Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:42, реферат

Описание

Макроэконо́мика это (от греч. μακρός — длинный, большой, οἶκος — дом и νόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономики страны в целом (либо её части, отрасли), такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, Дeфицит бюджeтa, экономический рост, государственное регулирование экономики и т. п.
Макроэкономика оперирует такими понятиями как ВВП, ВНП, совокупный спрос, совокупное предложение, платёжный баланс, денежная масса, инфляция, безработица, рынки денег, товаров и труда, используя агрегированные показатели.
Впервые термин употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1933 года. Учредителем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс.

Работа состоит из  1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 96.80 Кб (Скачать документ)

-тех, кто по-прежнему исповедует  лозунг классиков «лессэ фэр!», отрицая необходимость прямого вмешательства в макроэкономические процессы с целью их регулирования («неоклассики», «либералы», «консерваторы»);

-тех, кто полагает, что только  союз рынка и государства может  дать макроэкономическую эффективность  («кейнсианцы» - «неокейнси-анцы»);

-тех, кто призывает к умеренному, опосредованному вмешательству  в макроэкономические процессы («неолибералы», «неоклассический синтез », « монетаристы » ).

В целом очевидно, что мера государственной «помощи» макрорынку в разные исторические периоды неодинакова: то возрастает, то уменьшается, отражая прежде всего объективные обстоятельства (социально-экономическую структуру рыночной собственности, в том числе удельный вес государственного сектора; соотношение малого, среднего и крупного бизнеса; степень монополизма; уровень «открытости» экономики; даже демографические показатели, когда, например, постарение населения требует усиления перераспределительных процессов и т. д.). А поскольку все эти параметры подвижны, то динамика и экономическая роль государства - и во времени, и в пространстве (для отдельных сфер, отраслей и стран) различны, так что вполне может возникнуть ситуация, когда возрастание роли государства в одной сфере экономики будет «компенсироваться» уменьшением его роли в другой сфере, и т. п.

Разумеется, купля всего, что произведено, - не самоцель: на самом же деле за этим скрывается общая для всех уровней  экономики (и для микро-, и для макро) проблема: как ограниченными ресурсами удовлетворить неограниченные потребности? Ведь трагическое для человека и союза несоответствие этих двух параметров присуще не только микроэкономике, но и макроэкономике.

Для того, чтобы все произведенное раскупили, необходимо, чтобы совокупное предложение и совокупный спрос совпадали бы по объему, структуре и ценности. Однако в экономической реальности существует множество объективных и субъективных факторов, препятствующих такому совпадению (которое для экономистов стало просто идефикс).

В то же время макроэкономика способна преподать урок настоящей диалектики: оказывается, экономический прогресс и рост исходным пунктом имеют как раз таки осуждавшееся экономистами-классиками несовпадение совокупного спроса и совокупного предложения. Мучительное преодоление этого несовпадения и образует механизм экономического роста, ибо несовпадение названных макровеличин обнаруживает изменение структуры потребностей федерации и необходимость приведения в соответствие с ней структуры производства. Таким образом, то, что мы только сейчас готовы были принять за «идеал» (равенство совокупного спроса и совокупного предложения), теперь превращается в свою противоположность - в препятствие экономической динамике.

Проблема реализации (купли-торговли) всего результата годового производства страны порождена только рыночным устройством  макроэкономики - дорыночная («традиционная») и внерыночная («административная») формы экономической фирмы такой проблемы не знают, ибо в них отсутствует свободный обмен между свободным производителем (продавцом) и свободным приобретателем (покупателем) как частными собственниками; в этих союзах господствует «натуральный» или «рационированный» обмен. И только «рыночная» макроэкономика -монетарная система, приносящая свободу своим субъектам, - порождает проблему купли-торгово-промышленной деятельности результата национального производства, проблему вечную, постоянно воспроизводимую, разрешаемую в теории, но не на практике, в вечности которой - жизнь, эффективность и динамика рыночной системы

Рекомендации, разработанные по результатам  выполнения исследовательского проекта  “Использование макроэкономических моделей  для анализа эффективности экономической  политики в Российской Федерации”

Творческий коллектив сотрудников  и аспирантов экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова проводил в 2001-2002 г.г. исследования в рамках аналитического проекта “Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики в Российской Федерации”.

Цель проекта - анализ последствий  проводимой в Российской Федерации  макроэкономической политики, направленной на решение актуальных для переходной экономики проблем инфляции, внешнеторговых связей, неформального сектора, государственного задолженности, а также выработка  рекомендаций по ее совершенствованию.

Результатом проведенных исследований являются практические рекомендации, которые мы приводим в данной курсовой. Данные рекомендации представляю собой большой практический интерес, так как на сегодня мы уже можем сказать насколько они были верны и, соответственно, насколько эффективен макроэкономический анализ для Российской Федерации.

По проблемам инфляции и кредитно-денежной политики. Анализ динамики инфляционного  процесса в Российской Федерации  за последние десять лет позволяет  сделать следующие выводы.

Период высокой инфляции характеризовался инфляцией расходов, вызванной ростом цен на энергоносители и падением курса валюты Российской Федерации. В этом и последующих периодах наблюдался высокий уровень инфляционной инерции, связанный с инфляционными  ожиданиями.

Снижение темпов инфляции произошло  в результате введения валютного  коридора (т.е. фактической фиксации курса валюты РФ) и задержек в  выплате заработной платы.Положительной связи темпов инфляции с темпами роста денежной массы обнаружено не было, что свидетельствует в пользу немонетарных концепций природы российской инфляции.

Эконометрическая оценка характера  инфляционных ожиданий показала, что  скорость их пересмотра российскими  экономическими агентами достаточно высока. Это не позволяет бороться с инфляцией  с помощью традиционных методов; необходимы меры, направленные на снижение инфляционных ожиданий. Некоторая политическая и экономическая стабилизация, наметившаяся в последнее время в Российской Федерации, создает таким образом благоприятные условия для борьбы с инфляцией.

Усиление инфляционных процессов  в ближайшем будущем может  быть вызвано ценовой политикой  естественных монополистов, способной  снова привести к инфляции затрат. Поэтому в качестве гетеродоксных мер, направленных на снижение инфляционных ожиданий, следует, в первую очередь, использовать контроль над уровнем цен на продукцию естественных монополистов.

Проведенное исследование показало, что возможности извлечения реального  сеньоража при существующих темпах инфляции, скорее всего, не исчерпаны. В условиях снижения инфляционных ожиданий развитие инфляционных процессов будет существенным образом зависеть от бюджетной политики правительства. В этой связи следует продолжать курс на достижение профицита государственного бюджета и укреплять независимость резервного банка. По проблемам открытой экономики. Анализ проблем краткосрочного равновесия на основе модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала показал, что при поддержании валютного курса кредитно-денежная политика неэффективна в смысле влияния на профит. Эффект проводимой бюджетно-налоговой политики при определенных условиях может существенно ослабляться противоположно направленным влиянием изменения предложения денег, использующегося для поддержания сложившегося валютного курса. Эконометрический анализ показал, что именно эти условия характерны для экономики Российской Федерации. В такой экономике наибольшее влияние на профит оказывает внешнеторговая политика. Поэтому либерализация внешней торговой деятельности Российской Федерации при сохранении политики поддержания валютного курса может привести к падению профита.Результаты имитационных расчетов по модели либерализации внешней коммерции показали, что уровень благосостояния в стране при переходе к открытой экономике падает в случае высокой маржи между показателями эластичности выпуска по факторам производства в экспортоориентированном и импортозамещающем секторах. Эмпирическое исследование эпизодов перехода к открытой экономике в различных странах подтвердило модельные представления о причинах ухудшения благосостояния при увеличении степени открытости экономики. Проведенные расчеты показали, что в условиях сложившейся в Российской Федерации структуры экономики и существующих параметрах производства возможность ухудшения благосостояния при либерализации внешней продажи достаточно велика. Полученные результаты позволяют предположить, что резкая либерализация внешней сбыта в Российской Федерации может привести к падению прибыли, то есть вызвать экономический спад и депрессию. Этот вывод представляется особенно важным в свете предполагаемого вступления Российской Федерации во Всемирную торговую компанию (ВТО). Принимая подобное решение необходимо оценить все возможные позитивные и негативные последствия, в том числе и возможность ухудшения благосостояния из-за большого разрыва в нормах дохода в различных секторах экономики. В случае положительного решения высказанные соображения желательно иметь в виду при формировании условий окончательного соглашения.

По проблемам теневой экономики. На основе анализа литературы и результатов  моделирования были сформулированы мероприятия, реализация которых способствует уменьшению размеров теневой экономики. Эти мероприятия были проранжированы экспертами в соответствии со следующими критериями:

-влияние на доходы консолидированного  бюджета;

-Издержки ресурсов на осуществление;

-вероятность принятия необходимых  законов для реализации данного  мероприятия.

Обработка экспертных оценок позволила  выявить согласованное мнение о  наиболее приоритетных мерах, направленных на снижение размеров теневого сектора. Этими мерами являются:

- снижение ставок социального  налога и налога на выгода;

- переход к накопительной пенсионной  системе;

- подготовка новых кадров для  налоговых органов;

- улучшение материально-технической  базы налоговых органов.

Первые две меры направлены на уменьшение стимулов к уклонению от социального  налога и налога на выгода; третья и четвертая - на увеличение вероятности наказания уклоняющихся от налогов.

По проблемам государственного займа. Анализ платежеспособности Российской Федерации по внешнему обязательству  показал, что в последнее десятилетие  основная проблема состояла не столько  в нехватке ресурсов для его выплаты, сколько в трудностях концентрации этих ресурсов в государственном  секторе. Имея значительные по сравнению  с другими странами с переходной экономикой доходы от экспортирования, Россия вплоть до 1999 года испытывала хронический  дефицит государственного бюджета, что приводило к наращиванию  ее внешнего обязательства. Возможности  стабилизации доли задолженности в  ВВП также осложнялись отсутствием  экономического роста.

В последние два года наблюдалось  улучшение показателей платежеспособности Российской Федерации. Однако возникает  вопрос, в какой мере оно было вызвано благоприятной экономической  конъюнктурой и в какой являлось результатом целенаправленной экономической  политики.

Исследование, проведенное в предположении, что бюджетно-налоговая политика ориентирована на поддержание ресурсов для выплат по внешнему займу, позволило  выявить степень зависимости  платежеспособности от факторов экономической  конъюнктуры.

Эконометрический анализ показал, что в последнее время на платежеспособность Российской Федерации по внешнему обязательству  значимо влиял такой фактор внешнеэкономической  конъюнктуры как цены на нефть. Это  происходило вследствие высокой  эластичности торгового баланса  к изменению этих цен.

Реальный валютный курс имел более  сильное влияние на сальдо торгового  баланса в период действия валютного  коридора. После кризиса 1998 года торговый баланс неэластичен к данному  фактору. Рост реального выгоды оказывает  все более серьезное воздействие  на торговый баланс, вызывая увеличение импорта и падение чистого  экспортирования.

Сценарные расчеты показали, что  в наибольшей степени платежеспособность страны может снизиться за счет падения  цен на нефть. При сохранении благоприятной  экономической конъюнктуры (росте  цен на нефть к концу 2003 года до 24 долларов за баррель), торговый баланс остается мало чувствительным к изменению остальных факторов. Это свидетельствует о том, что сохранение текущих тенденций роста профита, сопровождающегося укреплением национальной валюты России, не представляет в ближайшей перспективе серьезной угрозы для торгового баланса как источника выплат по займу. Более того, укрепление национальной валюты приведет к снижению бремени внешнего займа, а экономический рост увеличит ресурсную базу для его выплаты.

Таким образом, следование текущей  экономической политике окажет положительное  влияние на платежеспособность по внешнему обязательству.

Политика снижения реального валютного  курса не приведет к серьезному увеличению торгового баланса, но увеличит бремя  внешнего обязательства.

Расчеты показали, что в условиях пиковой долговой нагрузки 2002 и 2003 гг. и сохранении благоприятной динамики цен на нефть примерно треть торгового  баланса должна быть отдана кредиторам. Первичный профицит для этого  должен составить порядка 5,5% ВВП. Этот показатель находится на уровне 2001 года и поэтому выглядит выполнимым.

Угроза торговому балансу и  платежеспособности при сохранении прежних параметров внутренней политики может создаться только при снижении мировых цен на нефть до 12 долларов за баррель. В этом случае торговый баланс может быть увеличен за счет снижения реального валютного курса (минимум на 1% в месяц). Однако при  этом возрастет долговая нагрузка на бюджет. Половина торгового баланса  в 2002 и 2003 гг. должна будет использоваться для выплаты внешнего задолженности, а необходимая величина первичного профицита составит 6,7% ВВП. Маловероятно, что правительству удастся выполнить  этот норматив и осуществить выплаты 2003 года без дополнительных внешних  заимствований.

Таким образом, как показало исследование, независимо от сценария динамики цен  на нефть, политика стимулирования торгового  баланса за счет снижения реального  валютного курса означает ухудшение  показателей платежеспособности Российской Федерации из-за относительно более  низкой эластичности торгового баланса  к реальному валютному курсу, чем к ВВП.

Информация о работе Макроэкономика