Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления в транзитивной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение макроэкономической нестабильности в целом и в Республике Беларусь в частности.
Исходя из поставленной цели, курсовая работа имеет следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты макроэкономической нестабильности;
2. Проанализировать причины возникновения инфляции и безработицы;
3. Проанализировать причины цикличности развития экономики;
4. Провести анализ макроэкономической нестабильности в РБ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ 7
1.1Понятие макроэкономической нестабильности 7
1.2Цикличность экономического развития 9
1.3Инфляция 18
1.4Безработица 26
2. ПРОЯВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 31
2.1 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь 31
2.2 Динамика инфляции в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа состоит из  1 файл

тема 13,2013.docx

— 623.86 Кб (Скачать документ)

Таблица 2.2 – Численность занятого населения  по отраслям экономики Республики Беларусь за 2009 - 2011 года, тысяч человек

Отрасли экономики

2009

2010

2011

Всего занято в экономике

в том числе:

4643,9

4665,9

4654,5

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

499,5

492,2

480,2

рыболовство, рыбоводство

2,3

2,3

2,4

Промышленность

1201,8

1182,9

1188,2

горнодобывающая промышленность

22,0

16,3

16,8

обрабатывающая промышленность

1058,5

1045,5

1052,9

производство и распределение  электроэнергии, 

газа и воды

121,3

121,1

118,5

Строительство

390,0

407,2

400,8

торговля; ремонт автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования

627,0

638,4

628,8

гостиницы и рестораны

90,8

92,4

93,3

транспорт и связь

352,8

350,3

344,1

Продолжение таблицы 2.2

финансовая деятельность

70,8

71,6

73,2

операции с недвижимым имуществом, аренда и 

предоставление услуг потребителям

282,7

300,2

315,0

государственное управление

168,1

168,5

165,9

Образование

460,6

458,3

460,6

здравоохранение и предоставление социальных услуг

313,9

314,6

315,8

предоставление коммунальных, социальных и 

персональных услуг

182,1

186,3

185,5


Источник: [16, с.147].

Более подробная информация представлена в приложении А, таблица  5.1.6



Анализ таблицы 2.2 показал, что спрос на рабочую силу по отраслям народного хозяйства на 2011 г. всего составил 4654,5 тыс. чел. В то время как в промышленности – 1188,2 тыс. чел., в сельском хозяйстве – 480,2 тыс. чел., в транспортной отрасли и в отрасли связи – 344,1 тыс. чел., в строительстве - 400,8 тыс. чел., в торговли, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования и общественном питании - 628,8 тыс. чел., в жилищно - коммунальном хозяйстве - 185,5 тыс. чел.,  здравоохранение - 315,8 тыс. чел., в образовании - 460,6 тыс. чел. Итак, динамика занятости в Республике Беларусь имеет следующие особенности: доля и численность занятых в производственной сфере снижаются, а в непроизводственной сфере растет.

Рост  занятости в непроизводственной сфере не компенсирует высвобождение  занятых в производственной сфере. Падение занятости в производственной сфере является в большей мере следствием падения объема производства и уровня инвестиций и в меньшей  степени результатом роста производительности труда. Рост численности занятых  в сфере обращения характеризует, в частности, гипертрофированное развитие посреднических структур, а также  неэффективных форм торговли (например, крупных вещевых рынков).

Рост  численности занятых в отраслях непроизводственной сферы обусловлен так же следующими причинами: в ЖКХ  и здравоохранении - низким уровнем  организации отрасли: в сфере  финансов и кредита - низкой производительностью  труда, неоправданным распространением банковских операций там, где без  них можно обойтись, низкой квалификацией  работников; в сфере высшего образования - расширением коммерческого сектора, который преследует цель извлечения прибыли и, как правило, не в состоянии  обеспечить приемлемое качество обучения, не ориентируется на потребности  народного хозяйства. Рост числа  работников с высшим и средним  специальным образованием в отраслях, подготовка которых не всегда соответствует  профилю выполняемой работы, а  уровень подготовки не соответствует  высшему образованию. Число студентов юридических и экономических специальностей превышает потребности народного хозяйства.

В январе 2013 г. в экономике республики было занято 4 537,5 тыс. человек, что на 0,9% меньше, чем в январе 2012 г. В организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 322 тыс. человек (73,2% общей численности населения, занятого в экономике) и по сравнению с январем 2012 г. уменьшилась на 1,8%.

Организациями (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) в январе 2013 г. было принято на работу 55,6 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 3,2 тыс., уволено по различным причинам 60,8 тыс. человек. Из них 7,1% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,1% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. Соотношение принятых и уволенных работников в январе 2013 г. по республике составило 91,4% (в январе 2012 г. – 89,6%).

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец февраля 2013 г. составила 26,2 тыс. человек, что на 16,7% меньше, чем на конец февраля 2012 г. и на 0,9% меньше, чем на конец января 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2013 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец февраля 2012 г. – 0,7%).

В январе-феврале 2013 г. на учет было поставлено 39,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 30,2 тыс. человек, или 76,8% от числа обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве в январе-феврале 2013 г. 26,5 тыс. человек, в том числе 21 тыс. безработных, или 79,1% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в январе-феврале 2013 г. Было привлечено 8,8 тыс. человек, из них 6,2 тыс. безработных, или 70,3% от числа привлеченных. [18]

Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и  дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств  недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение  пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда.

Для регулирования  занятости и смягчения социальных конфликтов правительством разрабатываются  специальные программы, которые  предусматривают увеличение рабочих мест. Кроме того, организуются оплачиваемые общественные работы, переподготовка и обучение безработных новым профессиям, создаются благоприятные условия, стимулирующие миграцию работоспособного населения в те регионы страны, которые испытают дефицит рабочей силы, создаются определенные мероприятия для обеспечения эффективной занятости [14, с. 645].

В настоящее  время предприятия выплачивают  часть своих доходов для формирования фонда занятости. Предполагается, что  эти отчисления будут расходоваться преимущественно на пособия по безработице работникам бюджетных, учреждений, на переобучение кадров и содержание служб занятости. Например, в Швеции, где безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой, существует определенный механизм. Там представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвободившихся работников, переобучая их. В награду такие предприятия могут освобождаться от части налогов, получать льготные кредиты под прирост рабочих мест и т. д. [14, с. 646].

В заключение хотелось бы добавить, что важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда является забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики [19].

Подведем  вывод: динамика занятости в Республике Беларусь имеет следующие особенности: доля и численность занятых в производственной сфере снижаются, а в непроизводственной сфере растет. Наибольшая доля молодежи среди работающих имеет место в сфере обращения и в сфере финансов и кредита. Первая из них требует мотивированных, инициативных и мобильных работников, способных переносить большие нагрузки. Вторая - хорошо подготовленных, амбициозных сотрудников.

 

2.2 Динамика инфляции  в Республике Беларусь

 

Для национальной экономики Беларуси характерна следующая  особенность инфляционных процессов:

  • длительное сохранение в течении всего переходного периода (с 1992г.) высоких темпов инфляции;
  • устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;
  • высокие темпы девальвации белорусского рубля;
  • наличие стагфляции как особого экономического явления;
  • несоответствие высоких темпов инфляции и девальвации постоянно декларируемым намерениям властей не допускать роста цен и «обуздать инфляцию».

Длительное  сохранение в белорусской экономике  высокого уровня инфляции является результатом  того, что процесс обесценивания  рубля протекает под воздействием комплекса факторов. В качестве таковых  следует выделить:

  • длительное время проводимую Национальным банком страны проинфляционную денежно-кредитную политику;
  • хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях отсутствия полноценных внешних источников финансирования;
  • слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации Национальной экономики;
  • сохранение системного и структурного кризиса,  унаследованного от административной экономики вместе с низкой мотивацией к высокопроизводительному труду;

На протяжении всего переходного периода в  условиях Беларуси имеет место сложное  сочетание долгосрочного и краткосрочного, внутреннего и внешнего, денежного  и неденежного факторов инфляции. Обнаружено сочетание открытой и  подавленной (скрытой) инфляции. Анализ инфляционных процессов имеющих  место в Беларуси, выявляет также  сложное взаимодействие различных  форм инфляции: инфляция спроса и предложения, управляемая и неуправляемая  инфляция, импортируемая и чисто  внутренняя инфляция.

В настоящее  время в Беларуси присутствуют все  виды инфляции.

Мощным  фактором повышения цен выступает  инфляция предложения, которая обнаруживается в различных формах (стагфляция, инфляция издержек, инфляция заработной платы, инфляция прибыли).

Динамика  инфляции в Республике. Развитие инфляции в Республике Беларусь можно увидеть  на рисунке 2.1:

Рисунок 2.1 – Инфляция в Беларуси: 2001-2011 годы

Источник: [20]

В 2009 году инфляция в Беларуси составила 10,1 процента, понизившись по сравнению с предыдущим годом 3,2 процента.

В 2010 году инфляция также понизилась (на 1,1 процента).

В 2011 году (за январь-август) инфляция достигла 53,6%.  Это самый высокий рост потребительских цен за последнее десятилетие, с 2001 года Беларусь не знала столь высоких темпов. 

Индекс потребительских цен  на товары и услуги в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 101,2%, с декабрем 2012 г. – 104,3%.

Индекс цен производителей промышленной продукции в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 101,1%,  с декабрем 2012 г. – 102,3%, в том числе на инвестиционные товары – соответственно 101,3% и 102,5%, промежуточные товары – 101,2% и 102,8%, потребительские товары – 100,9% и 101,4%.

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 101,4% , с декабрем 2012 г. – 102,5%, в том числе в растениеводстве – соответственно 103,1% и 105,6%, животноводстве – 100,8% и 101,4%.

Индекс цен в строительстве в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 100,3%, с декабрем 2012 г. – 102,5%, в том числе на строительно-монтажные работы – соответственно 98,7% и 100,7%, машины и оборудование – 101,3% и 102,9%, прочие работы и затраты – 104,9% и 110,7%.

Индекс тарифов на перевозку  грузов всеми видами транспорта в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 101%, с декабрем 2012 г. – 107%.

Индекс тарифов на услуги связи  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  в феврале  2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 100%, с декабрем 2012 г. –  103,1%.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления в транзитивной экономике