Малые предприятия в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

В связи с переходом России к рыночным отношениям возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем в немалой степени зависит и от развития малых предприятий.
Для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………...3
1. Сущность и критерии малого предпринимательства…………………...4
2. Значение и задачи малого предприятия………………………………….5
3. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике…………….7
4. Виды малых предприятий…………………………………………………9
4.1. Коммунанты……………………………………………………………9
4.2. Патиенты……………………………………………………………….10
4.3. Эксплеренты…………………………………………………………...10
5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления…………..10
6. Аналитическая часть……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Цепере тема 13.docx

— 41.97 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…..…………………………………………………………………...3

1. Сущность и критерии малого предпринимательства…………………...4

2. Значение и задачи малого предприятия………………………………….5

3. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике…………….7

4. Виды малых предприятий…………………………………………………9

    4.1. Коммунанты……………………………………………………………9

    4.2. Патиенты……………………………………………………………….10

    4.3. Эксплеренты…………………………………………………………...10

5. Проблемы  малого бизнеса в России и  пути их преодоления…………..10

6. Аналитическая  часть……………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………..……………..………..…….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В связи с переходом России к рыночным отношениям возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем в немалой степени зависит и от развития малых предприятий.

       Для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

       Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малых предприятий должно быть основой специальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

       Объектом исследования в представленной работе являются малые предприятия Цель работы – изучить малые предприятия в системе рыночных отношений.

При написании  реферата, я преследовал следующие задачи:

       - раскрыть сущность малого бизнеса;

       - показать место малых предприятий в системе рыночных отношений; 

       - осветить становление и деятельность российских малых предприятий; выделить проблемы, с которыми малые предприятия сталкиваются в процессе своего функционирования;

       - наметить перспективы дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.

       Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности.

       Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

       Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты.

 

1.СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

       Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.

        Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

       В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону

“О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

       - в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

       - в оптовой торговле – 50;

       - в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

       - в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50

человек.

       Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие –всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих.

       Таким образом, существуют малые

государственные, малые совместные, малые частные  и прочие виды малых предприятий.

 

2.ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

       Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.

       Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

       В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

       С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

       С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

       Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д..

       Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор.

       Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

       Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

 

3.МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

       Так называемая малая экономика важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

       Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

       - активизация структурной перестройки экономики; · насыщение потребительского рынка товарами;

       - преодоление отраслевого и регионального монополизма;

       - расширение конкуренции; 

       - создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.

       - укрепление экономической базы местных органов власти.

       - Развитие сел, небольших городов ;

       - Возрождение художественных промыслов;

       Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.

       В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий. Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами.

       Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства.

       Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях и крупными.

       Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства.

       В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно технических и коммерческих трудностей.

       Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров.

Информация о работе Малые предприятия в системе рыночных отношений