Макроэкономическая нестабильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть макроэкономическую нестабиль-ность в целом и в Республике Беларусь в частности.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция
4
1.1. Понятие макроэкономической нестабильности 4
1.2. Циклическое развитие экономики как проявление макроэко-номической нестабильности
5
1.3. Рынок труда и безработица. Теории безработицы: классиче-ская, кейнсианская, концепция естественной безработицы М. Фридмена

8
1.4 Формы безработицы. Издержки безработицы 12
1.5 Инфляция как фактор макроэкономической нестабильности. Инфляция спроса и инфляция издержек
16
1.6 Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая Филипса. Последствия ин-фляции
19
2 Особенности макроэкономической нестабильности в усло-виях переходной экономики Республики Беларусь
23
2.1 Анализ основных экономических показатели Республики Бе-ларусь
23
2.2 Положение Республики Беларусь в мире и макроэкономиче-ские тенденции мирового развития 26
2.3 Оценка Республики Беларусь со стороны международных экспертов 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономическая нестабильность Оля Вера.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

     Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия  обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта. 
 
 

2.2 Положение Республики Беларусь в мире и макроэкономические тенденции мирового развития 
 

     Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП составила 50,7 процента (для сравнения: по данным 2007 года, этот показатель в России составил 30 процентов, Польше – 40, Украине – 45, Германии – 47, Франции – 27, Италии – 29 процентов).

     Производство  молока на душу населения в Республике Беларусь в 2,8 раза больше, чем в странах  Европейского союза, и в 8,4 раза – чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна – в 1,6 и 2,5 раза больше.

     Вместе  с тем по объему производства ВВП  на душу населения, оплате труда, материало- и энергоемкости производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран Европейского союза.

     Дальнейшее  развитие мировой экономики будет  определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.

     В этой связи на экономику Беларуси в предстоящем пятилетии значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых технологий.

     Учитывая  высокую экспортную ориентированность  белорусской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.

     По  прогнозу МВФ, в 2011-2015 годах предусматривается увеличение ВВП в странах Европейского союза на 10,6 процента, России – на 24,4, Польше – 20,7, Нидерландах – 7,2, Германии – 9,4, Великобритании – 10,4, Украине – 28,8, Казахстане – на 31,5 процента.

     Наиболее  тесно социально–экономическое  развитие Беларуси будет связано с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства. Создание общего рынка позволит устойчиво развиваться экономикам названных стран. 

2.3 Оценка Республики Беларусь со стороны международных экспертов 
 

     Международный валютный фонд (МВФ) повысил оценку роста экономики Беларуси в 2011 году с 6,2 до 6,9%. Новый прогноз приведен в докладе МВФ, подготовленном по итогам работы обзорной миссии фонда с 25 января по 2 февраля в Минске.

     Как отмечается в докладе, производство в 2011 году будет расти высокими темпами, около 7%, и почти полностью устранит разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства, возникший во время кризиса, но в дальнейшем Беларусь не сможет поддерживать докризисные темпы роста без проведения корректировки и структурных реформ. [11]

     По  оценкам экспертов МВФ, номинальный ВВП Беларуси в 2011 году составит 197,4 трлн. рублей.

     Инфляция  в Беларуси в 2011 году, согласно прогнозу, вырастет до 10,5% (9,9% – 2010 году). Ранее МВФ прогнозировал прирост потребительских цен на уровне 10,8%.

     В соответствии с прогнозом МВФ дефицит консолидированного бюджета Беларуси в 2011 году составит 3% ВВП, республиканского бюджета – 2,2% ВВП. При этом дефицит финансирования экономики в 2011 году составит 4,6 млрд. долларов.

     В прогнозе отмечается, что золотовалютные резервы Беларуси к концу 2011 году вырастут до 6,2 млрд. долларов с 5 млрд. долларов на конец 2010 года. [11]

     Между тем в самой ближайшей перспективе  официальным органам необходимо устранить острые макроэкономические дисбалансы, возникшие в результате проведения слабой экономической политики в предвыборный период, которые теперь оказывают сильное давление на резервы, констатируют эксперты МВФ.

     Они отмечают, что, если Беларусь утратит  доступ к финансированию, резервы могут истощиться быстрее, чем ожидается. Потеря резервов может привести к утрате контроля над обменным курсом.

     По  оценкам экспертов фонда, дефицит  счета текущих операций платежного баланса Беларуси в 2011 году снизится до 14,1% ВВП с 16% ВВП в 2010 году.

     В целом, по оценкам миссии, экономическая  политика, предлагаемая на 2011 год, является слишком слабой. При условии получения  значительного объема внешнего финансирования, меры, принимаемые официальными органами, могут принести успех в краткосрочной перспективе, возможно, подняв темпы роста производства сверх потенциального уровня, но Беларусь не может неограниченно долго сохранять дефицит по счету текущих операций.

     Вместе  с тем МВФ предлагал властям  Беларуси провести девальвацию рубля, чтобы быстро снизить отрицательное  сальдо платежного баланса. Однако власти отказались, мотивировав это решение политическими рисками.

     Об  этом также говорится в докладе  персонала МВФ. Власти осознают риски, с которыми они имеют дело, но считают, что смогут финансировать дефицит счета текущих операций в 2011 году посредством продажи активов и внешнего заимствования, а в дальнейшем пятилетний план может обеспечить внешнюю стабильность и высокие темпы роста без принятия решительных мер, предложенных персоналом МВФ, – говорится в докладе. Они особо отметили политические трудности даже частичного свертывания проведенного недавно повышения заработной платы. Некоторые должностные лица признали, что пониженный валютный курс помог бы восстановить внешнее равновесие, но опасались, что девальвация подорвет уверенность в экономике и ослабит доверие к ним.

     Персонал  МВФ рекомендовал властям Беларуси принять стратегию на основе гибкости обменного курса и со временем перейти к таргетированию инфляции, поскольку это в наибольшей степени отвечает как краткосрочным, так и долгосрочным потребностям.

     "В  краткосрочной перспективе девальвация  позволила бы быстро улучшить дефицит счета текущих операций без сокращения объема производства. В более долгосрочной перспективе Беларусь выиграла бы от перехода к более гибкому курсовому режиму, подкрепляемому системой таргетирования инфляции. Это сделало бы экономику более устойчивой к внешним шокам и способствовало бы поддержанию конкурентоспособности", – отмечают эксперты фонда. [11]

     Персонал  МВФ указал на риск того, что меры, направленные на стимулирование экономического роста, могут быть неустойчивыми даже в краткосрочной перспективе, в связи с чем имеется настоятельная необходимость в проведении корректировки.

     Если  Беларусь утратит доступ к финансированию, резервы могут истощиться быстрее, чем ожидается. Потеря резервов может привести к утрате контроля над обменным курсом и породить дестабилизирующую спираль ослабления курса валюты и инфляции, подвергнуть банковскую систему рискам и вызвать сбои в процессе производства, поясняют экономисты фонда.

     Чтобы ограничить непосредственные риски, персонал МВФ рекомендовал ужесточить налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, допустив снижение обменного курса до нижней границы коридора, и прекратить предоставление ликвидности банкам на нерыночных условиях.

     Однако  Национальный банк Беларуси отметил, что  покупка иностранной валюты на рынке предприятиями и домашними хозяйствами в январе была ниже, чем в декабре, и сделал из этого вывод об отсутствии настоятельной потребности в изменении политики.

     МВФ подчеркнул срочную необходимость  прекратить заимствования НБРБ в  иностранной валюте у коммерческих банков и довести резервы до более приемлемого уровня путем макроэкономической корректировки. Нацбанк согласился с этим и заявил, что не увеличит накопленный объем таких займов к концу 2011 года, хотя может повышать уровень заимствования в течение года.

     Персонал  МВФ рекомендовал Нацбанку воздерживаться от использования административных мер для ограничения спроса на инвалюту, отметив, что такие меры могут вызывать искажения на валютных рынках и приводить к валютным ограничениям или практике множественных обменных курсов. Власти заявили, что будут стремиться не принимать мер, препятствующих способности импортеров покупать иностранную валюту.

     Достижение  же запланированных властями Беларуси социальных целей на пятилетку является маловероятным и будет дорогостоящим мероприятием. Об этом говорится в докладе персонала МВФ, подготовленном по итогам работы обзорной миссии фонда с 25 января по 2 февраля в Минске.

     Как отмечают в фонде, доходы домашних хозяйств должны повыситься на 70-76% за пятилетний период. Пятилетний план предусматривает  дальнейшее существенное увеличение зарплаты и пенсий, сохранение господдержки жилищного строительства и субсидирования тарифов на коммунальные услуги для домашних хозяйств, хотя и в меньшей степени. [11]

     Программой  социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы ("пятилетним планом") установлены высокие целевые показатели и предусматриваются многообещающие реформы, но не предлагаются пути преодоления макроэкономических дисбалансов, указывают эксперты МВФ.

     "План  не имеет последовательной макроэкономической основы. Прогнозы роста ВВП значительно превосходят потенциал экономического роста Беларуси. Достижение быстрого роста посредством расширения кредитования, либерализации бюджетной политики и повышения доходов домашних хозяйств подорвет внешнеэкономическую корректировку", – констатируют в МВФ, добавляя, что новый премьер-министр предложил пересмотреть план, усилив в нем меры, которые приведут к уменьшению дефицита по счету текущих операций. [11]

     Эксперты  МВФ подчеркивают, что проведение структурных реформ может повысить потенциал экономики, если оно будет поддержано макроэкономической корректировкой, но некоторые меры могут оказаться безрезультатными.

     Сокращение  государственного контроля, институциональное  строительство и введение рыночных стимулов, предусмотренные пятилетним планом, важны для развития частного сектора, хотя макроэкономическая нестабильность может подорвать воздействие этих реформ. Программа продвижения экспорта и замещения импорта путем экономической модернизации и развития новых отраслей может привести к развитию секторов, не соответствующих сравнительным преимуществам Беларуси, – поясняют свои выводы экономисты фонда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     По  результатам курсовой работы можно  сделать следующие выводы.

     В макроэкономике могут возникать  два противоположных состояния в процессах воспроизводства национального продукта, занятости работников и в денежном обращении.

     Первое  из них – равновесие основных пропорций  макроэкономики.

     Другое  состояние – нестабильность национального  хозяйства, то есть макроэкономическая нестабильность.

     Одна  из форм проявления макроэкономической нестабильности – цикличность. Цикличность – это колебания экономической активности, проявляющиеся в появлении безработицы, недогрузке производственных мощностей, инфляции, дефиците государственного бюджета, дефиците внешнеторгового баланса. Она свойственна рыночной экономике. Характерная черта цикличности – движение, происходящее не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность – форма прогрессивного развития.

     Каждый  цикл имеет свои фазы. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях.

     Для развитого рыночного хозяйства  свойственны экономические колебания различной продолжительности. Во время нахождения экономики страны в определенной фазе цикла от правительства требуется проведение грамотной политики с использованием инструментов макроэкономического управления. Все секторы экономики по-разному и в разной степени подвергаются воздействию экономического цикла. Цикл оказывает более сильное влияние на объем продукции и занятость в отраслях, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, чем в отраслях, выпускающих товары кратковременного пользования.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность