Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:25, контрольная работа

Описание

Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хо-зяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики.
Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность эко-номики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике:
1.1 Понятие малого бизнеса ……………………………………………5
1.2 Значение и задачи малого предприятия …………………………...6
1.3 Роль малого бизнеса в экономике …………………………………8
2 Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий…………………………………10
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия ………………...11
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России ………………..12
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства ……..13
3.3 Фонды поддержки малого предпринимательства ………………..16
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства ….18
3.5 Малый бизнес в Тюменской области ....…………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Малые предприятия и их роль в экономике.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Основными направлениями  деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

– Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

– Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развитии конкуренции, насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;

– Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

– Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

– Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Средства фонда формируются  за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства  РФ от 04.12.95г № 1184.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.

Основные задачи указанных фондов:

– Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

– Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

– Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

– Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

– Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее. [12, N12, стр. 7]

3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства

Налогообложение субъектов  малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода. [5, стр. 21]

Малый бизнес может быть организован как минимум  в следующих формах:

– Индивидуальный предприниматель;

– Организация;

– Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;

– Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения

Индивидуальный  предприниматель уплачивает с суммы полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ). Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.

Кроме того, с суммы  полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.

Организация. С суммы полученной прибыли организация  уплачивала налог на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% [16].  Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация.

Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными  предпринимателями): налог на пользователей  автодорог, который исчисляется  в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%. [5, стр. 22]

Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Участники малого бизнеса  могут перейти на применение упрощенной системы налогообложение, учёта  и отчетности. Такая возможность  предоставлена только юридическим лицам – субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Не могут  перейти на упрощенную систему налогообложения  предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.

Объектом обложения  единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В  том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.

Предприятие считается  перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация. [5, стр. 23]

Единый налог  на вменённый доход

По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» появился особый режим налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса. [5, стр. 23, 24]

Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего  единый налог на вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности, а на основании  определённой расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и  других условиях. [15]

Объектом налогообложения  при применении единого налога является вменённый доход на очередной  календарный месяц.

 

3.5 Малый бизнес в Тюменской области

С момента возникновения малого предпринимательства в РФ количество малых предприятий в Тюменской области составляло на конец 1994 г. – 7,5 тыс., 1995 г. – 24 тысячи, 1996 г. – 32824 предприятия. 1996 год стал ключевым для развития малого бизнеса Тюменской области. Вступил в силу Закон Тюменской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области», в котором изложены общие правовые, экономические и организационные основы государственной политики поддержки в нашем регионе предпринимательства; была разработана областная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996 – 1997 гг.

В Тюменской области  в 1997 году действовало 34,4 тыс. малых  предприятий (4,1% от общего их количества в стране). В территориальном распределении малого предпринимательства наблюдалась зависимость от уровня урбанизации. В городах находилась основная масса малых предприятий области. Это было связано с тем, что в городах имелась уже достаточно устойчивая система факторов – экономических, инфраструктурных, кадровых, финансовых, обеспечивающих функционирование большинства предпринимательских структур. Самые насыщенные малыми предприятиями города – Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Тобольск.

Отраслевая структура  малого предпринимательства в регионе  отличалась от показателей и пропорций в целом по России:

– удельный вес предприятий  торговли и общественного питания  очень высок (54,1%) и на 7% больше, чем  по России (46,8%);

– промышленной деятельностью  в нашей области было занято лишь 5,8% малых предприятий, а в целом по России 14,2%;

– строительством – 17,3%, по России – 13,8%;

– общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка – 1,8%, по России – 5,8%;

– наукой и научным обслуживанием – 2,3%, по России соответственно 2%.

Интенсивное развитие малого предпринимательства происходило в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений. В то же время инновационный бизнес, связанный с использованием рискового капитала, созданием новых технологий, вложением средств в освоение производства новых видов продукции, развивался плохо.

На малых предприятиях Тюменской области в 1997 году работало 342,8 тыс. человек, из них 286,7 тыс. – постоянные работники.

 

 

Таблица 1

Основные показатели деятельности организаций малого предпринимательства Тюменской области

 

Названия показателя

годы

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Число предприятий на конец года, ед.

34358

16760

13395

12529

11315

11064

10338

12175

Среднесписочная численность 

работающих, чел.

286655

176367

128767

122936

119796

119263

119786

140466

Объем производства продукции (работ, услуг) млн руб.

7786,7

9870,7

21220

29319,7

51694,4

44509,3

58968,4

87031,7

Инвестиции в основной капитал млн руб.

279,2

131,2

647,7

3360,6

732,9

1222,2

1285,8

2664,3


 

Администрацией Тюменской области в целях создания основ для реальной поддержки малого предпринимательства региона были разработаны областные программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 год, 1999 – 2000 гг., 2001 год. Они были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и формирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Так, к числу наиболее значимых мероприятий, выполненных в 2001 году в рамках осуществления государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области, можно отнести следующие:

сформирован координационный  совет по развитию предпринимательства, который призван обеспечить поиск конструктивных решений по ключевым проблемам малого и среднего бизнеса, обобщение положительного опыта в регионе в данной сфере, а также обратную связь со всеми предпринимательскими структурами области;

– создан Фонд развития и поддержки предпринимательства  Тюменской области, сотрудники которого путём непосредственного взаимодействия с представителями предпринимательской  среды оказывают им всестороннюю действенную помощь;

– создан бизнес-инкубатор, призванный на безвозмездной основе содействовать становлению вновь созданных малых предприятий;

– сформирована сеть опорных  консультационных пунктов практически  во всех крупных городах Юга Тюменской области, в задачи которых входит оказание юридической помощи субъектам малого предпринимательства в процессе их деятельности;

– проведен ряд семинаров с привлечением специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учёта и юридической защиты.

Основной целью программы  государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 2002 – 2003 годы являлось существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для повышения темпов развития малого предпринимательства через внедрение эффективных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, имущественная поддержка малого бизнеса, а также всесторонняя подготовка кадров предпринимателей и создание новых рабочих мест. Программа была ориентирована на реализацию мероприятий по таким направлениям, как содействие развитию тюменских лизинговых компаний в кредитовании малого предпринимательства на основе финансового лизинга, функционирование областного бизнес-инкубатора, дальнейшее развитие системы обучения субъектов малого предпринимательства, финансовое содействие территориальному развитию малого предпринимательства посредством деятельности существующих муниципальных фондов поддержки предпринимательства.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике