Макроэкономическое равновесие в классической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса. В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в изучении классической теории макроэкономического равновесия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Рассматриваются методологические основы классической теории;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
1.1 Становление классической теории макроэкономического равновесия
1.2. Закон Ж.Б. Сэя
2. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
2.1. Равновесие на товарном рынке
2.2. Равновесие на рынке труда
2.3. Равновесие на денежном рынке
2.4. Модель общего экономического равновесия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 795.49 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство  объема производства и объема покупательского  спроса. В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в  изучении классической теории макроэкономического  равновесия.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

  • Рассматриваются методологические основы классической теории;
  • Раскрывается суть закона Ж.Б. Сэя;
  • Изучаются три реальных рынка в классической модели: рынок товаров, рынок труда и денежный рынок;
  • Раскрывается классическая модель общего макроэкономического равновесия.

Предметом исследования является макроэкономическое равновесие в классической модели.

Методы, которые применялись  для исследования данной темы курсовой работы, были анализ и синтез, а также  графический метод.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы учебные пособия таких авторов как И.В. Новикова, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю,   А.С. Селищев, И.М. Лемешевский, Э.А. Лутохина, С. Фишер, Дж.Д. Сакс и др.

 

 

 

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

 

    1. Становление классической теории макроэкономического равновесия

 

Рассматривая основы классической теории, важно уточнить, прежде всего, понятие классической школы. Термин «экономисты-классики» в научный  оборот впервые ввел К. Маркс, имея в  виду главным образом научные  изыскания А. Смита и Д. Риккардо. Однако позже западные ученые стали  трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей «классической школы» Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Милля, А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу.

Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето), англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк).

Представители австрийской  школы использовали в экономическом  анализе субъективно-психологический  подход, сыгравший огромную роль в  дальнейшем развитии экономической  теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко использовал  психологические мотивы в поведении  экономических субъектов для  построения макроэкономической теории, был Дж. Кейнс.

Основное направление  анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и  факторы производства, все объемы производства товаров и предложение  факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л. Вальрас, которого Й. Шумпетер назвал «величайшим из всех экономистов», сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных n рынках n-1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).

Англо-американская школа  состоит из двух самостоятельных  школ. Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А. Маршалл  критиковал и классическую, и австрийскую школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения, действующими как «два лезвия ножниц». За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А. Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», а вторые определял как антиполезность (тягость) труда и потери ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четкая формулировка неоклассического принципа организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.

Американская школа представлена, прежде всего, Дж. Кларком, которого иногда называют американским маржиналистом  за самостоятельно разработанную теорию предельной производительности факторов и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно его концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости».

Фундаментальным постулатом докейнсианской экономической теории – «классической теории», по определению  Дж. Кейнса, было утверждение, что экономика  всегда тяготеет к естественному  уровню реального выпуска продукции. В наиболее простом виде это положение выражается в принципе, сформулированном Ж.Б. Сэем: «Продукты обмениваются на продукты». Этот принцип явно или неявно присутствовал в теориях почти всех экономистов классического направления и был назван Дж. Кейнсом «законом рынков» Сэя, суть которого в том, что предложение создает соответствующий спрос.

Таким образом, классики предполагали, что рыночные механизмы в состоянии  обеспечить долгосрочное общее экономическое  равновесие, определяемое доступными ресурсами, технологией, а также  желанием работать, т.е. условиями, которые  определяют границу производственных возможностей экономической системы. В высшей точке делового цикла  экономика могла несколько превысить  границу производственных возможностей, что было отчасти следствием использования  сверхурочной рабочей силы, а отчасти  – отрицательным значением циклической  безработицы. В периоды спада  экономика достигает параметров, величины которых меньше предусматриваемых границей ее производственных возможностей, но это временные трудности.

Возвращающим экономическую  систему к ее естественному уровню реального объема производства (макроэкономическому  равновесию), по мнению классиков, является механизм гибких цен, заработной платы  и процентной ставки, и в условиях совершенной конкуренции распределение  доходов таково, что совокупный спрос  на благо всегда достаточен для реализации всего произведенного продукта. Эластичная заработная плата исключает длительную вынужденную безработицу. Конкуренция между неработающими за рабочие места способствует установлению такой заработной платы, при которой предпринимателям выгодно нанимать всех желающих на работу. Следовательно, заработная плата установиться на уровне, обеспечивающем полную занятость. Рыночная экономика самостоятельно поддерживает макроэкономическую стабильность, и вмешательства государства не требуется.

Однако классическая теория не отрицает, что в краткосрочном  периоде существует некая инерция  в установлении цен и заработной платы, но в долгосрочном периоде  они обладают гибкостью, реагируют на изменение конъюнктуры и обеспечивают макроэкономическое равновесие при полной занятости.

Краткосрочные и долгосрочные аспекты в экономике вытекают из гипотезы естественного уровня и  состоят в следующем: изменение  совокупного спроса оказывает влияние  на объем производства и занятость  лишь в краткосрочном периоде, а  в долгосрочном – экономика возвращается к естественным уровням объема, занятости  и безработицы.

Механизм оживления экономической  активности, развернувшийся после спада, как он представляется в классической теории, основанной на предположении  о гибкости цен, рассмотрим с помощью  графика (рис.1).


 

 

Совокупное предложение в долгосрочном  периоде



 


Y(ВВП)



 

 

Рис.1. Оживление экономики  после спада

Представим, что экономика  находится в состоянии равновесия в точке К0. Уровень цен на продукцию и ресурсы Р0, реальный объем производства соответствует своему естественному уровню Y0, а запланированные расходы (доходы), достаточные для того, чтобы полностью «поглотить» всю продукцию, представлены в виде кривой спроса AD1. Если запланированные расходы при любом уровне цен сокращаются, то кривая спроса сдвинется в положение AD2, и при уровне цены Р0 его уже недостаточно, чтобы поглотить весь объем продукции. В результате происходит аккумуляция запасов, цена падает, растет безработица. Экономика «скользит» вдоль краткосрочной кривой совокупного предложения AS1 из точки К0 до К1, однако подобная ситуация не может длиться долго. Конкуренция между безработными и владельцами используемых ресурсов приводит к общему снижению цен на ресурсы. Как только цены на ресурсы падают (этого ожидали фирмы), вся кривая совокупного предложения сдвигается вниз (AS2). При этом экономическая система в целом также перемещается вниз вдоль кривой совокупного спроса в новое равновесное состояние, для которого характерен естественный уровень реального объема производства У0. В точке пересечения AS2, AD2 и кривой совокупного долгосрочного предложения (К2) реальный объем возвращается на свой естественный уровень, то же происходит и с безработицей, и только цены на ресурсы и продукцию продолжают испытывать постоянное давление.

Многие положения классиков  приобрели особую актуальность в  наши дни, особенно после кризиса  экономической политики, опиравшейся  на концепцию ортодоксальных кейнсианцев. В результате появилась и оформилась в качестве самостоятельного научного направления новая классическая теория, включающая большую часть  основных идей своих создателей. Корни  современного монетаризма, теории рациональных ожиданий и других направлений современного экономического анализа также глубоко  уходят в классическую теорию, и  было бы неправильно рассматривать их как просто важный этап в истории экономической мысли. [1, с.49-54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Закон Ж.Б.  Сэя

 

Жан-Батист Сэй (1767 – 1832) – французский экономист. Ему принадлежат теория стоимости, учение о трех факторах производства и теория реализации.

Закон Сэя – это идея о том, что сам процесс производства товаров создает доход, равный их стоимости. Это значит, что производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке, то есть доход, необходимый для закупки всего того, что было произведено. Таким образом, предложение само создает себе спрос.

Суть закона Сэя легче всего понять на примере бартерных сделок (прямого товарообмена). Например, сапожник производит, или предлагает, обувь в качестве средства покупки, или спроса, на рубашки и чулки, произведенные другими работниками. Предложение обуви со стороны сапожника является его спросом на другие товары. И так якобы дело обстоит с другими производителями и с экономикой в целом. Спрос должен быть равен предложению. Модель кругооборота в экономике и метод измерения национального дохода предполагают что-то в этом роде. Когда доход, полученный от производства любого объема продукции, будет истрачен, его как раз хватит, чтобы обеспечить адекватный совокупный спрос. При условии, что структура продукции соответствует предпочтениям потребителей, все рынки будут «очищаться» от товаров. Может показаться, что для продажи товаров, выпущенных при полной занятости, владельцам фирм достаточно только их произвести; закон Сэя гарантирует, что потребительских расходов окажется достаточно для реализации этих товаров.

Но при этом появляется усложняющий фактор – сбережения, так как нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Сбережения представляют собой изъятие  средств из потока расходов, что  приводит к тому, что расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всей производственной продукции. Если домохозяйства сберегают какую-то часть своих доходов, то предложение не создает своего собственного спроса. Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате – непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение доходов.

Но экономисты-классики утверждают, что на самом деле сбережения приводят к недостаточности спроса, так  как каждый сбереженный рубль будет инвестирован предпринимателями. Инвестиционные расходы предпринимателей являются дополнением к потоку доходы – расходы, что может заполнить любой «пробел» в потреблении, вызванный сбережением. Итак, если предприниматели инвестируют столько же, сколько домашние хозяйства сберегают, то закон Сэя будет действовать и уровень производства и занятости останутся постоянными. Сможет или нет экономика достичь и сохранить уровень расходов, необходимый для обеспечения производства продукции и дохода при полной занятости, будет зависеть от того, намерены ли предприниматели произвести достаточное инвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели