Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:25, контрольная работа

Описание

Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хо-зяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики.
Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность эко-номики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике:
1.1 Понятие малого бизнеса ……………………………………………5
1.2 Значение и задачи малого предприятия …………………………...6
1.3 Роль малого бизнеса в экономике …………………………………8
2 Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий…………………………………10
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия ………………...11
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России ………………..12
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства ……..13
3.3 Фонды поддержки малого предпринимательства ………………..16
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства ….18
3.5 Малый бизнес в Тюменской области ....…………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Малые предприятия и их роль в экономике.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [6, стр. 33, 56]

Важность малых предприятий  еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории. [6, стр. 26]

 

2. Правовые основы  деятельности малых предприятий

2.1. Создание, государственная регистрация и  ликвидация малых предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.

Предприятие может быть создано либо по решению  собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.

Учредительными документами  предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается  утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]

Государственная регистрация  предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Ликвидация предприятия  осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. [15]

 

2.2. Управление  предприятием; хозяйственная и иная  деятельность предприятия

Управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия – юридического лица.

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. [15]

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов  и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяются учредителем. [4, стр. 6, 9]

 

 

3. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса

3.1. Проблемы становления  малого бизнеса в России

Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В ряде случаев местные  власти выступают учредителями малых  предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как  один из важнейших в программу  демонополизации народного хозяйства  страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

– выделение самостоятельных производственно-хозяйственных  блоков;

– выделение малых и  средних коллективов из состава  крупных предприятий;

– создание небольших дочерних предприятий  по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов  как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. [3, стр. 28]

Поэтому одним из решающих условий  углубления проводимых в России экономических  реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

 

3.2 Государственная поддержка малого  предпринимательства

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [15]

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2. Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

4. Организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий.  [15]

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;

2. проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства. [15]

Государственная поддержка  осуществляется в соответствии с  федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. [4, стр. 17]

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете  ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.

Государственные и муниципальные  программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:

– меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

– перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

– меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

– предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.

Финансовое обеспечение  государственных и муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. [15]

Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают  фонды поддержки малого предпринимательства.

3.3 Фонды поддержки малого предпринимательства

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.  

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике