Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 11:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть макроэкономическую нестабиль-ность в целом и в Республике Беларусь в частности.
Введение 3
1. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция
4
1.1. Понятие макроэкономической нестабильности 4
1.2. Циклическое развитие экономики как проявление макроэко-номической нестабильности
5
1.3. Рынок труда и безработица. Теории безработицы: классиче-ская, кейнсианская, концепция естественной безработицы М. Фридмена
8
1.4 Формы безработицы. Издержки безработицы 12
1.5 Инфляция как фактор макроэкономической нестабильности. Инфляция спроса и инфляция издержек
16
1.6 Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая Филипса. Последствия ин-фляции
19
2 Особенности макроэкономической нестабильности в усло-виях переходной экономики Республики Беларусь
23
2.1 Анализ основных экономических показатели Республики Бе-ларусь
23
2.2 Положение Республики Беларусь в мире и макроэкономиче-ские тенденции мирового развития 26
2.3 Оценка Республики Беларусь со стороны международных экспертов 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Рисунок
5 – Краткосрочная и долгосрочная кривые
Филипса
Здесь увеличение совокупного спроса первоначально перемещает экономическую ситуацию по краткосрочной кривой Филипса из точки А в точку В. Т.к. неверная оценка рабочими истинной величины инфляции позволяет снизить реальную заработную плату и безработицу, то краткосрочная взаимозависимость между двумя этими величинами может быть определена как непредвиденная зависимость между инфляцией и безработицей.
Постепенно, однако, ценовые ожидания рабочих придут в соответствие с возросшей инфляцией, нейтрализуя падение реальной заработной платы и лишая фирмы возможности увеличивать занятость. Как только реальная заработная плата возвратится к уровню долгосрочного равновесия, экономика «сместится» из положения В в положение С. В точке С инфляционные ожидания являются истинными, и заработная плата и цены начнут возрастать одинаковыми темпами. В краткосрочном периоде зависимость между инфляцией и безработицей возможна. В долгосрочном периоде эта возможность отсутствует: инфляция возросла, а безработица вернулась к естественному уровню. Таким образом, долгосрочная кривая Филипса является вертикальной линией, проходящей через точки А и С на уровне естественной безработицы (NАIRU).
Последствия инфляции. Если национальная экономика характеризуется низкими или даже нулевыми темпами экономического роста, то общий уровень жизни не способен возрастать. Увеличение уровня цен, скажем, на 10% в год потребует как минимум такого же роста номинальных личных доходов для того, чтобы уровень жизни населения не снизился. Инфляция приводит к ряду социально-экономических проблем.
Перераспределение доходов в обществе. Перераспределение доходов, вызванное инфляцией, осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, потери несут люди, которые получают фиксированные доходы, т.к. при сохранении номинальных доходов в условиях инфляции снижаются реальные доходы. Во-вторых, люди, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько повышение их доходов соответствует общему повышению цен в стране. В-третьих, инфляция может способствовать, увеличению реальных доходов лиц, занятых производством и продажей товаров, рост цен на которые обгоняет повышение общего уровня цен. В-четвертых, наиболее защищены от инфляции владельцы недвижимости, драгоценностей и т.п., т.к. рост цен на эти виды богатства, как правило, не уступает темпам инфляции, а порой и превышает их. В-пятых, инфляция способна снижать личные доходы при прогрессивной системе налогообложения. В-шестых, при фиксированной процентной ставке от инфляции теряют кредиторы и выигрывают заемщики.
Платежный баланс. Инфляция способствует ухудшению платежного баланса. Если страна страдает от относительно высокой инфляции, конкурентоспособность ее экспорта снижается, и одновременно импортные товары становятся дешевле отечественных. В результате экспорт снизится, а импорт вырастет. Возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту, увеличивается «бегство» капиталов за рубеж.
Государственный бюджет. Сокращаются реальные доходы государственного и региональных бюджетов. Растет бюджетный дефицит и государственный долг.
Ресурсы. Для борьбы с инфляцией необходимо привлекать дополнительные ресурсы. Фирмы вынуждены нанимать дополнительных специалистов (бухгалтеров и финансовых экспертов) для решения специфических проблем, связанных с факторами неопределенности, вызванными инфляцией. С увеличением инфляции эти проблемы обостряются. С превращением инфляции в «гиперинфляцию», при которой цены растут ежегодно более чем на 100% (и даже более 1000%) в год, угроза нависает над самими основами рыночной системы. Фирмы вынуждены постоянно повышать цены на свою продукцию для покрытия издержек. В свою очередь, рабочие постоянно требуют повышения заработной платы. Таким образом, цены и заработки образуют своеобразную «инфляционную спираль». Склонность к сбережению у людей резко сокращается, и это подрывает нормальное инвестирование.
Политическая стабильность уменьшается, обостряется социальная напряженность: закрепляется стагнация, снижается экономическая активность и, как следствие, рост уровня безработицы, активное развитие теневой экономики.
2
Особенности макроэкономической
нестабильности в условиях
переходной экономики
Республики Беларусь
2.1
Анализ основных экономических
показатели Республики
Беларусь
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.
Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.
При этом на экономическое положение республики существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.
В 2006-2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности – 10,5, инвестиций в основной капитал – 23,8, реальной заработной платы – 12,1 процента. [11]
Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы – 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.
Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.
Оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006-2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива. [11]
Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно-энергетических ресурсов за пятилетие.
Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001-2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.
Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1,448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.
Укрепляется
национальная продовольственная
Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1.481 сельское поселение нового типа агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940-960 тыс. рублей в 2010 году.
В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.
В строительном комплексе в 20062010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья – 7 млн. кв. метров. В текущем году завершится модернизация существующих предприятий индустриального домостроения с обеспечением выпуска изделий и строительства жилых домов, соответствующих требованиям европейских норм. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов.
Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту – на 58 процентов.
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения – с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.
Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,8-0,9 процента к экономически активному населению.
Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.
В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68-е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Вместе с тем, Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.
Государственная политика в 2011- 2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.