
1) в структуре накопления новый элемент – затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки
2) ориентация направления жизненного цикла товара за счет обновления продукции
3) современное накопление тесно связано с новым рынком – рынком научно-технических разработок
Эволюционная часть – медленное совершенствование научных знаний человека об окружающем мире.
Революционная часть – отражает крупный прорыв в познание законов природы, изобретение потенциально новых поколений машин и оборудования.
Основные черты НТП:
качественные изменения технологических способов производства
появление принципиально новых отраслей производства
органическое соединение науки с производством
Технологии производства:
1) безмашинное производство – принципиально новые способы обработки изделий и получения продуктов
2) малолюдные и безлюдные технологии – в них основные и вспомогательные операции выполняются робото-комплексами
3) ресурсосберегающие технологии – основаны на полном использовании сырьевых ресурсов и позволяют создавать малоотходные и безотходные производства
4) экологически чистые технологии – базируются на замкнутых циклах производства, закрытых системах кодопотребления.
Эффективность накопления измеряется показателями:
эффективность производства – отношение результатов производства к затратам;
производительность труда (эффективность труда) – производство стоимости продукции на 1 среднесписочного работника;
фондоотдача – отношение стоимости выпущенной продукции как к среднегодовой стоимости основных фондов;
материалоемкость – отношение стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов к стоимости выпущенной продукции.