Макроэкономическое равновесие в классической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса. В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в изучении классической теории макроэкономического равновесия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Рассматриваются методологические основы классической теории;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
1.1 Становление классической теории макроэкономического равновесия
1.2. Закон Ж.Б. Сэя
2. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
2.1. Равновесие на товарном рынке
2.2. Равновесие на рынке труда
2.3. Равновесие на денежном рынке
2.4. Модель общего экономического равновесия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 795.49 Кб (Скачать документ)

В макроэкономике совокупная производственная функция получается посредством агрегирования множества производственных функций индивидуальных субъектов рынка. На уровне отдельной фирмы производственная функция вида Y = f (x1, x2,…,xn) выражает техническое соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов производства. На макроэкономическом уровне все факторы производства могут быть сведены к земле (Q), труду (L) и капиталу (К). Поэтому агрегированная производственная функция имеет вид:                       Y = f (Q, L, K). Однако в краткосрочном периоде величина применяемого капитала остается неизменной (К = const). От земли как производственного ресурса в условиях научно-технического прогресса и высокого технического уровня используемых технологий можно абстрагироваться. В результате в краткосрочных макроэкономических моделях единственным переменным фактором остается труд (L), и агрегированная производственная функция принимает вид: Y = Y (L). Конфигурация кривой макроэкономической агрегированной производственной функции (рис.5) отражает закон убывающей отдачи. Таким образом, определив на рынке труда равновесный уровень занятости, возможно сразу же, используя агрегированную производственную функцию, рассчитать равновесный объем производства (ВВП). [1, с.57-60].

 

 

2.3. Равновесие на денежном рынке

 

Классическая макроэкономическая модель основывается на так называемой классической дихотомии реального  и денежного сектора. В реальном секторе производятся экономические  блага, происходит их распределение, перераспределение  и использование, т.е. движение реальных потоков товаров и услуг. В  денежном секторе происходит обращение  денег, которое обслуживает только движение реальных воспроизводственных  процессов, не оказывая на них непосредственного  влияния. Деньги выступают в роли сугубо технического средства и посредником  в сделках на товарном рынке, но не являются богатством. Если в реальном секторе устанавливаются относительные  цены, то в денежном  - абсолютный уровень цен. Классики исходили из принципа нейтральности денег, что предполагает отсутствие какого-либо воздействия  денежной массы на реальные переменные, и признавали существование двух параллельных экономик – реальной и денежной.

Денежный рынок в классической модели основан на количественной теории денег, которая представлена двумя  альтернативными уравнениями. Первое из них – это уравнение Фишера, или уравнение обмена:

 

где М – предложение  денег (денежная масса); V – скорость обращения денег; Р – общий уровень цен; Y – реальный объем производства (ВВП).

Другая версия количественной теории денег вытекает из первой и  представлена уравнением Кембриджской школы спроса на деньги:

 

где – величина, обратная скорости обращения («психологический» коэффициент части дохода, который хранится в денежной форме).

Классики предполагали, что  Y фиксирован на уровне полной занятости; V также является постоянной величиной и поэтому смысл количественной теории денег сводился к следующему: общий уровень цен меняется пропорционально количеству денег, находящемуся в обращении               ( ). При этом первое уравнение акцентирует внимание на скорости обращения денег, в то время как второе – на доле общих расходов, которую люди предпочитают иметь в денежной форме. Другими словами, здесь вместо скорости оборота денег вводится понятие предпочтение ликвидности.

Таким образом, совокупный спрос  на деньги в классической модели (Md) есть функция реального оборота производства (Y), умноженного на общий уровень цен (P). Функция спроса и предложения денег представлена в графическом виде (рис.5).

 

Рис.5. Равновесие на денежном рынке

 

Предложение денег в классической модели задается экзогенно. Устанавливается, к примеру, правительством, и поэтому  функция предложения денег задана вертикальной линией (Ms). Функцию спроса на деньги отражает линия Md, начало которой зависит от объема национального производства, к тому же величина его (Y) фиксирована на уровне полной занятости. Спрос и предложение денег уравновешиваются в точке К. Такое равновесное состояние носит устойчивый характер, и любые отклонения от него порождают автоматическую тенденцию возврата к равновесию. Рисунок наглядно иллюстрирует основную идею количественной теории, согласно которой общий уровень цен меняется пропорционально денежной массе, находящейся в обращении. [1,с.60-62].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Модель общего экономического равновесия

 

Под общим экономическим  равновесием понимается такое состояние  экономики, при котором на всех рынках (благ, денег, ценных бумаг и труда) достигается равновесие. Для классиков  экономика представляет собой зрелую систему, характеризующуюся полной занятостью всех факторов производства, гибкостью цен и заработных плат, а также рациональным поведением экономических субъектов.

С самого начала следует  оговориться, что для классиков  проблемы общего экономического равновесия в современном понимании не существовало. Этой школой достижение общего экономического равновесия принималось как нечто  само собой разумеющееся. И только «великая депрессия» (1929 – 1932гг.) поколебала эту догму. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия представляет собой своеобразную реконструкцию  взглядов классической школы с использованием современного макроэкономического  инструментария.

Классическая модель общего экономического равновесия основывается на следующих положениях.

Во-первых, для классиков  основным экономическим рынком является рынок труда. Именно он играет главную  роль при формировании общего экономического равновесия в реальном секторе экономики. Классики считают, что на рынке труда  существует полная занятость (при наличии  естественной безработицы).

Во-вторых, деньги не являются богатством, не имеют самостоятельной  ценности (принцип нейтральности  денег). Поэтому рынки благ и денег  не являются взаимосвязанными, каждый из сектора экономики – денежный и реальный – существует сам по себе (принцип классической дихотомии).

Построение классической модели общего экономического равновесия можно сравнить с детской игрой  «в кубики».

Для начала рассмотрим ведущий рынок: рынок труда («первый кубик»). Равновесие на нем выражается уравнением:

Ld (w) = Ls (w).

При этом реальная заработная плата равна предельной производительности труда:

 

Вторым «кубиком» является производственная функция:

Y = Y (L),

то есть занятость определяет уровень реального производства. При этом подразумевается, что занятость  является полной. Поэтому линия совокупного  предложения на рынке товаров  – вертикальна.

Совокупный доход равен  сумме потребления и сбережения:

Y = C + S.

Это равенство можно трактовать как объем совокупного предложения.

Что же касается совокупного  спроса, то он равен совокупным расходам домашних хозяйств и предпринимательского сектора:

Y = C + I.

Если спрос равен предложению, то C + S = C + I или C = I.

Равенство сбережений и инвестиций (S = I) достигается на рынке капитала благодаря гибкости процентной ставки: сбережения находятся в прямой зависимости от процентной ставки, а инвестиции – в обратной.

Имея в виду эти соображения, начнем составлять «кубики». (рис.6)                      [3, с.337-339].

 

Рис.6. Классическая модель общего макроэкономического равновесия

На графике в третьем  квадрате представлено равновесие на рынке труда. Равновесная занятость (L*) через производственную функцию (квадрат IV) определяет положение линии совокупного предложения (квадрат I). Функция совокупного спроса в классической теории зависит только от величины денег и выводится из количественной формулы денег. Изменение массы денег (М) оказывает влияние только на уровень цен (Р). Поэтому при увеличении денежной массы линия совокупного спроса (AD) сдвигается вправо     (квадрат I). Линия совокупного предложения (AS) остается неизменной (принцип классической дихотомии). Рост цен приводит к соответствующему увеличению номинальной заработной платы (W) при неизменности уровня реальной заработной платы (квадрат II). [1, с.64-65].

Таким образом, классическая модель общего экономического равновесия иллюстрирует принцип саморегулирования: экономика находится в состоянии  равновесия, государству нет никакой  необходимости вмешиваться в  народнохозяйственную сферу, так как  гибкость цен, номинальной заработной платы и ставки процента обеспечивают автоматическое приведение системы  в равновесие. [3, с.339].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем некоторый итог.

  1. Классическая модель макроэкономического равновесия предлагает следующее: выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста; равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке; абсолютную эластичность заработной платы и цен (на факторы производства и экономические блага); постоянно сохраняющуюся тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики (кривая AS – вертикальная линия); способность рыночной экономики балансировать совокупный спрос и совокупное предложение с помощью внутренних механизмов при полной занятости и полном использовании других факторов производства.
  2. Экономисты классической школы не только создали теорию частичного рыночного равновесия, но и сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон Ж.Б. Сэя, согласно которому в экономике, базирующейся на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счете совокупный спрос окажется равным совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временной характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют.
  3. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизма гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов.
  4. Особенностью классической макроэкономической модели является принцип нейтральности денег, предполагающий отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т.е. для выполнения чисто технической функции при совершении купли-продажи. На этом основании классиками была сформулирована концепция классической дихотомии – системы функционирования двух параллельных рынков: реального и денежного, равновесие между которыми поддерживается через автоматические стабилизаторы. Отсюда делается вывод о нецелесообразности вмешательства государства в экономическую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск : Тетра-Системс, 2010. – 384с.
  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XXXVI, 972с.
  3. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб. : «Издательство «Питер»», 2000. – 448с.
  4. Лемешевский И.М. Л44 Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
  5. Макроэкономика: специально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лотухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442с.
  6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.
  7. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер с англ. – М.: Дело, 1996. – 848с.
  8. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 288с.
  9. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352с.
  10. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. – 416с.
  11. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. – 472с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели